Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 12:46, контрольная работа
Диагностика организации – совокупность исследований для определения и уточнения целей функционирования хозяйственного объекта (предприятия, фирмы, компании), способов их достижения, выявления проблем и вариантов их решения. Сущность диагностики деятельности организации состоит в установлении и изучении признаков, измерении основных характеристик, отражающих состояние хозяйствующего субъекта, для предсказания возможных отклонений от устойчивых, средних, стандартных значений и предотвращения нарушений нормального режима работы. Цель диагностики деятельности организации – повышение эффективности ее деятельности на основе системного изучения и исследования функционирования и обобщения его результатов.
Введение.
1. Общие положения и принципы диагностики.
2. Этапы процесса диагностики предприятия.
3. Методики организационной диагностики предприятия.
Заключение.
Список используемой литературы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ
Специальность практический психолог , 4 лет обучения
По предмету Организационная диагностика
Тема: «Организация диагностики предприятия»
Введение.
1. Общие положения и принципы диагностики.
2. Этапы процесса диагностики предприятия.
3. Методики организационной диагностики предприятия.
Заключение.
Список используемой литературы.
Диагностика обычно понимается как:
- процесс получения информации
о состоянии объекта,
- средство осуществления этого процесса (совокупность методов и средств деятельности по оценке состояния объекта);
- специальное направление деятельности (научная дисциплина).
Российский социолог В.В. Щербина ключевым считает второе определение, трактующее диагностику как специфическое средство деятельности, так как два других выступают по отношению к нему как производные.
Следует, что диагностика
представляет собой комплексное
социологическое исследование, целью
которого является измерение текущего
состояния объекта и
Еще одно определение организационной диагностики принадлежит Н.О. Токмаковой: «Организационная диагностика - это исследовательская деятельность, направленная на установление, анализ и оценку проблем развития и повышения эффективности системы менеджмента организации и выявление главных направлений их решений».
Любая организация существует и функционирует во взаимосвязи со множеством факторов. Эти факторы по разному воздействуют на организацию и оказывают очень существенное влияние на возможности организации, ее перспективы и стратегию.
Цель работы: раскрыть понятие и разновидности диагностики организации.
1. Сущность и содержание диагностики организации
Диагностика организации – совокупность исследований для определения и уточнения целей функционирования хозяйственного объекта (предприятия, фирмы, компании), способов их достижения, выявления проблем и вариантов их решения.
Сущность диагностики деятельности организации состоит в установлении и изучении признаков, измерении основных характеристик, отражающих состояние хозяйствующего субъекта, для предсказания возможных отклонений от устойчивых, средних, стандартных значений и предотвращения нарушений нормального режима работы.
Цель диагностики деятельности организации – повышение эффективности ее деятельности на основе системного изучения и исследования функционирования и обобщения его результатов.
К основным задачам диагностики деятельности организации следует отнести следующие.
- Идентификация реального состояния анализируемого объекта.
- Исследование состава и свойств объекта, его сравнение с известными аналогами или базовыми характеристиками, нормативными величинами.
- Выявление изменений в состоянии объекта в пространственно – временном аспекте.
- Установление основных факторов, вызывавших изменения в состоянии объекта, и учет их влияния.
- Прогноз основных тенденций деятельности.
Классификация видов диагностики
Структурная диагностика основана на декомпозиции изучаемого объекта и изучении структурных характеристик его элементов.
Функциональная диагностика исследует процесс функционирования (деятельности) предприятия.
Организационная диагностика является технологией анализа состояния предприятия и помогает:
- установить особенности социально-психологического климата в коллективе, стиль и методы руководства;
- выявить проблемные моменты в рабочем процессе;
- подготовить рекомендации по оптимизации деятельности компании.
Управленческая диагностика – это комплекс исследований, включающий в свой состав анализ и оценку системы менеджмента организации.
Систематическая диагностика предполагает постоянное исследование изменения технико-экономического состояния предприятия.
Эпизодическая (точечная) диагностика основана на разовых специальных исследованиях изменения технико-экономического состояния предприятия.
Количественная диагностика исходит из необходимости определения количественных характеристик технико-экономического состояния предприятия. Цель данного вида диагностики состоит в измерении, сравнении результатов производства, уровня затрат, установлении количественной меры влияния различных факторов.
Качественная диагностика основана на качественных сравнительных оценках, характеристиках технико-экономического состояния предприятия. Ее целью является выявление особенностей данного состояния и его внутренних взаимозависимостей.
Статистическая диагностика основана на исследовании характерных особенностей и закономерностей развития путем применения математико-статистических и экономико-статистических методов. Завершается интерпретацией полученных результатов, формулировкой теоретических и практических выводов и предложений.
Факторная диагностика основана на определении и детальной оценке каждой причины, каждого фактора, которые могут привести к возникновению отклонений фактических результатов деятельности предприятия от плановых. Основана на применении метода факторного анализа.
Экспертная диагностика основана на исследовании характерных особенностей и закономерностей развития путем применения комплекса логических и математических процедур, направленных на получение от специалистов (экспертов) информации, ее анализ и обобщение.
2. Этапы процесса диагностики предприятия.
3. Методики организационной диагностики предприятия.
Для получения достоверной информации в ходе диагностического исследования должно быть использовано не менее двух различных методик, т.к. это компенсирует возможные ошибки и помехи, связанные с одним конкретным методом (например, из-за искажения результатов фактором социальной желательности).
При выборе подходящей методики внимание обращается на такие характеристики как низкая стоимость (сюда же включается простота и скорость заполнения методик), надежность, гибкость (адаптируемость к конкретной ситуации), способность давать качественные данные и т.д.
1. Диагностическое интервью.
Интервью является наиболее
популярным методом сбора первичной
информации в практике диагностики
организационных проблем. Обычно при
первичной диагностике
Консультант может получать информацию не только из прямых ответов респондента, но также из замечаний, комментариев, высказываний, шуток и жестов, которые их сопровождают. Основной ошибкой при интервьюировании является повышенная активность консультанта.
Использование этого метода требует от проводящего интервью умения вступать в контакт, слушать, управлять беседой, импровизировать. Однако не имеет смысла проводить беседу, когда опрашиваемый явно отказывается сотрудничать.
Интервью можно проводить не только с одним человеком, но и одновременно с небольшой группой людей. Однако группа может оказывать на людей сдерживающее воздействие, они могут быть менее откровенными в своих ответах, особенно в присутствии вышестоящих в служебной иерархии лиц.
Преимущество интервью заключается
в том, что каждый ответ может
быть проверен и отработан, что положительно
сказывается на полноте, глубине
и определенности получаемой информации.
Однако проведение интервью требует
значительных затрат времени и средств,
а также высоких
2. Диагностическое анкетирование.
Анкетирование представляет
собой процедуру работы с сотрудниками
организации посредством
Анкетирование в организациях может проводиться в двух формах:
Групповое обследование по месту работы. Организационно это наиболее доступная и оперативная форма опроса. Анкетер, работающий с группой опрашиваемых из 10-20 человек, объясняет цель обследования, правила заполнения анкеты и, в случае возникновения сложностей в ходе работы, индивидуально консультирует респондентов. При этом анкетер сразу может контролировать полноту и правильность их заполнения. Эта форма опроса обеспечивает 100%-ный возврат анкет и короткий срок сбора данных.
Индивидуальное обследование с помощью раздаточной анкеты. Анкетер либо вручает анкету респонденту, договариваясь о сроке возврата при повторной встрече, либо, объяснив правила заполнения и цели опроса, ожидает заполнения анкеты. При первом варианте у респондента больше времени на обдумывание ответов, однако, появляется возможность замены респондента, возникает проблема возврата анкеты.
Основными достоинствами анкетного опроса являются его экономичность и оперативность. С помощью анкетирования можно получить значительный объем информации в краткие сроки.
3. Диагностическое наблюдение.
Наблюдение начинается с первых ознакомительных встреч консультанта в организации. Тогда у него формируются первые впечатления, которые в дальнейшем подвергаются постоянной корректировке. Консультант может многое узнать об отношениях между людьми и их поведении, наблюдая за членами организации во время опросов.
Применительно к орг. диагностике выделяют различные виды наблюдения.
1. Активное диагностическое наблюдение (консультант сам включается в какие-то процессы в клиентской организации и на собственном опыте выясняет ее проблемы).
2. Стороннее наблюдение.
Основными проблемами, осложняющими
применение данного метода сбора
первичной информации, являются субъективность
наблюдателя и вероятность
Метод наблюдения дает возможность получить данные о реальном, естественном поведении, деятельности, общении людей, а не их мнения об этом. В то же время с помощью метода наблюдения трудно обследовать многих людей, а также понять мотивацию их действий.
4. Метод анализа документов в организации.
В социальной психологии документ рассматривается как звено в цепи коммуникаций, имеющее своих авторов и адресатов. К документам в организации могут относиться приказы, инструкции, протоколы, стенограммы совещаний, собраний, материалы внутрифирменных газет, радиовещания, стенной печати, документы отдела кадров и др.
Традиционный анализ документов есть не простое ознакомление с текстом, а интуитивно-качественный метод исследования, основанный на логических операциях анализа и синтеза, сравнения, оценивания, осмысления.
Анализ документов дает дополнительную информацию консультанту для, например, проведения интервью. Однако следует иметь в виду, что иногда документы отражают действительность в искаженном виде.
5. Метод экспертных оценок в орг. диагностике.
Экспертный опрос - разновидность социологического опроса, в ходе которого респондентами выступает особый тип людей - эксперты. Это компетентные лица, имеющие глубокие знания о предмете или объекте исследования.
Эксперт - специалист, делающий заключение при рассмотрении какого-нибудь вопроса.