Организация диагностики предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 12:46, контрольная работа

Описание работы

Диагностика организации – совокупность исследований для определения и уточнения целей функционирования хозяйственного объекта (предприятия, фирмы, компании), способов их достижения, выявления проблем и вариантов их решения. Сущность диагностики деятельности организации состоит в установлении и изучении признаков, измерении основных характеристик, отражающих состояние хозяйствующего субъекта, для предсказания возможных отклонений от устойчивых, средних, стандартных значений и предотвращения нарушений нормального режима работы. Цель диагностики деятельности организации – повышение эффективности ее деятельности на основе системного изучения и исследования функционирования и обобщения его результатов.

Содержание работы

Введение.
1. Общие положения и принципы диагностики.
2. Этапы процесса диагностики предприятия.
3. Методики организационной диагностики предприятия.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Евгения Т..docx

— 88.59 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

        МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ              

                                             УНИВЕРСИТЕТ

 

                                       Кафедра психологии

            Специальность практический психолог , 4 лет обучения

 

 

                                        Контрольная работа

                  По предмету Организационная диагностика

             Тема: «Организация диагностики предприятия»

 

 

 

                                                                          Выполнил: студент IV курса

                                                                                                 Третьякова Е.А.

                                                                    Проверил: доцент Пугачёва Е.В.

 

 

 

                                             

                                              Москва 2013

                                          Содержание:

Введение.

1. Общие положения и принципы диагностики.

2. Этапы процесса диагностики предприятия.

3. Методики организационной диагностики предприятия.

Заключение.

Список используемой литературы.

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Введение.

Диагностика обычно понимается как:

- процесс получения информации  о состоянии объекта, выявление  типа патологии (диагноз);

- средство осуществления  этого процесса (совокупность методов  и средств деятельности по  оценке состояния объекта);

- специальное направление  деятельности (научная дисциплина).

Российский социолог В.В. Щербина ключевым считает второе определение, трактующее диагностику  как специфическое средство деятельности, так как два других выступают  по отношению к нему как производные.

Следует, что диагностика  представляет собой комплексное  социологическое исследование, целью  которого является измерение текущего состояния объекта и перспективное  видение развития ситуации (измерение  социально-психологического климата  групп, прогнозирование межгруппового  взаимодействия и сопоставление  возможных результатов процесса с целями функционирования данных групп).

Еще одно определение организационной  диагностики принадлежит Н.О. Токмаковой: «Организационная диагностика - это исследовательская деятельность, направленная на установление, анализ и оценку проблем развития и повышения эффективности системы менеджмента организации и выявление главных направлений их решений».

Любая организация существует и функционирует во взаимосвязи  со множеством факторов. Эти факторы по разному воздействуют на организацию и оказывают очень существенное влияние на возможности организации, ее перспективы и стратегию.

Цель  работы: раскрыть понятие  и разновидности  диагностики  организации.

 

1. Сущность и содержание диагностики организации

Диагностика организации – совокупность исследований для определения и уточнения целей функционирования хозяйственного объекта (предприятия, фирмы, компании), способов их достижения, выявления проблем и вариантов их решения.

Сущность диагностики  деятельности организации состоит в установлении и изучении признаков, измерении основных характеристик, отражающих состояние хозяйствующего субъекта, для предсказания возможных отклонений от устойчивых, средних, стандартных значений и предотвращения нарушений нормального режима работы.

Цель диагностики  деятельности организации – повышение эффективности ее деятельности на основе системного изучения и исследования функционирования и обобщения его результатов.

К основным задачам диагностики деятельности организации следует отнести следующие.

- Идентификация реального состояния анализируемого объекта.

- Исследование состава и свойств объекта, его сравнение с известными аналогами или базовыми характеристиками, нормативными величинами.

- Выявление изменений в состоянии объекта в пространственно – временном аспекте.

- Установление основных факторов, вызывавших изменения в состоянии объекта, и учет их влияния.

- Прогноз основных тенденций деятельности.

 

 

 

Классификация видов диагностики

Структурная диагностика основана на декомпозиции изучаемого объекта и изучении структурных характеристик его элементов.

Функциональная  диагностика исследует процесс функционирования (деятельности) предприятия.

Организационная диагностика является технологией анализа состояния предприятия и помогает:

- установить особенности социально-психологического климата в коллективе, стиль и методы руководства;

- выявить проблемные моменты в рабочем процессе;

- подготовить рекомендации по оптимизации деятельности компании.

Управленческая  диагностика – это комплекс исследований, включающий в свой состав анализ и оценку системы менеджмента организации.

Систематическая диагностика предполагает постоянное исследование изменения технико-экономического состояния предприятия.

Эпизодическая (точечная) диагностика основана на разовых специальных исследованиях изменения технико-экономического состояния предприятия.

Количественная  диагностика исходит из необходимости определения количественных характеристик технико-экономического состояния предприятия. Цель данного вида диагностики состоит в измерении, сравнении результатов производства, уровня затрат, установлении количественной меры влияния различных факторов.

Качественная  диагностика основана на качественных сравнительных оценках, характеристиках технико-экономического состояния предприятия. Ее целью является выявление особенностей данного состояния и его внутренних взаимозависимостей.

Статистическая  диагностика основана на исследовании характерных особенностей и закономерностей развития путем применения математико-статистических и экономико-статистических методов. Завершается интерпретацией полученных результатов, формулировкой теоретических и практических выводов и предложений.

Факторная диагностика основана на определении и детальной оценке каждой причины, каждого фактора, которые могут привести к возникновению отклонений фактических результатов деятельности предприятия от плановых. Основана на применении метода факторного анализа.

Экспертная диагностика основана на исследовании характерных особенностей и закономерностей развития путем применения комплекса логических и математических процедур, направленных на получение от специалистов (экспертов) информации, ее анализ и обобщение.

 

 

 

 

2. Этапы процесса диагностики предприятия.

 

 

 

 

 

3. Методики организационной диагностики предприятия.

Для получения достоверной  информации в ходе диагностического исследования должно быть использовано не менее двух различных методик, т.к. это компенсирует возможные  ошибки и помехи, связанные с одним  конкретным методом (например, из-за искажения  результатов фактором социальной желательности).

При выборе подходящей методики внимание обращается на такие характеристики как низкая стоимость (сюда же включается простота и скорость заполнения методик), надежность, гибкость (адаптируемость к конкретной ситуации), способность давать качественные данные и т.д.

 

1. Диагностическое интервью.

Интервью является наиболее популярным методом сбора первичной  информации в практике диагностики  организационных проблем. Обычно при  первичной диагностике организации  выбирают нестандартизированное интервью, которое может длиться от 30 минут до 1,5-2 часов. При этом беседа протекает в режиме диалога, т.е. равного обмена мнениями и суждениями.

Консультант может получать информацию не только из прямых ответов  респондента, но также из замечаний, комментариев, высказываний, шуток  и жестов, которые их сопровождают. Основной ошибкой при интервьюировании является повышенная активность консультанта.

Использование этого метода требует от проводящего интервью умения вступать в контакт, слушать, управлять беседой, импровизировать. Однако не имеет смысла проводить  беседу, когда опрашиваемый явно отказывается сотрудничать.

Интервью можно проводить  не только с одним человеком, но и  одновременно с небольшой группой  людей. Однако группа может оказывать  на людей сдерживающее воздействие, они могут быть менее откровенными в своих ответах, особенно в присутствии вышестоящих в служебной иерархии лиц.

Преимущество интервью заключается  в том, что каждый ответ может  быть проверен и отработан, что положительно сказывается на полноте, глубине  и определенности получаемой информации. Однако проведение интервью требует  значительных затрат времени и средств, а также высоких профессиональных качеств консультанта-интервьюера.

 

2. Диагностическое анкетирование.

Анкетирование представляет собой процедуру работы с сотрудниками организации посредством опросного  листа (вопросника).

Анкетирование в организациях может проводиться в двух формах:

Групповое обследование по месту работы. Организационно это наиболее доступная и оперативная форма опроса. Анкетер, работающий с группой опрашиваемых из 10-20 человек, объясняет цель обследования, правила заполнения анкеты и, в случае возникновения сложностей в ходе работы, индивидуально консультирует респондентов. При этом анкетер сразу может контролировать полноту и правильность их заполнения. Эта форма опроса обеспечивает 100%-ный возврат анкет и короткий срок сбора данных.

Индивидуальное  обследование с помощью раздаточной анкеты. Анкетер либо вручает анкету респонденту, договариваясь о сроке возврата при повторной встрече, либо, объяснив правила заполнения и цели опроса, ожидает заполнения анкеты. При первом варианте у респондента больше времени на обдумывание ответов, однако, появляется возможность замены респондента, возникает проблема возврата анкеты.

Основными достоинствами  анкетного опроса являются его экономичность  и оперативность. С помощью анкетирования  можно получить значительный объем  информации в краткие сроки.

 

3. Диагностическое наблюдение.

Наблюдение начинается с  первых ознакомительных встреч консультанта в организации. Тогда у него формируются  первые впечатления, которые в дальнейшем подвергаются постоянной корректировке. Консультант может многое узнать об отношениях между людьми и их поведении, наблюдая за членами организации  во время опросов.

Применительно к орг. диагностике выделяют различные виды наблюдения.

1. Активное диагностическое наблюдение (консультант сам включается в какие-то процессы в клиентской организации и на собственном опыте выясняет ее проблемы).

2. Стороннее наблюдение.

Основными проблемами, осложняющими применение данного метода сбора  первичной информации, являются субъективность наблюдателя и вероятность ошибиться  при выборе объектов и явлений, на которые необходимо обратить внимание.

Метод наблюдения дает возможность  получить данные о реальном, естественном поведении, деятельности, общении людей, а не их мнения об этом. В то же время  с помощью метода наблюдения трудно обследовать многих людей, а также  понять мотивацию их действий.

 

4. Метод анализа документов в организации.

В социальной психологии документ рассматривается как звено в  цепи коммуникаций, имеющее своих  авторов и адресатов. К документам в организации могут относиться приказы, инструкции, протоколы, стенограммы совещаний, собраний, материалы внутрифирменных газет, радиовещания, стенной печати, документы отдела кадров и др.

Традиционный анализ документов есть не простое ознакомление с текстом, а интуитивно-качественный метод  исследования, основанный на логических операциях анализа и синтеза, сравнения, оценивания, осмысления.

Анализ документов дает дополнительную информацию консультанту для, например, проведения интервью. Однако следует  иметь в виду, что иногда документы  отражают действительность в искаженном виде.

 

5. Метод экспертных оценок в орг. диагностике.

Экспертный опрос - разновидность  социологического опроса, в ходе которого респондентами выступает особый тип людей - эксперты. Это компетентные лица, имеющие глубокие знания о  предмете или объекте исследования.

Эксперт - специалист, делающий заключение при рассмотрении какого-нибудь вопроса.

Информация о работе Организация диагностики предприятия