Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 13:15, контрольная работа
Цель моей контрольной работы выяснить какую роль играет менеджмент в жизни организации, что включается в содержание деятельности по управлению фирмой, какие задачи стоят перед менеджментом, и то, какие основные задачи составляют предмет деятельности менеджеров. Для этого я поставила задачи выяснить, что же такое организация. Ответим на вопрос: можно ли указать на какие-либо общие черты, характерные для всякой организации независимо от того, какого она размера, в какой сфере функционирует и какие задачи решает? Этапы построения организации, закономерности и условия существования организации и т. д.
Введение 3
1. Понятие «организация» 5
2.Этапы построения организации 6
3.Закономерности и условия существования организации 7
4.Горизонтальное и вертикальное разделение труда 8
5.Формальная и неформальная организация 9
6. Внутренняя среда организации 10
Заключение 16
Список используемых источников 17
МУРМАНСКИЙ ФИЛИАЛ НОУ ВПО
«сАНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
Заочный факультет
контрольная работа
По дисциплине: Основы менеджмента
Тема: Организация и менеджмент
Выполнил:
Студент(ка) 2 курса
Группа: СКД 6-10
8-921-163-74-44
Проверил преподаватель:
2012 г.
Содержание
Введение 3
1. Понятие «организация» 5
6. Внутренняя среда организации 10 Заключение 16 Список используемых источников 17
3
Введение
Сегодня, благодаря успехам, уже достигнутым нами и дающим возможность предлагать особые направления действий, менеджмент можно рассматривать как быстро развивающихся науку. Однако изучение менеджмента требует дальнейшего развития, что позволило бы нам предписывать соответствующее поведение в самых разных ситуациях. Таким образом, менеджмент – это искусство и наука одновременно. С внедрением менеджмента как науки ныне связываются огромные экономические достижения, революционные технические и технологические изменения, совершенно новые подходы к человеку труда, его раскрепощение, развитие творческой индивидуальности и многое другое. [8]
Во второй
половине ХХ века деятельность по управлению
деловой организацией, которую практически
уже во всем мире называют английским
словом «менеджмент», стала не только
обретать характер все более обособленной
и значимой для успешного функционирования
фирмы работы, но и существенно
меняться как по содержанию, так
и по сущности. Это было обусловлено
тем, что в это время очень
динамично разворачивались
Подавляющее большинство членов общества входят в одну или несколько организаций. Эти организации могут быть производственными, учебными, или исследовательскими, государственными или частными, большими или малыми, временными или постоянными.
Любая организация может быть представлена как открытая система, встроенная во внешний мир. На входе организация получает ресурсы из внешней среды, на выходе она отдает ей созданный продукт.
Цель моей контрольной работы выяснить какую роль играет менеджмент в жизни организации, что включается в содержание деятельности по управлению фирмой, какие задачи стоят перед
4
менеджментом, и то, какие основные задачи составляют предмет деятельности менеджеров.
Для этого я поставила задачи выяснить, что же такое организация. Ответим на вопрос: можно ли указать на какие-либо общие черты, характерные для всякой организации независимо от того, какого она размера, в какой сфере функционирует и какие задачи решает? Этапы построения организации, закономерности и условия существования организации и т. д.
5
1. Понятие «организация»
Организацию можно определить, как систематизированное, сознательное объединение действий людей, которые преследуют достижение определенных целей. При условии существования устоявшихся границ организации, организация принимает форму общественной ячейки и выступает в виде социального института. К понятию «организация» можно подходить с двух точек зрения: структурной и поведенческой.
При структурном подходе мы рассматриваем организацию как таковую, способы распределения производственных обязанностей и то, каким образом передаются полномочия и ответственность в рамках организации.
При поведенческом подходе в центре исследования находится человек. Независимо от того, насколько тщательно продумана структура организации, деятельность будет определяться в первую очередь людьми, входящими в состав этой организации, их способностями и мотивацией к труду.
Также существует еще несколько понятий, используемых в данной области:
«Организовать» - значит спланировать и определить те функции и действия, которые необходимы для выполнения той или иной работы. Если исходить из того, что управление в целом распадается на отдельные позиции в рамках структуры, то те формальные отношения, которые существуют между отдельными позициями менеджмента, и будут называться организационным взаимодействием.
Организация состоит из лиц, которые имеют перед собой некую цель; работают в одной команде; используют определенные знания и технические приемы; выступают как единый и целостный организм. Менеджмент осуществляет свои функции в направлении выполнения поставленных задач через посредство людей, используя разнообразные технические приемы, в рамках той или иной организации.[4]
6
2. Этапы построения организации
Существуют три главных этапа в построении любой организации: определение характера выполняемой работы; распределение работы между отдельными позициями управления; классификация позиций менеджмента, построение на этой основе логических групп управления.
Определение характера выполняемой работы:
для выполнения этой задачи данную стадию создания организации полезно также разбить на подпункты, предусматривающие определенные этапы и виды работ. Например, постановка задач, расчет необходимого объема работ для решения поставленных задач, устранение бесполезной работы и дублирования, разработка самого процесса, проверка.
Распределение работ между отдельными позициями менеджмента:
этот этап включает в себя: установление норм, стандартов; технические приемы в рамках научных методов управления; установление полного сотрудничества всех лиц, работающих в данной организации.[1]
Классификация элементов менеджмента, построение логических групп.
В данном вопросе важно, чтобы элементы управления были сгруппированы согласно виду выполняемой работы, а не по другим критериям. Этот способ известен как «принцип ориентации».
7
3. Закономерности и условия существования организации
Важнейшими закономерностями существования организации являются: стремление к выживанию; постоянное преобразование, развитие, направленное на приспособление к внешней среде; поддержание благоприятной внутренней среды; наличие целостности предназначения для всех его частей.
Чтобы считаться организацией, группа должна соответствовать нескольким требованиям: наличие хотя бы двух человек, которые считают себя частью этой группы; наличие у этих людей единой цели; эти люди намеренно работают вместе, чтобы достичь цели.
Менеджмент в основном связан со сложными организациями, которые имеют не одну, а целый ряд взаимосвязанных целей.
Но все организации имеют общие черты: они используют ресурсы (человеческие, капитал, информация и т.д.); функционируют в определенной внешней среде и зависимы от нее; разделение труда – вся работа в организации разделяется на отдельные специализированные задания.
8
4. Горизонтальное и вертикальное разделение труда
Таким образом, появляются подразделения, которые называются отделами или службами и выполняют свои виды работ. Такое разделение работы на составляющие компоненты называется горизонтальным разделением труда.
Деятельность по координированию работы других людей составляет сущность управления. Управленческий труд отделен от остального труда, и такое разделение труда называется вертикальным.[3]
В свою очередь управленческая работа так же разделяется по вертикали и по горизонтали. Во главе отдельных подразделений расставляются конкретные руководители (начальник финансового отдела, начальник административного отдела и т.д.) – это горизонтальное разделение управленческого труда.
Вертикальное разделение управленческого труда образует уровни управления – руководители низового звена, среднего звена, высшего звена.
9
5. Формальная и неформальная организация
Интеграция подразделений и уровней управления представляет собой организационную структуру фирмы. При достижении организацией определенной величины и сложности, становится необходимой формальная структура – разделение на отдельные единицы, которые делают возможным координирующее управление.
Эта структура формально и точно определяет взаимоотношения между членами организации. Организация с такими официально установленными взаимоотношениями является формальной.
Формальная структура представлена организационной схемой. В этой схеме демонстрируется управленческая иерархия: кто перед кем отчитывается и за что отвечает. Организационная схема показывает, каким образом фирма делится на отделы и другие подразделения, какую работу осуществляет каждое подразделение. [5]
При построении организационных схем необходимо учитывать следующее: схема дает лишь общие контуры структуры организации; она должна быть доступна для понимания, содержать минимальное количество деталей; не существует стандартных построений организационной структуры, каждая фирма имеет свои особенности. Схема должна отражать реальную структуру фирмы и не являться своего рода теоретическим стандартом. Если схему структуры трудно составить, то причина может заключаться в том, что сама организация дефектна, то есть с течением времени ее структура стала неэффективной, громоздкой, а линии взаимоотношений стали искаженными.
На предприятии действуют люди и между ними возникают помимо официально установленных взаимоотношений различные неформальные отношения. Неформальная организация существует в рамках формальной, она не менее реальна, чем формальная организация. Профессиональный менеджер должен уметь управлять и ею.
10
6. Внутренняя среда организации
Под внутренними переменными понимают ситуационные факторы внутри организации. Они контролируются менеджерами.
Главными переменными внутренней среды организации являются цели, структура, задачи, технология и люди.
Организация, по определению, - группа людей с общими целями. Цель – это конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться организованная группа.
Постановка целей – очень важный момент в деятельности организации. Участники производства должны знать к чему стремиться.
Цель определяет направление движения. Все решения руководства направлены на приближение организации к цели.
В зависимости от типов организации могут преследовать разные цели. Но главные общие цели у них одни: выживание; прибыль; перспективы.
Фирма может выжить при условии своего места в системе рыночных отношений. Прибыль – это источник роста и процветания фирмы, средство увеличения благосостояния ее владельцев и работников. Что касается перспективы – проблемы сегодняшнего дня не должны заслонять возможность существования фирмы в будущем.
Главные цели тесно взаимосвязаны между собой, и менеджеры должны обеспечивать их выполнение.
Крупные организации – многоцелевые. Они формулируют цели в разных областях. В подразделениях организации тоже вырабатываются цели для достижения общей цели организации. Цели этих подразделений координируются менеджерами в рамках общей цели.
Формальные организации состоят в основном из подразделений, уровней управления. Взятые в логическом соотношении друг с другом и единстве они образуют структуру организации.
11
Структура устанавливает взаимоотношения уровней управления и функциональных подразделений, которые позволяют наиболее эффективно достигать целей организации.
Образование структуры является следствием разделения труда между специалистами разных видов.
При формировании структур управления во внимание принимаются следующие вопросы: стратификация, то есть, сколько может потребоваться уровней управления; формализация, то есть насколько формальным должно быть взаимодействие. Чем более бюрократичен стиль, тем более формальной и системной должна быть внутренняя структура; централизация, то есть иерархия доведения принятых решений все ли вопросы должно решать высшее руководство; сложность организационной структуры, то есть насколько сложным должно быть управление с организационной точки зрения.