Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 13:15, контрольная работа
Цель моей контрольной работы выяснить какую роль играет менеджмент в жизни организации, что включается в содержание деятельности по управлению фирмой, какие задачи стоят перед менеджментом, и то, какие основные задачи составляют предмет деятельности менеджеров. Для этого я поставила задачи выяснить, что же такое организация. Ответим на вопрос: можно ли указать на какие-либо общие черты, характерные для всякой организации независимо от того, какого она размера, в какой сфере функционирует и какие задачи решает? Этапы построения организации, закономерности и условия существования организации и т. д.
Введение 3
1. Понятие «организация» 5
2.Этапы построения организации 6
3.Закономерности и условия существования организации 7
4.Горизонтальное и вертикальное разделение труда 8
5.Формальная и неформальная организация 9
6. Внутренняя среда организации 10
Заключение 16
Список используемых источников 17
При производстве продукции, услуг работа разделяется на многочисленные малые операции, что тоже представляет собой специализацию труда. В больших организациях специалисты группируются в пределах функциональных областей (отделов). Управленческий труд тоже является специализированным видом труда. Внутри него тоже происходит разделение на конкретные виды управленческого труда, в результате чего выделяются уровни управления. Важным понятием является сфера контроля. Сфера контроля – это число лиц, непосредственно подчиненных одному руководителю. Сфера контроля может быть широкой и узкой. Сфера контроля определяет тип организационной структуры. Широкая – дает плоскую структуру управления (небольшое число уровней управления), узкая – многоуровневую (высокую) структуру. Сфера контроля и структура зависят от специфики организации, целей и решаемых ею проблем. Задача – это предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным
12
способом
и в установленные сроки. Каждая
должность включает ряд задач
как необходимый вклад в
Обычно задачи делятся на три категории: работа с людьми; работа с предметами (машинами, сырьем, инструментами) работа с информацией.
Задачи характеризуются частотой повторения и временем выполнения. При условии выполнения задачи за короткое время и выполнении ее множества раз в день, труд носит монотонный характер.
Управленческая работа по своим задачам характеризуется разнообразием, а время на ее выполнение увеличивается от низового к высшему уровню.
Технология - это средство преобразования сырья в искомые продукты и услуги.
При выполнении производственных задач используется определенная конкретная технология.
По мере того, как развивалось общество, происходило совершенствование используемых в производстве технологий. Машины, стандартизация, конвейер, компьютеры внесли принципиальные изменения в технологии производства. Они изменили объем и характер выполняемых задач, в том числе и связанных с управлением производством.
Пятой внутренней переменной являются люди. Эта переменная, в свете современных концепций менеджмента, стоит на первом месте. Современный
менеджмент рассматривает человека в качестве главного ресурса организации, от которого в решающей мере зависит ее успех. Изменение роли человека в современном производстве произошло по следующим причинам: обострение глобальной конкуренции, которая существенно подняла «планку требований» по отношению к работнику и качеству его труда; опыт передовых компаний в Японии, которая добилась экономических успехов за счет персонала; изменения в составе работников, повышение уровня их образования и квалификации; изменение содержания труда,
13
которое связано с появлением новых технологий; развитие демократии на производстве и в обществе; рост стоимости рабочей силы.
В 60-е годы XX века в связи с возрастанием роли человеческого фактора в условиях научно-технической революции появилась теория «человеческого капитала».
К человеческому капиталу относятся приобретенные знания, навыки, энергия, способность к осознанным действиям, постоянному совершенствованию и развитию. Выделяют следующие виды человеческого капитала: общий (перемешанный) – это совокупность теоретических или достаточно универсальных знаний работника; специальный (неперемещаемый), под которым понимаются знания людей, специфика предприятия и своей работы, их личные связи, способы и культура общения, доверие. Этот вид человеческого капитала существует исключительно в рамках данной фирмы.
Управление человеческим капиталом предполагает индивидуальный подход к работникам, использование индивидуальных свойств личности в целях регулирования отношений между людьми в организации.
Менеджер должен понимать, на какое из свойств личности надо оказать воздействие, чтобы интересы личности оптимально способствовали достижению, как личной, так и коллективной производственной задачи.
14
7. Внешняя среда организации
Любое экономическое явление существует в определенной среде. Это относится и к организациям.
Фирма, перерабатывая ресурсы, производит продукцию либо оказывает услуги. Товары и услуги поставляются на рынок, обеспечивая покупателей соответствующей информацией (свойства товара, место продажи, гарантии и т.д.) С рынка фирма получает деньги и информацию (объемы и темпы продаж, данные о товарах конкурентов).
Организации полностью зависимы от окружающего мира - от внешней среды - как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей их результатами, которых они стремятся достичь.[6]
Организация взаимодействует с поставщиками сырья, финансовыми органами, посредниками, рекламными агентами, изучает общественное мнение.
Фирма работает в определенной стране, где существуют конкретная экономическая и политическая ситуации, определенный уровень научно-технических достижений, культурные традиции.
Все это и составляет среду, в которой функционирует фирма. Среда оказывает воздействие на это функционирование. Для того, чтобы эффективно управлять фирмой нужно понимать действие факторов среды, уметь определять и предвидеть влияние на организацию множества факторов.
Факторы среды принято называть переменными. Факторы действуют внутри организации и вне ее.
Достижение успеха организацией может быть только при условии взаимодействия с внешней средой.
Существует модель внешней среды, представленная следующими факторами: поставщики технологий и техники, поставщики персонала, поставщики финансов, профсоюзы, общеэкономические факторы,
15
политические факторы, международные факторы, государственные органы управления, налоговая система, социальные факторы, факторы образования, национальные факторы, региональные факторы, конкуренты, конкурентная среда, научно-технический прогресс, культурные факторы, барьеры входа в рынок, покупатель.
Организация должна быть в состоянии эффективно реагировать и приспосабливаться к изменениям среды, чтобы выжить и достигать поставленных целей.
Существует среда прямого воздействия и среда косвенного воздействия.
Среда прямого воздействия – это факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации (поставщики ресурсов, потребители, конкуренты, законы и государственные учреждения).
Среда косвенного воздействия представлена факторами, которые могут не оказывать непосредственного воздействия на организацию. Это состояние экономики, политические изменения, события в других странах и т.д.
Внешняя среду сложна, подвижна и неопределенна.
Сложность внешней среды определяется числом факторов, на которые организация обязана реагировать, а так же вариантностью фактора.
Подвижность определяется скоростью происходящих в ее среде изменений. С развитием рыночной экономики подвижность нарастает. Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация должна опираться на разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные управленческие решения. Если информации недостаточно или менеджер сомневается в ее достоверности и точности, то в этом случае среда становится более неопределенной. Неопределенность внешней среды зависит от качества информации и ее достоверности. Принятие решений усложняется с ростом неопределенности.
16
Заключение
Организация выступает базовым понятием менеджмента. В мире бизнеса действует множество фирм. Они отличаются друг от друга размерами, разнообразием видов выпускаемой продукции, способами владения собственности. Организация – это не механизм, созданный только для добывания прибыли, но и организм, который живет по своим объективным законам, произвольное нарушение которых ведет к гибели.
Организация составляет основу и является причиной существования менеджмента.
Основными
составляющими любой
Основными
составляющими любой
Список используемых источников 17
Лапыгин Ю.Н. Теория организаций. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 311 с.
3. Поппер М.Э. Конкуренция. – М.: Издательский дом "Вильямс",2007.–430 с.
4. Пригожин А.И. Методы развития организаций. – М.: МЦФЭР,2003.–353 с.
5. Смирнов Э.А.Основы теории организации. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2006.- 338 с.