Организация и обслуживания рабочих мест

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 10:17, лекция

Описание работы

Основным звеном производственно-технологической структуры предприятия является рабочее место. Именно здесь происходит соедине-ние трех основных элементов этого процесса и достигается его главная цель – производство предметов труда, оказание услуг либо технико-экономическое обеспечение и управление этими процессами.

Файлы: 1 файл

3.ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

 

Неправильно устанавливать рабочую позу в положении стоя или только сидя, так как любая статическая поза неблагоприятно сказывается на работоспособности человека. Длительные  статические мышечные нагрузки приводят к быстрому утомлению работника.

В любом случае, если в  силу характера труда от работника  требуется постоянное рабочее положение, вызывающее значительные статические нагрузки, для него следует проектировать возможность перемены положения. Для человека, работающего стоя, должна быть предусмотрена возможность часть работы выполнять сидя, и наоборот. Для тех, кто вынужден постоянно работать стоя, должно быть устроено удобное место для сидения во время кратких перерывов на отдых.

3.4. Обслуживание рабочих мест

Важным направлением деятельности по организации рабочих  мест является организация их обслуживания.

Система обслуживания – это наиболее активная часть производственного процесса по регламентированному обеспечению его бесперебойности и эффективного функционирования.

Объектами обслуживания являются все элементы рабочего места:

  1. средства труда;
  2. предметы труда;
  3. субъекты труда (работники).

Исходя из этого, все  функции обслуживания группируются по следующим направлениям.

    1. Функции по обслуживанию средств труда:
  • инструментальная (обеспечение инструментом, заточка и ремонт инструмента);
  • наладочная (наладка и подналадка оборудования)
  • энергетическая (обеспечение рабочих мест всеми видами энергии);
  • поддержания в рабочем состоянии оборудования (профилактическое обслуживание оборудования, его ремонт);
  • ремонтно-строительная (текущий ремонт производственных помещений и оргоснастки).
  1. Функции по обслуживанию предметов труда:
  • складская (прием, учет, хранение, комплектование и выдача материалов, деталей, инструмента);
  • транспортная (работы погрузочно-разгрузочные, по доставке к рабочим местам предметов и средств труда и вывозу с рабочих мест готовой продукции);
  • контрольная (контроль качества сырья, материалов, продукции).
  1. Функции по обслуживанию работников:
  • информационное обслуживание, производственный инструктаж, распределение работ, выдача производственных заданий;
  • санитарно-гигиеническое обслуживание, общественное питание;
  • медицинское обслуживание;
  • культурное обслуживание;
  • охрана труда.

Все эти функции могут  выполняться по различным системам – централизованной, децентрализованной и смешанной.

При централизованной системе обслуживание осуществляется едиными функциональными службами предприятия.

Децентрализованная система предусматривает, что функции обслуживания выполняются либо производственными, либо обслуживающими рабочими, находящимися в данных подразделениях (цех, участок, линия).

При смешанной (комбинированной) системе одни функции обслуживания выполняются централизованно, другие – децентрализовано.

Значительными организационными и экономическими преимуществами обладает централизованное обслуживание. Оно позволяет более рационально использовать работников обслуживающих служб, концентрировать их усилия в необходимый период на определенных участках обслуживания, механизировать труд и т.д.

При децентрализованной системе каждый руководитель цеха имеет  в своем подчинении вспомогательных  рабочих, которые выполняют весь комплекс необходимых работ. Это  обеспечивает своевременность и оперативность их выполнения. Однако, как показала практика, при этой системе сложно обеспечить нормальную и стабильную занятость вспомогательного персонала, рациональное его использование в соответствии с квалификацией.

Наибольшее  распространение на предприятиях промышленности получила смешанная (комбинированная) система обслуживания, при которой часть функций обслуживания осуществляется, централизованно, а другая часть – децентрализовано.

На выбор системы  обслуживания влияют масштаб и тип производства, производственная структура предприятия, качественный уровень имеющегося оборудования, сложность выпускаемой продукции, требования к ее качеству, планировка производственных площадей и др. Однако во всех случаях критерием выбора оптимальной системы обслуживания является минимум затрат рабочего времени и материальных ресурсов на обслуживание при высоком качестве последнего.

Поэтому в основу построения любой из перечисленных систем должны быть заложены следующие принципы:

– планово-предупредительный, профилактический характер;

– гибкость;

– комплексность;

– высокое качество обслуживания;

– экономичность.

По форме  выполнения функций обслуживание рабочих  мест может быть стандартным, планово-предупредительным  и дежурным. Применение той или иной формы обслуживания во многом обусловлено типом производства.

В единичном  и мелкосерийном производстве преобладает  дежурное обслуживание, осуществляемое по мере необходимости по вызовам с рабочих мест и по сменно-суточным заданиям. Для него характерно отсутствие заранее составленных графиков и регламентов. Эта система проста с точки зрения ее организации, но отличается малой экономичностью обслуживания, возможностью возникновения простоев основных производственных рабочих.

В серийном производстве, где существует большая вероятность возможных отклонений от нормального течения производственного процесса, целесообразно использовать планово-предупредительное обслуживание. Эта форма носит предупредительный характер, который находит выражение в предварительном комплектовании рабочей документации, инструментов и приспособлений, заготовок, проведении ремонтов, наладок и других работ. Все комплекты, в соответствии с календарными планами-графиками основного производства изделий, заблаговременно доставляются на рабочее место. Таким образом, обеспечивается четкая и динамичная работа обслуживающего персонала, и минимальная вероятность возникновения простоев у основных рабочих.

Стандартное обслуживание — наиболее совершенная форма планово-предупредительного обслуживания — характерно для поточно-массового производства, при устойчивом производственном процессе и постоянном закреплении операций за рабочими местами. Сущность его заключается обслуживании по заранее разработанным стандартным расписаниям и стандарт-планам. Такими видами обслуживания являются: стандартный ремонт оборудования, принудительная замена режущего и мерительного инструмента и приспособлений, наладка и подналадка оборудования, регулярное пополнение рабочих мест предметами труда и т.д. При этой форме обслуживания основные производственные рабочие полностью освобождаются от выполнения вспомогательных функций, что позволяет более рационально использовать их рабочее время. Стандартное обслуживание предотвращает какие-либо простои рабочих или оборудования по причине необеспеченности рабочих мест любыми видами услуг. Это наиболее экономичная форма обслуживания, требующая, однако, жесткой ритмичности основного производства.

Говоря о целесообразности той  или иной формы обслуживания основного  производства, было бы неправильно рекомендовать в чистом  виде ту или иную. Любому типу производства свойственны не только закономерные процессы, но и случайные отклонения от них.

Чаще всего следует применять  смешанную систему, при которой  часть функций обслуживания производства осуществляется по ранее разработанному регламенту, а часть – по мере возникновения тех или иных отклонений от регламента.

В общем виде разработка системы обслуживания рабочих  мест включает:

– выбор форм ее организации;

– определение профессионального состава обслуживающего персонала;

– установление ее регламентации;

– обеспечение обслуживающего персонала соответствующей технической и инструктивной документацией;

– расчет норм обслуживания;

– организацию труда и оснащение рабочих мест вспомогательных рабочих;

– организацию регулярной и надежной связи между рабочими местами основного производства и обслуживающим персоналом.

 

 

ТЕСТ

  1. По какому признаку не классифицируются рабочие места?

   а) по степени специализации;

   б) по рабочей позе;

   в) по числу исполнителей;

   г) по охвату нормированием.

  1. Какие общие требования существуют при организации рабочего места?

   а) экономические, социальные, технические;

   б) технические, организационные, психофизиологические.

  1. При каком типе производства достигается самый высокий уровень специализации?

   а)  серийном;

   б) массовом;

   в) единичном.

  1. Какие существуют виды планировок?

   а) общая, индивидуальная;

   б) внешняя, внутренняя.

  1. Сколько м2 производственной площади по нормативам должно приходиться на каждого работающего?

   а) не более 5;

   б) не менее 4,5;

   в) не менее 7.

  1. Зона оптимальной досягаемости ограничивается:

   а) траекториями движения вытянутых рук;

   б) траекториями движения полусогнутых рук, осуществляемых без наклонов корпуса при свободно опущенных плечах.

  1. К  объектам обслуживания относятся:

   а) средства труда, предметы труда;

   б) средства труда, предметы труда, работники.

  1. Какая  система обслуживания получила наибольшее распространение на предприятиях?

   а) централизованная;

   б) децентрализованная;

   в) смешанная.

  1. При каком типе производства используется дежурное обслуживание?

   а) единичном, мелкосерийном;

   б) массовом;

   в) крупносерийном.

  1. Какая форма обслуживания наиболее целесообразна в условиях массового и крупносерийного производства?

   а) дежурная;

   б) стандартная;

   в) планово-предупредительная.

 

ВЫВОДЫ

1. Основным звеном производственно-технологической структуры предприятия является рабочее место. Состояние рабочих мест напрямую определяет уровень организации труда на предприятии.

Рабочее место представляет собой ограниченную часть территории (пространства), оснащенную необходимыми орудиями и предметами труда, на которой совершается трудовая деятельность работника или объединенных одним заданием работников. Вид рабочего места определяется такими факторами, как тип производства, уровень разделения и кооперации труда, место выполнения работы, содержание труда, степень механизации и автоматизации, число единиц оборудования на рабочем месте.

2. При организации рабочих мест огромное значение имеет их специализация — установление четкого производственного профиля того или иного рабочего места. Специализация рабочих мест в значительной мере зависит от типа производства, уровня и характера специализации предприятия в целом и структурного подразделения, к которому относится то или иное рабочее место. Рабочие места в большей степени специализированы в массовом, крупносерийном и среднесерийном производствах.

3. Под планировкой рабочего места понимается взаимное (в трехмерном измерении) пространственное расположение на отведенной производственной площади основного и вспомогательного оборудования, технологической и организационной оснастки и самого рабочего (или группы рабочих). При проектировании планировки рабочих мест различают внешнюю и внутреннюю планировку.

4. Важным направлением деятельности по организации рабочих мест является организация их обслуживания. Функции обслуживания группируются по следующим направлениям:

– функции по обслуживанию средств труда;

– функции по обслуживанию предметов труда;

– функции по обслуживанию работников.

Все эти функции могут  выполняться по различным системам – централизованной, децентрализованной и смешанной.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

  1. Что понимают под рабочим местом?
  2. Приведите классификацию рабочих мест по важнейшим признакам.
  3. Какие существует общие требования при организации рабочих мест?
  4. Что понимается под специализацией рабочих мест?
  5. Что такое оснащение рабочих мест, какие существует основные виды оснащения?
  6. Что такое планировка рабочих мест, какие существует виды планировок?
  7. Каким требованиям должна отвечать рациональная внутренняя планировка?
  8. Что понимают под оптимальной и максимальной зонами досягаемости?
  9. Что представляет собой система обслуживания рабочих мест, назовите основные виды систем?
  10. Назовите и охарактеризуйте основные формы обслуживания рабочих мест.

Информация о работе Организация и обслуживания рабочих мест