Организация и система контроля качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 21:03, курсовая работа

Описание работы

Системой управления качеством труда и продукции предусматривается:
- выполнение контрольных операций, в первую очередь исполнителем (рабочим, мастером, конструктором, технологом и т.д.);
- проведение систематической работы на предприятии, направленной на устранение недостатков, влияющих на качество продукции, а так же на повышение культуры и организации производства;
- воспитание у каждого исполнителя коммунистического отношения к труду и чувств ответственности за качество выполняемых работ.

Содержание работы

Введение
1 История качества в России…………………………………………………………….. 4 стр.
2 Система менеджмента качества……………………………………………………….6 стр.
2.1 Порядок создания систем менеджмента качества………………………………. 7 стр.
2.2. Документирование систем менеджмента качества………………………………9 стр.
3.Система управления качеством……………………………………………………….. 12 стр.
4. Система контроля качества…………………………………………………………… 13 стр.
5. Система качества продукции………………………………………………………….. 15 стр.
5.1. Система качества на предприятии………………………………………………… 17 стр.
5.2. Основные системы качества………………………………………………………… 19 стр.
5.3 Система повышения качества……………………………………………………….. 19 стр.
6. Цели системы качества…………………………………………………………………. 22 стр.
Заключение…………………………………………………………………………………... 24 стр.
Список литературы………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г.ПЕРМЬ

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Организация и система контроля качества продукции.

 

 

                                                                                  

                                                         ПО ДИСЦИПЛИНЕ Производственный менеджмент

                           ФИО Слесарчук Ольга Аркадьевна

                        НОМЕР УЧЕБНОЙ ГРУППЫ МО-44

                         ПРОВЕРИЛ: Пыткин              (к.в.н.)

  ОТМЕТКА О ЗАЧЕТЕ:

                   ПОДПИСЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Пермь 2014

 

                                                      Содержание

Введение

1 История качества в России…………………………………………………………….. 4   стр.

2 Система менеджмента качества……………………………………………………….6    стр.

2.1 Порядок создания систем менеджмента  качества………………………………. 7   стр.

2.2. Документирование систем менеджмента  качества………………………………9   стр.

3.Система управления качеством……………………………………………………….. 12  стр.

4. Система контроля  качества…………………………………………………………… 13 стр.

5. Система качества продукции………………………………………………………….. 15  стр.

5.1. Система качества на предприятии………………………………………………… 17   стр.

5.2. Основные системы качества………………………………………………………… 19  стр.

5.3 Система повышения качества……………………………………………………….. 19   стр.

6. Цели системы качества…………………………………………………………………. 22  стр.

Заключение…………………………………………………………………………………...  24 стр.

Список литературы…………………………………………………………………………. ..27  стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 Качество продукции (включая  новизну, технический уровень , отсутствие дефектов при исполнении, надежность в эксплуатации) является одним из важнейших средств конкурентной борьбы, завоевание и удержание позиций на рынке. Поэтому фирмы уделяют особое внимание обеспечению высокого качества продукции, устанавливая контроль на всех стадиях производственного процесса , начиная с контроля качества используемых сырья и материалов и заканчивая определением соответствия выпущенного продукта техническим характеристикам и параметрам не только в ходе его испытаний ,  но и в эксплуатации, а для сложных видов оборудования- с предоставлением определенного гарантийного срока установка оборудования на предприятии заказчика. Поэтому управления качеством продукции стало основной частью производственного процесса и направленно не столько на выявления дефектов или брака готовой продукции, сколько на проверку качества изделия в процессе его изготовления.

Системой управления качеством труда и продукции предусматривается:

- выполнение контрольных  операций, в первую очередь исполнителем (рабочим, мастером, конструктором, технологом  и т.д.);

- проведение систематической  работы на предприятии, направленной  на устранение недостатков, влияющих на качество продукции, а так же на повышение культуры и организации производства;

- воспитание у каждого  исполнителя коммунистического  отношения к труду и чувств  ответственности за качество  выполняемых работ.

Система управления качеством труда и продукции исходит из того, что одним из важнейших показателей производства является качество выпускаемой продукции, поэтому материальное и моральное стимулирование исполнителей работы за повышения качества продукции производится по наряду со стимулированием за выполнение хозрасчетных  показателей.

В настоящее время в экономике наблюдается тенденция, при которой такой показатель как качество играет одну из ведущих ролей в управлении производством продукции и её последующего движения.  В развитых странах управление качеством на предприятии притягивает особое внимание всех подразделений, которые лияют на качество выпускаемой продукции или предоставляемой услуги.

Для лучшего взаимодействия и следовательно для более эффективного результата на предприятиях разрабатываются различные подходы к управлению качеством.

 

 

 

 

 

 

            

 

                           

 

 

1. История качества в России

  
 
Системный подход в нашей стране, можно отсчитывать с 50-х годов 20-го века. 
Первой успешной попыткой реализации его стала Саратовская система бездефектного изготовления продукции – БИП, которая базировалась на следующих принципах:  
• непосредственный исполнитель несет ответственность за качество своей работы;  
• в процессе работы недопустимы отклонения от проектной, технологической документации;  
• производственная продукция до представления техническому контролю должна быть проверена исполнителем;  
• запрещено оформление временных разрешений на отступление от технической документации;  
• при обнаружении дефекта служба тех. Контроля возвращает продукцию на доработку;  
• продукция с неисправными дефектами отделяется и предъявляется службе тех. Контроля для актирования.  
 
Система развивала инициативу работников и стремление к работе с личным клеймом.  
В конце 50-60-х на предприятиях Горьковской области была разработана система «Качество, надежность, ресурс с первых изделий» - КАНАРСПИ – направленная не только на качество изготовления продукции на этапе ее производства, но и на обеспечение высокого уровня технологической и конструкторской подготовки.  
В середине 60-х годов на предприятиях Львова была разработана система бездефектного труда – СБТ – которая использовала основные принципы системы БИП и развивала КАНАРСПИ.  
В конце 60-х на Ярославском моторном заводе была разработана система научной организации работ по увеличению моторесурса двигателей – НОРМ - система предусматривала последовательный и систематический контроль.  
В первой половине 70-х в результате научно-производственного эксперимента, проведенного

ВНИИС и передовыми предприятиями Львовской области, была разработана Комплексная система управления качеством продукции – КС УКП. Это первая система, в которой организационно-технической основой управления качеством продукции стали стандарты предприятия.  
Серьезной проблемой, стоящей сегодня перед российскими предприятиями является их адаптация к условиям рыночной экономики. За более чем 70-летний период развития отечественной промышленности были созданы существенные структурные и технологические деформации, серьезно тормозящие решение этой проблемы:  
• низкий технический уровень и качество поставляемой продукции, обусловленные, прежде

всего, отсутствием необходимых стимулов и конкуренции;  
• устаревшая материально-техническая база производства;  
• деформация размерной структуры производства с доминированием крупных и средних предприятий;  
• жесткая централизованная система планирования, материально-технического обеспечения и распределения продукции;  
• крайне низкой уровень управления и организации труда.  
Чтобы возродить все лучшие отечественные традиции, необходимо принять концепцию постоянного улучшения качества, отраженную в стандартах ИСО 9000, и широко используемую мировым сообществом.  
Качество продукции и услуг должно стать одним из важнейших факторов реализации национальных интересов России в экономической, социальной, военной, международной, информационной и экологической сферах деятельности государства.  
 
При внимательном и вдумчивом изучении стандартов ИСО 9000 становится понятной главная идея методологии обеспечения качества, которая основана на том, что понятие улучшения качества должно употребляться применительно к любой сфере деятельности, поскольку качество продукции – следствие качественного выполнения всех видов работ. Качество – не абстрактная категория, а осязаемый каждым человеком конкретный измеритель полезности.  
 
Поддержка предприятий и фирм, внедряющих, сертифицирующих системы качества и ведущих интенсивную работу по повышению конкурентоспособности продукции, осуществляется во всех развитых странах мира. Таким образом, политика в области развития систем управления качеством и их сертификации, становится важнейшей функцией государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Система менеджмента  качества

 

Время неумолимо идет вперед, вместе с ним все живое в природе пребывает в движении. Общество не исключение. С ростом уровня образования, духовной, материальной культуры, у общества появляются все новые экономические, социальные и другие потребности.  
 
Чем больше таких потребностей удовлетворяется, тем выше становится качество жизни, объединяющее в себе великое множество показателей: 
 
• качество питания;  
• качество здравоохранения;  
• качество образования;  
• жилищный комфорт;  
• удовлетворение сферой обслуживания;  
• степень удовлетворения потребностей;  
• и т.д.  
 
Обществу необходимо, чтобы поставщики услуг решали те задачи, которые общество ставит перед собой. Любой бизнес строится на внутренних и внешних целях. К внутренним целям относятся рост личного дохода, формирование команды профессионалов, удовлетворение личных целей, амбиций и т.д. К внешним целям относятся те цели общества, ради удовлетворения которых предпринимателем создается бизнес. Качество услуг должно определяться не только требованиями одних лишь потребителей. Дополнительно, при проектировании продуктов или услуг, организацией должны учитываться интересы всех сторон, имеющих определенные выгоды от ее деятельности.  
 
Рассмотрим каждую из них: 
 
1. Потребитель. Ради потребителя существует бизнес. Если не будет того, кто захочет купить продукт, нет смысла его производить. Чего хочет потребитель? Как минимум: качественного, дешевого и удобного в обслуживании продукта.  
2. Собственники бизнеса. Интерес предпринимателя в бизнесе определяется размером его прибыли, потому бизнес должен расти и процветать. При формировании любых целей, стратегий или планов развития, всегда необходимо учитывать интересы акционеров и владельцев бизнеса.  
3. Персонал организации. Организация является источником их доходов, реализации профессиональных, творческих способностей и стремлений. Значит, персонал организации, как и собственники бизнеса, заинтересованы в процветании своей организации. Если их интересы не будут учитываться, бизнес не будет устойчивым.  
4. Поставщики. Под поставщиками подразумеваются физические лица или организации, предоставляющие необходимые ресурсы или услуги, без которых организация не смогла бы выполнить свои обязательства в полном объеме или в запланированные сроки. Поставщик также заинтересован в успехе организации, т.к. она является его потребителем и источником благосостояния. Организация сможет поднять качество своих услуг, потребовав соответствующего подъема качества продукции / услуг у своих поставщиков, а те, в свою очередь, должны добиваться подъема качества у своих поставщиков-субподрядчиков.  
5. Общество и государство. Любая деятельность организации так ли иначе влияет на жизнь определенных слоев населения, и даже населения в целом. Если при строительстве дома не учесть интересов жителей окрестных домов и в половину второго ночи начать работы по забиванию свай — рано или поздно из-за многочисленных жалоб стройку могут приостановить или даже закрыть. Удовлетворение интересов всех – задача иногда невозможная, но к ее решению необходимо стремиться. Чем меньше в бизнесе будет неудовлетворенных сторон, тем он будет более устойчив.  
 
Словом, для успешного функционирования бизнеса необходимо производить конкурентоспособную продукцию / услуги. Основой конкурентоспособности является качество. Глобализация в экономике обостряет конкурентную борьбу, поскольку расширение рынка дает покупателю право выбирать продукцию практически любого мирового производителя. В результате каждый производитель соперничает с остальными в определенной отрасли и выживает тот, кто обеспечивает высокое качество при низкой цене.  
 
Все эти факторы привели к активному развитию систем, методов и инструментов по управлению качеством. Они позволяют объективно оценивать пожелания потребителей, устанавливать требования к будущему продукту и производству, оказывают помощь в нахождении слабых мест, стоящих преградой на пути к достижению качества, позволяют провести корректирующие и предупреждающие действия с последующей оценкой удовлетворенности потребителей.  
 
Руководство любой организации рано или поздно осознает, что для увеличения эффективности ее деятельности и повышения возможностей, усиления конкурентных преимуществ, выхода на новые рынки и расширения позиций на старых, необходимо упорядочить все направления деятельности в единую систему управления.  
 
Одной из таких систем является система менеджмента качества (СМК), сформированная на требованиях международных стандартов серии ИСО 9000. Имевшиеся ранее в организации системы управления процессами или ресурсами, например: стратегией, маркетингом, финансами, производственной деятельностью, кадрами и т.д., при желании могут быть успешно встроены в систему менеджмента качества. Исходя из практики, для создания в организации по-настоящему эффективной СМК, помимо стратегического решения высшего руководства, необходима воля довести начатое до конца, а значит, от руководства потребуется контролировать разработку, внедрение и обеспечивать функционирование системы менеджмента качества.  
 
Перед дальнейшим освещением вопросов функционирования системы менеджмента качества, необходимо ответить на два часто встречаемых мнения об СМК, дабы развеять некоторые заблуждения:  
 
1. СМК имеет отношение только к техническим вопросам, связанным с производством и качеством продукции.  
2. Стандарт ИСО 9001 распространяется только на производственные компании и не распространяется на организации, предоставляющие услуги.  
 
Оба утверждения ошибочны. Стандарты серии ИСО 9000 применяются для оптимизации бизнес-процессов, а значит, применимы для компаний, осуществляющих свою деятельность в любых отраслях экономики. Ими могут быть организации малого бизнеса, численностью 10 человек или транснациональные корпорации, где численность сотрудников превышает 10000 человек. Разработать и внедрить систему менеджмента качества может как интернет-магазин, так и крупная производственная корпорация.

2.1 Порядок создания системы менеджмента качества

 
 
ТК 176 ISO (разработчик стандартов ИСО серии 9000) была предложена процедура внедрения системы менеджмента качества по ИСО 9001 в организации, состоящая из 13 этапов:  
 
1. Определить цели, которых должна достичь организация, например:  
- повысить доверие к системе производства;  
- сократить затраты;  
- улучшить моральный климат внутри организации;  
- выйти на новые рынки.  
 
2. Сформулируйте, чего от вас ждут другие. Примеры заинтересованных лиц и организаций:  
- потребители;  
- персонал организации;  
- поставщики;  
- акционеры;  
- общество.  
 
3. Найдите следующую информацию о стандартах ИСО серии 9000:  
- общие сведения;  
- стандарты ИСО 9000, ИСО 9001, ИСО 9004;  
- сопроводительная информация – обратитесь на сайт организации ISO;  
- изучите опыт применения стандартов ISO 9000 по всему миру из публикаций журнала ISO Management Systems. На территории России и стран СНГ представлены журналы «Стандарты и качество», «Методы менеджмента качества».  
 
4. Примените стандарты ИСО 9000 в вашей системе менеджмента качества. Примите решение, будете ли вы получать сертификат соответствия вашей СМК требованиям стандарта ИСО 9001 или хотите выдвинуть вашу систему менеджмента качества на соискание национальной премии в области качества – для этого используйте требования стандарта ИСО 9004 совместно с критериями национальной премии в области качества.  
 
5. Приобретите руководство по разделам системы менеджмента качества:  
- ISO 10006. Руководящие указания по обеспечению качества при управлении проектом.  
- ISO 10007. Руководящие указания по управлению конфигурацией.  
- ISO 10012. Требования по обеспечению качества измерительного оборудования.  
- ISO/TR 10013. Руководящие указания по разработке документации к системе менеджмента качества.  
- ISO 10014. Руководящие указания по управлению экономикой качества.  
- ISO 10015. Управление качеством. Руководящие указания по обучению.  
- ISO/TS 16949. Системы менеджмента качества. Частные требования по применению стандарта ИСО 9001 для производства автомобилей и запчастей к ним.  
- ISO 19011. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества.  
 
6. Установите статус и определите несоответствия вашей системы менеджмента качества согласно требованиям ИСО 9001. Вы можете провести самооценку или прибегнуть к аудиту сторонней организацией.  
 
7. Проанализируйте требования раздела ИСО 9001, связанного с производственной деятельностью и определите, отвечает ли этим требованиям ваша СМК, включая процессы:  
- связанные с потребителем;  
- проектирования и / или разработки;  
- закупок;  
- производства и техобслуживания;  
- контроля средств мониторинга и измерений.  
 
8. Составьте план устранения несоответствий и совершенствования процессов, выделите ресурсы, распределите ответственность и установите полномочия исполнителей, а также их взаимоотношения, составьте график осуществления этих действий (п. 4.1, п. 7.1 ИСО 9001).  
 
9. Следуйте плану. Выполняйте запланированные мероприятия и регистрируйте ход их выполнения в соответствии с графиком.  
 
10. Проводите регулярные внутренние аудиты. Используйте стандарт ИСО 19011 в качестве руководства по аудиту и оценке квалификации аудиторов.  
 
11. Примите решение, нуждается ли ваша система менеджмента качества в подтверждении соответствия (сертификации):  
- Если да, см. п. 12 
- Если нет, см. п. 13 
У вас может возникнуть необходимость или желание получить сертификат соответствия требованиям стандарта с целью:  
- удовлетворения потребностей по договору;  
- удовлетворения рыночных или потребительских требований;  
- удовлетворения требований регулирующих организаций;  
- обеспечения управления рисками;  
- определения задач развития организации в области качества.  
 
12. Привлеките аккредитованный орган по сертификации для проведения аудиторской проверки и последующей выдачи сертификата соответствия системы менеджмента качества требованиям ИСО 9001.  
 
13. Продолжайте совершенствование бизнеса. Проанализируйте эффективность и пригодность вашей СМК требованиям стандарта ИСО 9004, содержащего методику достижения устойчивого успеха.

 

2.2Документирование  системы менеджмента качества

 
 
Одним из важнейших аспектов реализации требований международных стандартов ИСО 9000 является документирование.  
 
Стандарт ИСО 9001 требует от организации: 
 
1. Политику в области качества (п. 5.3)  
2. Цели в области качества (п. 5.4.1)  
3. Руководство по качеству (п. 4.2.2)  
4. Управление документацией (п. 4.2.3)  
5. Управление записями (п. 4.2.4)  
6. Внутренние аудиты (п. 8.2.2)  
7. Управление несоответствующей продукцией (п. 8.3)  
8. Корректирующие действия (п. 8.5.2)  
9. Предупреждающие действия (п. 8.5.3)  
 
Документация может быть в любой форме и на любом носителе. Степень документированности зависит от размера организации, сложности и взаимодействия процессов, компетентности персонала.  
 
Для средних и больших организаций, кроме вышеперечисленных документов наверняка понадобится разработать дополнительные процедуры и документы: 
 
• производственные графики;  
• рабочие или проверочные инструкции;  
• планы испытаний и проверок;  
• одобренные списки поставщиков;  
• нормативно-техническая документация.  
 
Широкий круг задач, охватываемых системой менеджмента качества, способствует увеличению разнообразия разрабатываемых организацией документов, повышению требований к точности и отсутствию двойного смысла, возможности быстрой идентификации.  
 
Документация, структурированная по уровням управления согласно ее предназначению, образует структуру документации СМК, отражающую иерархию уровней управления и процессов, где каждый документ приобретает соответствующий статус. Статус документа отражает взаимосвязь процессов организации, реализованных в организационной структуре на всех уровнях управления.  
 
Практика показала, что четырехуровневая структура документации системы менеджмента качества является необходимой и достаточной. Рассмотрим ее подробнее на рисунке:

 
 
На рисунке рассмотрены: 
 
1. Документы, содержащие согласованную информацию о системе менеджмента организации, предназначенную для внутреннего и внешнего пользования. К ним относится «Политика в области качества» и «Руководство по качеству». Политика может быть как независимым документом, так и частью «Руководства по качеству».  
2. Документы-процедуры, описывающие процессы СМК, включая обязательные документированные процедуры, требуемые стандартом ИСО 9001.  
3. Рабочие документы, уточняющие требования документов-процедур и описывающие операции, работы и задания.  
4. Записи по качеству, содержащие достигнутые результаты или доказательства проведенных работ и необходимые гарантии эффективной работы и управления процессами.  
 
Документами первого уровня в основном пользуются: 
 
• высшее руководство организации;  
• потребители;  
• третья сторона (представители государственных и общественных органов, органов по сертификации и т.п.).  
 
Их объем составляет порядка 10% от общего массива документов СМК.  
 
К документам второго уровня относят внутренние документы (объем 25%, как правило, постоянен). Пользователями документов второго уровня являются структурные подразделения и руководители отделов.  
 
Документы третьего и четвертого уровней, детально описывающие выполнение конкретных работ, вопросов взаимодействия и фиксирующие результаты деятельности, составляют основной массив документации СМК – 65%. С данными документами работает весь персонал организации. В течение года могут быть созданы десятки рабочих чертежей и планов, тысячи форм и шаблонов.  
 
Все уровни взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, воздействие на какой-либо уровень оказывает воздействие на всю систему. Данное иерархическое представление состава документов системы менеджмента качества облегчает распространение, поддержание и понимание структуры документации СМК.  
 
Разработка документации не должна быть самоцелью, она должна добавлять ценность. Если организация пытается регламентировать все и вся, со временем она становится неспособной к развитию и ее деятельность все больше сводится к поддержанию СМК в актуальном состоянии, организация начинает работать на систему менеджмента качества, когда все должно быть совсем наоборот.

Информация о работе Организация и система контроля качества продукции