Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 18:58, контрольная работа
Цель данной работы – исследование организации инновационной деятельности.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить организацию инновационной деятельности, её особенности.
2. Рассмотреть факторы, влияющие на инновационную деятельность предприятия, её формы и механизмы.
3. Дать оценку эффективности организации инновационной деятельности.
4. Выявить проблемы организации инновационной деятельности.
Введение………………………………………………………………………...3
Организация инновационной деятельности на предприятии……….4
Особенности организации инновационной деятельности предприятий в современных условиях……………………………………………..9
Факторы, влияющие на инновационную деятельность предприятия………………………………………………………………………...13
Формы и механизмы организации инновационной деятельности...15
Оценка эффективности организации инновационной деятельности на предприятии……………………………………………………………………..18
Проблемы организации инновационной деятельности на предприятии………………………………………………………………………...19
Заключение…………………………………………………………………….23
Библиографический список…………………………………………
Когда же общее назначение подразделения заключается в практической разработке инноваций и их подготовке к реализации на рынке, необходимы специалисты многих специальностей, тесно связанные с инженерно-технологическими работами, программная или продуктовая ориентация. Рациональным вариантом здесь является организационная структура с ориентацией на программу, в которой каждая группа выполняет одну из задач, необходимую для осуществления программы в рамках всей организации. В этом случае организация одновременно ведет разработки по нескольким программам».4
Программная (продуктовая) организационная структура имеет ряд преимуществ:
- облегчает планирование, оценку и определение затрат на программы на основе как научных, так и коммерческих критериев;
- предоставляет возможность каждому исследователю работать в творческой обстановке, ориентированной на конкретную задачу.
Такая структура позволяет осуществлять единство менеджмента по достижению конечной цели; обеспечивает прямую связь исследований и инженерно-технических работ. При этом накапливается запас знаний о проблемах, связанных с определенным типом процессов. Поэтому такая структура наиболее эффективна для организаций, занятых исследованиями, тесно связанными с разработками.
В организациях, проводящих фундаментальные исследования, целесообразно использовать дисциплинарную структуру.
Исследования фундаментального характера, несмотря на целевую ориентацию, отделены от разработок - здесь применима этапно-фазовая структура. Значительная часть работ в организации носит поисковый характер и не позволяет сформулировать требования к прототипу. Разработка прототипа начинается только тогда, когда результаты исследований признаны «успешными», а анализ затрат, выгод и рынка дал положительные выводы.
В смешанных структурах создаются группы специалистов одного профиля в качестве постоянной компоненты структуры, а также вводится механизм их привязки к программной структуре. Такой прием позволяет сочетать преимущества программной ориентации со специализацией и обеспечивать междисциплинарный подход к решению проблемы.
Существует много способов сочетания программной деятельности с функционированием подразделений, построенных по дисциплинарному принципу. Можно использовать форму программной группы, состоящей из менеджера программы, который может быть приглашен на временную работу, и соответствующего персонала из организации. Менеджер программы может отдать решение задачи на «откуп» подразделениям на дисциплинарной основе. Может быть применена простая форма - назначение менеджеров программ по мере перехода к решению новых проблем. Иногда используют и более гибкую форму, при которой координация и контроль программ возложены на отделы менеджмента программ.
Существует еще одна принципиальная проблема при формировании структур инновационных организаций. Организационные особенности, которые повышают вероятность ускорения появления новых идей, могут оказывать противоположное действие на то, что эти идеи будут реализованы и внедрены.
Организации, состоящие из значительного числа специализированных научных групп и административных единиц, более склонны к выдвижению инновационных идей. Полагают, что новые идеи исходят прежде всего от сотрудников, имеющих специальную подготовку и принадлежащих к профессиональным организациям, располагающим широкими внешними связями. Организация же, состоящая из немногих групп специалистов, более продуктивно генерирует новые идеи благодаря научному сотрудничеству, личным контактам между исследователями.
«Последовательность этапов и операций при формировании организационной структуры менеджмента инновационного коллектива следующая:
Организационная структура менеджмента инновационной организации должна устанавливать четкую взаимосвязь различных задач внутри коллектива, подчинив их достижению определенной цели. И конечным результатом логично задуманной организационной структуры является общее повышение эффективности работы инновационной организации.
2. Особенности организации инновационной деятельности предприятий в современных условиях
Ключевым направлением достижения экономического роста и повышения качества жизни населения в современном мире является развитие инновационной деятельности.
«Актуальность данной темы определяется тем, что на сегодняшний день инновационная деятельность — это основополагающий стержень в укреплении предприятия на рынке в условиях жесткой конкуренции, которая должна обеспечивать устойчивое экономическое развитие, повышение конкурентоспособности производимой предприятием продукции и оказываемых услуг.
При организации инновационной деятельности предприятие сталкивается с рядом проблем, без решения которых дальнейшая успешная работа не может быть реализована».6
Инновационная деятельность — деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутренних и зарубежных рынках. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.
Усиление роли и значения инновационной деятельности в общественном развитии приводит к тому, что темпы разработки и реализации инноваций резко возрастают. Эти темпы иногда характеризуют с помощью понятия продолжительности жизни определенного продукта, которая до 19 века измерялась веками, в 19 веке и в первой половине 20 века — десятилетиями, во второй половине 20 века — годами, а в последнее время — месяцами.
На современном этапе развития экономики деятельность ряда организаций существенно отличается от деятельности большинства. Инновационные организации постоянно ориентируются на изменения, которые гармонично интегрируются в их традиционную деятельность. Их стратегии направлены на непрерывные инновации, которые обеспечивают конкурентные преимущества.
Необходимость инновационной деятельности, способность к нововведениям выступает как императивное требование времени и является общим. Любая деятельность осуществляется в соответствии с какими-либо закономерностями, правилами, формами, принципами или намерениями. Для формирования уточненного определения термина организация инновационной деятельности проведем анализ сущностного содержания понятия инновационная организация. Данное понятие может рассматриваться как хозяйствующий субъект, имеющий юридический статус и обладающий хозяйственной самостоятельностью, а также как система хозяйствующих субъектов, в совокупности образующих инновационную систему. Ведущий теоретик в области менеджмента Г. Минцберг, рассматривая структуры и стратегии инновационных организаций, утверждает, что основным условием ее существования является ситуация, «в которой внедрение непрерывных или частных новшеств сложного характера является неотъемлемой частью организации и ее отраслевого сегмента». Подобным организациям часто приходится иметь дело со сложными технологиями или системами в условиях динамических перемен. Характерной особенностью систем организации инноваций является наличие и преобладание в них неопределенности и риска в достижении конечных результатов, большой доли вероятностных процессов. Организация является инновационной, если существенная часть ее деятельности связана с инновационным процессом.
«Существенное отличие инновационных организаций заключается в том, что создание инноваций для них — это разновидность бизнеса, тогда как в большинстве организаций — это функция, часть общей деятельности предприятия. Эффективность деятельности предприятия во многом зависит от того, насколько оно адаптировано к внешней среде, в какой мере гибки и подвижны его структуры, в какой мере оно способно к нововведениям. Необходимость постоянного совершенствования предполагает подход к любому виду деятельности как к процессу. Инновационный процесс — совершенствование сбалансированности различных сфер деятельности предприятия при контроле рентабельности работы каждого звена. Другими словами, инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. Главная его черта — это обязательное завершение инновации, т. е. получение результата, пригодного для практической реализации. На характер и направленность инновационного процесса влияют четыре основных группы факторов:
1. Информированность в нововведениях;
2. Внешняя подконтрольность;
3. Резервные ресурсы;
4. Организационная структура».7
В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение — инновация.
В качестве общих принципов организации инновационной деятельности предприятия исследователи называют:
«Наряду с этим практика инновационной деятельности предприятий выработала специфические принципы ее организации:
По мнению Э.М. Короткова, «главной целью инновационных организаций как субъекта инновационной деятельности является доведение имеющихся идей до конкретного потребителя и достижение коммерческого успеха».9 Для того чтобы осуществить запуск в производство нового продукта, организация должна обладать особыми свойствами, в частности способностью к реализации инноваций. «Исследования многих авторов позволили выявить следующие основные черты инновационной организации: