Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 05:58, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение организации эффективной работы планово-экономического отдела на предприятии. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
ознакомление с понятием внутрифирменное планирование;
изучение функции, задач планово-экономического отдела;
исследование организации работы планово-экономического отдела;
рассмотрение процесса формирования критериев эффективности;
анализ критериев оценки эффективной работы планово-экономического отдела.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ПЛАНОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОТДЕЛА ПРЕДПРИЯТИЯ 5
.1 Внутрифирменное планирование как важнейшая функция управления 5
.2 Задачи и функции планово-экономического отдела 7
.3 Организация работы планово-экономического отдела 11
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ПЛАНОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОТДЕЛА ПРЕДПРИЯТИЯ 17
.1 Формирование критериев эффективности 17
.2Критерии оценки эффективной работы планово-экономического отдела 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ЛИТЕРАТУРА 29
6. Подготовка предложений, обоснований и расчетов по затратам на проведение НИОКР, капитального ремонта основных средств, доведение планов затрат до финансового отдела;
7. Определение объемов затрат на переподготовку кадров на основе прогнозов потребности кадров для организации;
8. Формирование ценовой политики организации и разработка прогнозов экономического развития организации в соответствии с рыночными потребностями;
9. Разработка плановых технико-экономических нормативов материальных и трудовых затрат, проектов оптовых и розничных цен на продукцию предприятия, тарифов на работы (услуги) с учетом спроса и предложения и с целью обеспечения запланированного объема прибыли.
10. Составление нормативных калькуляций продукции и контроль за внесением в них текущих изменений планово-расчетных цен на основные виды сырья, материалов, которые используются в производстве. [14]
1.3
Организация работы планово-
Документами, на основе которых осуществляется работа ПЭО, являются законодательные и нормативные акты, положение об ПЭО, о его подразделениях, должностные инструкции сотрудников отдела, а также правила внутреннего распорядка.
В планировании своей деятельности участвуют все службы предприятия - как производственные, так и функциональные. В цехах и отделах организуются планово-экономические бюро или профессиональные группы. Структура планово-экономических служб предприятий зависит, прежде всего, от размеров производства, характеристики продукции, положения на рынке, формы собственности, уровня платежеспособности и т. д. При бесцеховой структуре управления плановые функции выполняются экономистами-менеджерами высшего звена. Каждое предприятие самостоятельно выбирает структуру своих планово-экономических органов. [8]
В процессе реализации задач и выполнения своих функций планово-экономический отдел взаимодействует с различными отделами организации:
· с финансовым отделом финансовых и кредитных планов по получению отчетов о выполнении финансовых планов и результатов финансового анализа, методических и инструктивных материалов по вопросам финансовой деятельности; по предоставлению среднесрочных и долгосрочных планов производственной деятельности организации, плановых технико-экономических нормативов материало- и трудозатрат, результатов экономического анализа всех видов деятельности предприятия;
· с главной бухгалтерией данных, необходимых для экономического планирования, прогнозирования и анализа;
· с производственными подразделениями по получению и предоставлению отчетов о выполнении плана по производству продукции, данных о затратах трудовых ресурсов, использовании рабочего времени, о результатах анализа деятельности производственных подразделений за предыдущие плановые периоды с рекомендациями по более полной и равномерной загрузки производственных мощностей;
· с отделом главного технолога по вопросам получения данных, необходимых для экономического планирования, прогнозирования и анализа, проектов перспективных и ретроспективных планов развития и внедрения ресурсосберегающих технологических процессов;
с отделом материально-техническо
Планово-экономический отдел правомочен:
§ давать структурным подразделениям организации методические указания по экономическим расчетам, по учету и планированию, которые являются обязательными к исполнению подразделениями;
§ запрашивать и получать от всех структурных подразделений предприятия сведения, которые необходимы для выполнения возложенных на отдел задач;
§ самостоятельно вести переписку по вопросам экономического планирования и статистической отчетности, а также по другим вопросам, которые входят в компетенцию отдела и не требуют согласования с руководителем предприятия;
§ представительствовать от имени предприятия по вопросам, относящимся к компетенции ПЭО, во взаимоотношениях с государственными и муниципальными органами, другими предприятиями, организациями, учреждениями;
§ проверять правильность и обоснованность смет, расчетов, иной учетной и отчетной документации, составленной структурными подразделениями организации;
§ проводить совещания и участвовать в совещаниях, проводимых на предприятии по вопросам производственно-экономической деятельности предприятия;
§ привлекать в установленном порядке специалистов структурных подразделений предприятия, экспертов сторонних организаций для участия в рассмотрении и выполнении работ по вопросам, входящим в компетенцию отдела.[15]
Однако, несмотря на широту прав планово-экономического отдела, он несет ответственность за надлежащее и своевременное выполнение возложенных на него функций, задач, которые отражаются в Положении об отделе.
Необходимо также отметить ответственность начальника планово-экономического отдела: на него возлагается персональная ответственность за организацию деятельности отдела по выполнению задач и функций, возложенных на отдел, за организацию в отделе оперативной и качественной подготовки и исполнения документов, за ведение делопроизводства в соответствии с действующими правилами и инструкциями, а также за использование информации сотрудниками отдела строго в служебных целях, своевременность и качество исполнения документов и поручений руководства предприятия, за создание условий для производственной деятельности сотрудников отдела. [6]
Высокий темп современного производства, требование быстроты реакции на малейшие отклонения от планов, необходимость немедленной локализации и устранения перебоев делают обязательным применение в практике работы планово-экономического отдела комплекса средств технического оснащения. Использование этих средств значительно облегчает задачи и поднимает на более высокий качественный уровень оперативное планирование. [4]
Задачи разработки
оптимальных планов производства, начиная
от перспективных и включая
Внедрение АСУП требует упорядочения информационной базы, отработки документации и документооборота, создания нормативного хозяйства. Нормативная и другая относительно постоянная производственная информация, соответствующим образом зашифрованная, хранится в ВЦ в картотеке нормативно-справочной информации на электронных носителях.
Если в процессе плановых расчетов возникает необходимость использовать промежуточные или окончательные результаты одного расчета в других, должен быть обеспечен вывод этих результатов на электронные носители, которые также поступают в картотеку ВЦ. Таким образом, обеспечивается увязка информационных потоков подсистем, т. е. документальное и нормативное единство и связь результативных и исходных данных в комплексе плановых расчетов.
Математическое
обеспечение АСУП включает разработку
методов и алгоритмов решения
задач, рабочих нестандартных программ
На такой основе АСУП в части оперативного планирования позволяет:
а) использовать компьютерную технику для расчета формирования производственной программы и построения номенклатурно-календарного плана, расчета календарно-плановых нормативов и разработки цеховых оперативных программ, построения календарных планов-участков;
б) автоматизировать процесс обработки отчетных данных, формировать и получать аналитическую информацию, непрерывно отображающую фактический ход производственного процесса;
в) корректировать оперативные программы и календарные графики и осуществлять научное прогнозирование выполнения работ в установленные сроки;
г) накапливать систематизированные статистические данные о фактической длительности циклов, трудоемкости работ для разработки укрупненных нормативно-справочных материалов.
Автоматизация и механизация работ по планированию, учету и регулированию резко повышает качество плановых расчетов, позволяя осуществлять выбор наиболее целесообразных решений, намного сокращает трудоемкость и повышает эффективность работы отдела в целом. [5]
внутрифирменный планирование экономический рентабельность
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ПЛАНОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОТДЕЛА ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1
Формирование критериев
Западный менеджмент в основу управления бизнесом закладывает стоимостный подход, который гласит: «Все должны приносить стоимость. Кто стоимость не приносит, тот ее проедает». Таким образом, показатели KPI (Key Performance Indicators) в основном призваны измерять эффективность работы каждого подразделения или сотрудника.
Отличие данной системы от наших привычных показателей эффективности заключается в том, каждый конкретный бизнес имеет собственные KPI. Следовательно, отрицательные показатели эффективной работы одного предприятия вполне могут являться положительными для другого, если те находятся в разных условиях (иной рынок, этап развития фирмы, кадровый состав, степень подготовки менеджмента и прочее). Кроме того, конкретные цели и задачи для одной организации - давно пройденный этап, а для другой - наоборот, отдаленная перспектива.
Следовательно,
понятие эффективности
Прежде чем приступить к разработке показателей, определяющих эффективность работы какого-либо подразделения или сотрудника, следует ответить на главный вопрос: что является критическими факторами для того или иного бизнеса? Другими словами, когда разрабатывается и утверждается организационная структура предприятия, создается подразделение, то необходимо задается первым вопросом: зачем нужен тот или другой отдел, цех, подразделение, сотрудник? То есть каковы менеджерские ожидания от их работы? После ответа на первый вопрос тут же возникает второй: как измерить качество работы, ее эффективность?
И тут на помощь приходит система экономических показателей KPI, призванная оценить деятельность каждого, причем не только в контексте достигнутого положительного результата, но и с критических позиций.
При этом для каждого показателя эффективности создается некая матрица, описывающая сам показатель, объект отражения, возможность периодичности расчета и цели расчета.
Пример такой матрицы отражен в таблице 1.
Таблица 1 - Матрица показателей эффективности
Показатель |
Значение |
Лицо, которое оценивает показатель |
Возможная периодичность расчета |
Варианты использования |
Прибыль, остающаяся после налогообложения, уплаты процентов и дивидендов |
Прибыль, остающаяся после уплаты налогов, на которую влияют уровни доходов, расходов, инвестиций (амортизации) |
Генеральный директор, директора филиалов, отвечающие за доходную и расходную части своего бюджета |
Ежемесячно, ежеквартально, ежегодно |
Расчет бонусов, резерв самофинансирования, получение кредитов, оценка рентабельности вложений |
Уровень прибыльности (как правило, в процентах) |
Отношение валовой прибыли к общему объему продаж |
Руководите-ли отделов, направлений бизнеса, развивающие продукт или услугу |
Ежегодно, ежемесячно, а также вплоть до выпуска товара или технологи чески завершено- го процесса |
Для оценки перспектив развития продукта, влияния спроса на товар или услугу, влияния конкуренции |
Ротация кадров |
Отношение общего числа уволенных за период к количеству работающих за тот же период |
Директор по персоналу, руководители структурных подразделений компании, имеющие отдельное штатное расписание |
Ежемесячно, ежеквартально, ежегодно |
Для оценки влияния текучести кадров на результаты бизнеса, прогнозирования периодов наиболее активного поиска персонала, определения лояльности каждой категории работающих, выявления скрытых резервов экономии, оценки эффективности работы кадрового аппарата |
Средний объем продаж |
Индивидуальный объем продаж (в штуках, денежных единицах) каждого продавца |
Отдел продаж, менеджер по продажам |
Ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально, ежегодно |
Планирование доходной части бюджета подразделения, измерение эффективности работы каждого человека или отдела и как следствие распределение премиального фонда, выявление сезонности |
Соотношение периодов оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности (равно как и каждый из периодов в отдельности) |
Отношение среднего срока оплаты покупателем к среднему сроку оплаты поставщиком |
Отдел по работе с клиентами, финансовый отдел, коммерческий отдел, отдел продаж |
Ежемесячно, ежеквартально, ежегодно |
Планирование денежных потоков и кассовых разрывов, получение кредитов, расчет отсрочек платежей по контрактам, установление размеров скидок за раннюю оплату, выявление внутренних источников финансирования |