Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 23:34, курсовая работа
Цель работы – исследование организации как функции управления.
Указанная выше цель включает ряд задач, носящих более конкретный характер. К ним можно отнести:
Раскрыть сущность организации.
Изучить виды процедур управления.
Проанализировать взаимосвязь процедур управления.
Введение……………………………………………………………………...........3
1. Организация как функция управления……………………….….……………5
1.1. Понятие и признаки организации………………………………….…..........5
1.2. Внутренняя среда организации………………………………….….……….9
1.3.Внешняя среда организации……………………………………….………..12
2. Процедуры управления организацией……………………………………..14
2.1. Процедуры управления: понятие и виды………………………………….14
2.2 Взаимосвязь процедур управления…………………………….…………...17
Заключение……………………………………………………………………….30
Библиографический список……………………………………………..………32
К фоновому окружению относятся политика государства, законодательство, конкуренция и многие другие обстоятельства, которые подавляющему большинству организаций неподвластны. На них нельзя влиять целенаправленно, а приходится либо им подчиняться, либо уходить от их воздействия, либо пытаться нейтрализовать негативные последствия.
Организации всегда приходится действовать с учетом особенностей окружения. Ее руководство должно быстро улавливать изменения во внешней и внутренней среде правильно оценивать их последствия и выбирать наилучший вариант реакции в пределах имеющихся ресурсов (например, изменять направление или темпы развития).
Так, при стабильной среде
у организации преобладает
При расширяющейся среде имеет место производственная ориентация, характеризующаяся линейным ростом и экономией на масштабах деятельности. При плавно изменяющейся среде преобладает рыночная ориентация (например, подстройка под изменение конъюнктуры).
При неожиданных дискретных изменениях в среде на первое место выходит стратегическая ориентация, ставящая во главу угла гибкость, адаптивность, освоение новых технологий, изделий, рынков.
Поскольку ограниченность ресурсов
труднопреодолима, особенно в краткосрочном
периоде, на деле организация может реагировать
лишь на незначительные изменения среды,
а остальные игнорировать.
Глава 2 Процедуры управления организацией
2.1. Процедуры управления: понятие и виды
Чтобы правильно организовать каждый функциональный процесс в системе управления, необходимо:
Большое значение имеет анализ, исследование организационных операций, описание их, типизация и стандартизация, а отсюда и проектирование, совмещение однородных операций, перевод их на машинное исполнение в целях снижения трудоемкости процесса управления.
Смена операций, их сочетание, взаимосвязь, переход друг в друга определяется процедурами, которые представляют собой совокупность разнообразных управленческих операций, выполняемых по определенной схеме (алгоритму)7.
Понятие "процедура" отражает порядок
подготовки, рассмотрения, обсуждения,
выполнения ряда последовательных и
параллельных операций в процессе управления,
предписание о порядке
Алгоритм исследуемого (проектируемого) организационного или информационного процесса представляет собой правила последовательной организации определенных, связанных друг с другом операций, на которые этот процесс может быть разложен и которые должны быть осуществлены для достижения цели, стоящей перед данной управляющей системой. При этом весь процесс как бы разлагается сверху вниз, то есть от конкретной функции управленческого аппарата к подфункции (части функции), от подфункции к конкретной процедуре и далее к операции.
Управленческая процедура
Процедуры отличаются по ряду признаков и классифицируются следующим образом:
Роль процедур в эффективном процессе управления очень велика. В рамках одной функции управления процедуры могут быть внутренними и внешними.
К внутренним процедурам управления как процесса относятся:
Входное воздействие поступает
от предыдущего этапа процедуры
управления, а выходное воздействие
поступает на следующий. С процедурами
информационной подготовки, разработки
вариантов решения и
При сознательном проектировании технологии
управления можно избежать ненужных
и второстепенных процедур управления,
исключить дублирование работ, сократить
документооборот, сформулировать чёткие
критерии к качеству результата на
каждом этапе управленческого
Одновременно это вносит разумную организованность в сам процесс управления за счёт введения норм и правил выполнения отдельных операций. При этом для трудового процесса лиц, причастных к управлению предприятием, применимы такие категории, как технологическая дисциплина, регламент и т. д. Этот аспект технологизации управления позволяет более эффективно применять методы мотивации.
2.2 Взаимосвязь процедур управления
Профессиональный подход
в действующих организациях
1. Создание группы развития
организации на конкурсной
2. Составление набора
необходимых функций
3. Проверка набора функций
управления по методике
4. Распределение этого набора по четырем группам и его анализ.
5. Составление функциональной структуры управления.
6. Сравнение этой структуры с существующей.
7 . Внесение корректив в набор функций.
8 . Внесение корректив
в структуру управления
В общем виде функция — это совокупность действий, относительно однородных по некоторому признаку, направленных на достижение частной цели и подчиненных общей цели управления. К. Маркс назвал функцию услугой. «Услуга есть не что иное, как полезное действие той или иной потребительской стоимости — товара ли, труда ли» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. т. 23 С. 203-204). Полезность, необходимость функции должна служить критерием для ее дальнейшего анализа. Функции, выполняемые в организации, можно разделить на три большие группы (рис. 1.):
• производственные,
• управление производственными функциями,
• управление управленческой деятельностью.
Рис. 1. Взаимодействие функций в организации
К производственным относятся функции основного, вспомогательного и обслуживающего производства товаров, услуг, информации или знаний. Например, производство токарных станков модели 1М62, производство станин для вертикальных сверлильных автоматов, ведение бухгалтерского учета, делопроизводство по внешнеэкономической деятельности и др. К функциям управления производственными функциями относятся функции по планированию, прогнозированию, организации, координации, стимулированию и контролю деятельности работников» занятых в основном, вспомогательном и обслуживающем производствах. Например, управление производством, управление персоналом, управление инновационной деятельностью, управление внешнеэкономической деятельностью, управление бухгалтерским учетом и др.
К функциям управления управленческой
деятельностью относятся
Производственные функции выполняют рабочие, техники, инженеры, секретари) референты, конструкторы, технологи, инспекторы, бухгалтеры и др., которых мы далее будем называть специалистами. Функции управления производственными функциями выполняют мастера участков, бригадиры, руководители групп или проектов, другие работники, имеющие в своем подчинении специалистов, действия которых они направляют своими решениями. Этих работников мы в дальнейшем будем называть менеджерами.
Функции управления управленческой
деятельностью выполняют
В крупных организациях
Табл. 1.
Распределение функций управления
Категории |
Функции | ||
Управление Управленческой деятельностью |
Управление производственными функциями |
Производственные функции | |
Руководители |
+ |
+, ? |
-, ? |
Менеджеры |
- |
+ |
+, ? |
Специалисты |
- |
- |
+ |
В системе управления организаций нас интересуют две группы функций: функции управления производством и функции управления управленческой деятельностью, которые в дальнейшем будем именовать как функции управления. Они реализуются набором процедур управленческой деятельности, осуществляемых субъектом управления. Так, для выполнения функций управления необходимо получить задание или его сформулировать; провести информационную работу; подготовить варианты решений, принять, согласовать и утвердить решение; организовать и контролировать его выполнение; сдать выполненную работу заказчику или использовать ее в своей организации. Приведенная совокупность процедур находится во взаимосвязи. Каждая процедура должна включать набор операций. Например, подготовка решения включает операции по созданию и эксплуатации баз данных и баз знаний, проведение совещаний и т.д. Таким образом, образуется следующая иерархия:
-конкретные функции управления,
-общие функции управления,
-типовые процедуры,
-набор операций.
Отсутствие какой-либо процедуры или операции может привести к низкой эффективности выполнения функций или к их невыполнению. Так, без проведения информационной работы (оценки ситуации, получения и обработки достоверной информации) дальнейшая работа будет затруднена.
Процесс специализации и
кооперации управленческой деятельности
приводит как к дроблению, так
и к объединению функций
Каждые функция, процедура
и операция имеют три главных
параметра: трудоемкость, сложность
и стоимость. Трудоемкость определяется
в часах. Сложность имеет три
уровня: низкий, средний и высокий.
Уровень определяется характером выполняемых
операций. Напомним, что низкий уровень
сложности характеризуется
При расчетах рассматривается
и нулевой уровень сложности,
характеризуемый отсутствием
Стоимость определяется на основании калькуляции всех видов операций, составляющих конкретную функцию управления (КФУ). Как известно, каждая КФУ представляется как набор общих функций — планирование (П), организация (О), активизация (А) и контроль (К) — основные из них, и других общих функций — прогнозирования, координации, информирования и т.д., которые также играют важную роль, но рассматриваться здесь не будут, так как методика анализа при этом не меняется.
Каждая общая функция
Информация о работе Организация как функция управления: основные прцедуры и их взаимосвязь