Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 14:27, курсовая работа
Цель работы: применение теоретических основ менеджмента в организации и разработка мероприятий по совершенствованию управления. На основе исследования теоретических аспектов управления современной организации необходимо решить следующие задачи:
– исследовать понятие процесса управления в организации, ее цели и задачи;
– изучит влияние внешней среды организации на управление в организации;
– исследовать виды организационных структур, выявить и недостатки и преимущества;
– провести анализ состояния менеджмента на анализируемом предприятии.
Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Организация как объект управления
Понятие и сущность организации……………………………………......4
Ресурсы организации…………………………………………………..….7
Внешняя и внутренняя среда организации…………………………..…..8
Разделение труда……………………………………… .…………..……10
Структура управления……………………………………………......…..12
Роль и значение менеджеров в достижении эффективности управления………………………………………………………………..17
Глава 2. Характеристика ОАО «Сибнефть» («Газпром нефть») в динамике ее развития
2.1. Краткая историческая справка и характеристика организации «Сибнефть» (Газпром нефть)………………... ……………………………..…19
2.2. Структура управления……………………………………………………...22
2.3. Сильные и слабые стороны в деятельности организации………………..24
2.4. Конкретная позиция на рынке……………………………………………...25
Глава 3. Предложения и рекомендации по совершенствованию
деятельности…………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………
Вертикальное разделение труда построено на выделении трех уровней управления - низового, среднего и высшего.
Фактически число уровней на предприятиях характеризуется большим разнообразием и колеблется от одного двух на малых предприятиях до восьми десяти в крупных объединениях и корпорациях. Соответственно меняется и содержание задач, решаемых на разных уровнях. Общим является то, что на каждом из них предусматривается определенный объем работ по функциям управления [6, стр. 32].
Горизонтальное разделение
Технологическое и профессионально-
Сложность управленческих работ учитывается в требованиях, которым должны отвечать менеджеры при занятии определенных должностей. В соответствии с этим в плановой и учетной практике нашей страны выделялись следующие основные должности управленческого персонала на предприятиях: руководители и их заместители, главные специалисты, инженеры, техники, механики; экономисты, инженеры-экономисты; счетно-бухгалтерский персонал; канцелярский персонал; другие работники. Руководители составляют одну из наиболее значимых групп управленческого персонала, а их труд является самым сложным и ответственным [3, стр. 35].
Таким образом, в организации существуют две внутренние формы разделения труда. Первая - это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение труда. Вторая, называемая вертикальной, отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления [3, стр. 36-37].
1.5. Структура управления
«Структура управления организацией», или «организационная структура управления» (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.
Структура управления - это упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. ОСУ определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.
Для наиболее эффективного осуществления миссии организация должна иметь определенную структуру, т.е. элементы организации должны быть целесообразно распределены, а усилия работников согласованы и направлены на достижение поставленных целей.
Построение структуры организации включает выбор типа структуры, уровня делегирования и распределение полномочий на основе изучения внутренней среды фирмы. При построении организации необходимо учитывать:
• единство целей, определяющие идеи, решения и усилия работников организации;
• разделение труда, т.е. разные
возможности и разные трудовые навыки
работников, а, следовательно, чтобы
разные работы выполнялись наиболее
подготовленными для этого
• определенная численность работников, которым необходимо объединить усилия для достижения общей цели (или целей);
• организация совместной работы таким образом, чтобы умения и опыт сотрудников были соединены вместе, с наибольшей пользой для достижения миссии фирмы.
Каждая организация, независимо от ее размера, базируется на формальных и точно определенных взаимоотношениях ее сотрудников, определяемых организационно-структурной схемой. Она демонстрирует управленческую иерархию и определяет, кто кому подотчетен и кто за что отвечает. Иными словами, организационная структура устанавливает:
• ответственность за принятие определенных решений и их исполнение;
• порядок прохождения информации в виде потоков обратных связей в процессе управления;
• порядок делегирования полномочий, власти и ответственности.
Однако на практике в процессе деятельности фирмы происходят отклонения от формальной структуры, и формируется, неформальная структура, т.е. появляется разрыв между тем, что должно быть, и тем, что происходит в действительности. Неформальная структура может поддерживать и усиливать формальную, открывая более эффективные каналы коммуникаций, но бывает и наоборот.
Организационная структура должна совершенствоваться по мере развития. При этом должны учитываться определенные признаки эффективной организационной структуры управления. К числу таких признаков можно отнести:
• устойчивость организационной структуры, т.е. ее способность сохранять свои основные свойства при различных изменениях во внешней и внутренней среде;
• гибкость, т.е. способность адекватно реагировать на внутренние и внешние изменения;
• экономичность, т.е. минимизацию затрат на содержание аппарата управления.
При проектировании организационных структур управления учитываются такие принципы, как соответствие организационной структуры содержанию деятельности объекта управления, способность к трансформации, оперативность в передаче управляющего воздействия, оптимизация уровней управления, сбалансированность прав и полномочий, равномерность нагрузки на все звенья управления сопряженность (согласованность) деятельности всех структурных подразделений организации [1, стр. 144].
Различают следующие типы организационных структур управления: линейную, функциональную, линейно-функциональную, программно-целевую, матричную и матрично-штабную структуру управления.
Линейная структура. При линейной структуре управления руководители подразделений низших ступеней непосредственно подчиняются одному руководителю более высокого уровня управления и связаны с вышестоящей системой только через него [5, стр. 120]. Эта структура базируется на вертикальном разделении управленческого труда и приводит к управлению по уровням. Она позволяет быстро и оперативно принимать решения и обеспечивать их выполнение, не прибегая к системам стимулов и мотиваций. (Приложение №1)
Функциональная структура управления, в ее основе лежит принцип полноправного распорядительства: каждый руководитель имеет право давать указания по вопросам, входящим в его компетенцию. (Приложение №1)
Линейно-функциональная структура долгое время считалась наиболее универсальной формой организации управления. Линейные руководители сохранили за собой право отдавать распоряжения и принимать решения при участии и помощи функциональных служб. (Приложение №1)
Программно-целевые структуры. Их сущность заключается в том, что они базируются на комплексном управлении всей производственной системой в целом как единым объектом, ориентированным на отдаленную цель, одной из разновидностей является структура, построенная по проектному принципу.
Система, управляя по проекту, применяется в тех организациях, где осуществляются частые перестройки аппарата управления в связи с внедрением новой техники и технологии. В целях форсирования технического обновления создаются на определенный период времени органы управления, которые организуют и контролируют выполнение всего проекта освоения новых технологий, включая модернизацию оборудования, подготовку кадров, материально-техническое обеспечение и т.д. Обычно такая система управления после решения возложенной на нее задачи ликвидируется или трансформируется.
Матричная структура
Матрично - штабная структура. Ее отличительная особенность состоит в том, что она отражает все виды руководства: линейное, функциональное, тематическое и обеспечивает всестороннюю координацию деятельности между ними, сохраняя единство распорядительства и контроля над ключевыми организационно-техническими решениями на высшем уровне.
Исследование существующих
форм организационного построения организации
показывает, что каждому из них
свойственно различное
1.6. Роль менеджера в достижении эффективности управления
Менеджмент неразрывно связан с людьми, занятыми управлением. Труд в этой сфере носит название управленческого. Он имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средствах [6, стр. 30]. Рассмотрим подробнее основные функции управления.
Планирование - это набор действий, предпринимаемых для оптимального достижения предприятием своих целей.
Распределение ресурсов предприятия связано с наиболее рациональным использованием оборудования, производственных площадей, оптимальным маневрированием товарными ресурсами, формированием запасов, ускорением оборачиваемости оборотных средств, оптимизацией издержек обращения, оптимизацией расстановки кадров.
Контроль - проверка выполнения поставленных задач исходящих из стратегических и тактических целей организации [1, стр. 27].
Мотивация - максимальное удовлетворение потребности работников организации в обмен на их эффективную работу.
Концепция управленческого процесса применима ко всем типам организаций, поскольку процессный подход определяет лишь основные общие шаги при управлении и предоставляет возможность их использования и выбора содержания в зависимости от условий каждой конкретной фирмы.
Менеджер - это человек, профессионально занимающийся управленческой деятельностью, который повседневно управляет функциями фирмы с целью сохранения её основных пропорций; это также человек, наделённый полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение. Целью менеджера является обеспечение стабильной конкурентоспособности фирмы. В компании он занимает, по сути, положение человека, нанятого на работу, выполняющего кропотливую и методичную работу, но никак не владельца, как некоторые думают. Функциями менеджера (руководителя) являются:
Менеджер осуществляет ряд конкретных функций, все они отличаются высоким разнообразием, разнообразием формы самих этих действий.