Организация как система и объект управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 14:20, контрольная работа

Описание работы

Система управления— это совокупность элементов (подсис¬тем), объединенных информационными связями и процессами, направленными на достижение некоторых целей. А это позво¬ляет считать, что система создается для достижения целей, ко¬торые направлены на решение проблем. Проблемы служат фактором, инициирующим менеджмент на повышение эффектив¬ности производства и управления. Системы управления пред¬приятиями, как правило, характеризуются сложностью, вероятностным проявлением параметров состояния управляемых объектов и неопределенностью принятия решений.

Содержание работы

Сущность и функции организации как системы и объекта управления 4
1Системный характер управления организацией 4
2Методы осуществления управленческой деятельности 14
3 Функции управления 16
Заключение 20
Список использованных источников 21

Файлы: 1 файл

К.р. Менеджмент.docx

— 168.59 Кб (Скачать файл)

Несомненно, что это наиболее подходящий метод при распределении работ по географическим районам. Однако крайности в применении этого метода ведут к раздроблению функций предприятия по филиалам, что является причиной ослабления координации деятельности, уменьшения роли центрального аппарата и его полномочий, а также потере особенностей специализации функций на уровне всего предприятия. Разделение функций по географическому признаку более подходяще для формирования внешних торговых отделений. Например, можно таким образом разделить внешнеторговое отделение по рынкам сбыта в различных странах с учетом специфики рынка в каждой конкретной стране для данного товара.

7) Метод комбинированного разделения. По мере укрупнения организации, увеличения ее управленческих функций, расширения масштаба деятельности применение какого-либо одного метода становится недостаточным. В таких случаях применяются различные методы. При этом используют преимущества каждого метода и, по возможности, избегают его недостатков, что обеспечивает наиболее эффективное функционирование организационной структуры управления. Например, одновременно с использованием метода разделения по этапам производства такие функции, как финансовая и снабжение, находятся в компетенции центральной администрации, которая решает их на уровне всего предприятия.

Большинство современных фирм при формировании организационной структуры управления используют различные методы разделения, что позволяет избежать недостатков каждого метода в отдельности, эффективно использовать их преимущества и проявлять большую гибкость при дальнейшей корректировке целей и стратегии предприятия, изменений условий и т.д. Разделение организационной структуры любой организации основывается на таких методах, как разделение по географическому положению, по виду продукции, по этапам производства, группам потребителей в соответствии с конкретными условиями предприятия. Это позволяет использовать научные принципы построения организационных структур.

При проектировании любой системы управления перед менеджером стоят следующие цели:

 Выделение основных, четко очерченных  сфер ответственности в управлении  конкретными объектами и связанное  с этим совершенствование процессов  управления, а также разгрузка  работы звеньев и органов высшего  уровня управления;

Переход к использованию систем контроля, основанных на учете конкретных результатов деятельности крупных автономных производств - хозяйственных подразделений фирм;

Усиление ориентации звеньев и органов управления на рынок;

Повышение ответственности сотрудников фирмы за сокращение уровня издержек производства продукции и услуг;

Улучшение мотивации сотрудников фирмы. [4]

 

Важнейшим средством управления, присущим практически всем организационным структурам управления и в особенности организационным структурам крупных организаций, являются комитеты или комиссии. Комитет - одна из форм разделения управленческой работы, которая характеризуется общей работой.

Члены комитета осуществляют определенную управленческую функцию, несут за нее ответственность и обладают определенными полномочиями. К несомненным преимуществам комитетов относится коллективное управление, координация и взаимодействие, обмен информацией и идеями и т.д.

Комитеты формируются с целью решения каких-либо постоянных и временных задач. Ниже перечислены основные виды комитетов:

  • консультативные комитеты в сфере руководства;
  • консультативные комитеты в исполнительной сфере;
  • функциональные комитеты (по типу функциональных подразделений);
  • координационные комитеты;
  • специальные комитеты, создаваемые для осуществления определенных целей, например, комитет повышения квалификации служащих.

Рассмотрение опыта построения организационных структур показывает, что формирование управляющих подразделений находится под существенным влиянием внешней и внутренней среды организации. Это является главной причиной невозможности применения единой модели управленческой структуры для всех организаций. Кроме того, эта невозможность обусловлена специфическими особенностями конкретной организации. Создание современной эффективной управленческой структуры должно опираться на научные методы и принципы построения организационных структур.

 

2 Методы осуществления управленческой деятельности

Методы менеджмента - это система правил и процедур выполнения различных задач управления с целью выработки рациональных управленческих решений.

По содержанию методы бывают: организационными, административными, правовыми, экономическими и социально-психологическими.

Организационные. С помощью этих методов создаются необходимые условия функционирования организации, поэтому они являются первичными по отношению к остальным.

Речь идет о методах формирования трудовых коллективов и управленческих структур, их ориентации во времени и пространстве; нормирования деятельности, ее регламентации и проч.

Административные. С помощью данных методов происходит активное вмешательство в деятельность людей либо путем их прямого принуждения к определенному поведению, либо путем создания возможности такого принуждения.

Составным элементом таких методов является премирование исполнителей, однако осуществляется оно не за реальные успехи, а за многолетний стаж, лояльность по отношению к администрации, дисциплинированность и т п.

Самый главный недостаток административных методов управления состоит в том, что они ориентируют исполнителей на достижение заданных результатов, а не на их рост; поощряют исполнительность, а не инициативу. Поэтому сегодня в условиях, когда необходимо развивать творческий подход к делу, постоянное стремление к новому, такие методы себя изживают.

Правовые методы управления. Их суть состоит в том, что деятельность работников регулируется посредством юридических и нормативных актов, определяющих границы и правила самостоятельных действий.

Экономические методы управления. Они основаны на материальной заинтересованности работников в деле самостоятельного поиска оптимальных способов деятельности и принятии на себя ответственности за их результаты. Такие методы начали внедряться в начале XX в. во многом благодаря усилиям Ф. Тейлора. Экономические методы предполагают, что своевременное и качественное выполнение заданий вознаграждается за счет экономии затрат или дополнительной прибыли, полученных вследствие проявленных работниками усилий. Поэтому люди напрямую заинтересованы в максимизации реального результата своей деятельности. Однако экономические методы управления также ограничены, особенно применительно к работникам интеллектуальных профессий, ибо для них деньги — важный, но чаще всего не самый главный стимул работы.

Социально-психологические. Данные методы, сформировавшиеся в 20-х гг XX столетия, приходятся в помощь предыдущим. Они предполагают два направления воздействия на поведение работников и повышение их трудовой активности.

Первое. Формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, развитие доброжелательных отношений между руководителем и подчиненными, оказание им поддержки.

Второе. Раскрытие личных способностей каждого работника, оказание помощи в их совершенствовании, что ведет к максимальной самореализации человека в трудовой деятельности.

Разница между административными, экономическими и социально-психологическими методами управления отражена в таблице 1. [1]

 

Таблица 1

 

Административные 
(принуждение)

Экономические (побуждение 
и принуждение)

Социально-психологические 
(побуждение)

Основа применения

Угроза наказания

Возможность увеличить доход

Достижение психологического комфорта

Подходы к реализации

Жесткие

Адаптивные к ситуации

Адаптивные к личности

Требования к субъекту

Исполнительность, 
организованность

Профессионализм

Профессионализм, умение работать в команде, инициативность


 

3 Функции управления

В настоящее время в определении функций, в их дифференциации и интегрировании сохраняется исторически сложившаяся разноречивость. Прежде всего, различный смысл придается самому понятию "функции управления", в силу чего избираются неоднородные основания (критерии) для их выделения. Классификации, перечни (даже при единстве критериев) расходятся по числу выделяемых функций, степени их укрупнения и др. [2]

Что же следует понимать под функциями управления? Где критерий для их дифференциации и какова должна быть их классификация?

Сформулируем исходные позиции. В функциях проявляется сущность, содержание управления. В образующем управление единстве двух сторон - процесса и структуры - содержание его раскрывается в процессе. Отсюда функция управления есть функция процесса управления.

Функция - это объективная составляющая управления, такая часть управления как целого, проявление которой является условием проявления ЭТОГО целого. В этом проявляется системный подход к формированию понятия и структуры функций управления.

Управление - совокупное осуществление функций. Объективная совокупность (состав) функций присуща управлению на любых иерархических ступенях, при любых особенностях производства. Отсюда - качественная однородность управления на любых уровнях.

Вся огромная, сложная (разноплановая) совокупность управленческих действий - на любом уровне и в любой системе - может быть сведена к ограниченному перечню относительно строго локализуемых функций, составляющих замкнутый цикл управления:

  • принятие управленческого решения;
  • реализация решения;
  • контроль.

Небезынтересно, что практически все исследователи полностью разделяют такое мнение о составе управленческого цикла, однако, применительно лишь к технологии управления, которую не связывают с его сущностью, а значит, с функциями.

Каждая из функций управления может быть подвергнута дальнейшей дифференциации. В таблице 2 предлагается один из возможных вариантов.[3, с. 45]

 

Таблица 2 - Классификация функций управления

Функции управления

Составляющие функций управления

Принятие управленческого решения

Прогнозирование

Планирование

Реализация решения

Организация

Координация и регулирование

Активизация и стимулирование

Контроль

Учет

Анализ


 

 

Было бы не точным ранжировать функции управления по значимости (нередко приходится встречать, например, утверждения об особой важности функции принятия решения или планирования -центральной функции управления)' Более справедливо считать, что на разных уровнях иерархии, во времени и в зависимости от специфических условий производства, значения функции варьируется.

При наличии определенной последовательности (очередности) в реализации функций фактически они взаимопроникают. Так, например, учет, анализ, казалось бы, завершающие управленческий цикл, на самом деле дают импульсы планированию (коррекции), регулированию, активизации и др. в сочетаниях, различных по опережению времени, мощности воздействий и т.п. (рисунок 3.1). [3, с. 48]

Рисунок 3.1 – Функции управления

 

 

В силу единства процесса структуры управления, функции управления должны рассматривать - в связи и во взаимоотношениях с функциями аппарата. Практически реализация функций управления на конкретном экономическом объекте связана с выполнением задач, которые призван решать соответствующий аппарат управления. Более точно их следует определять как служебные задачи, либо как функции-задачи аппарата управления.

Состав функций-задач, как и сам аппарат (структура), определяется особенностями объекта управления, оказывающего на них формулирующее воздействие (безусловно, в сочетании с воздействием функций управления). В зависимости от особенностей объекта, наряду с функциями управления объектом в целом, могут быть выделены функции-задачи отдельных звеньев аппарата:

  • техническая подготовка производства;
  • различные виды обслуживания;
  • контроль качества продукции и т.д.

Единство процесса и структуры управления выражается во взаимопроникновении функций управления и функций-задач, решаемых в управленческом аппарате: выполнение каждой функции-задачи предполагает осуществление всех функций управления, являясь, в свою очередь, способом их реализации.

Схематическое выражение основных взаимосвязей между функциями управления приводится на рисунке 3.2. [3, с. 119]

 



                                   Функции управления



 

                      Типовые функции (элементы) управленческого  цикла



 


 


 

                        Управляющая подсистема


Информация о работе Организация как система и объект управления