Организация как субъект стратегического управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 22:10, лекция

Описание работы

Организация –социальный институт, для которого характерно:
Наличие 2х или более людей, объединённых решением одной проблемы или цели
Наличие одного или нескольких ориентиров, в направлении которых в долгосрочной перспективе должна двигаться организация и каждый её сотрудник
Наличие группы людей (менеджеров), которые способны организовать и направить организацию по пути достижения конечного результата

Содержание работы

Понятие организации и её составные части
Иерархическая структура организации
организаця как биологическая система

Файлы: 1 файл

Strategicheskoe_planirovanie-1.doc

— 267.00 Кб (Скачать файл)

14.09.13

Организация как субъект  стратегического управления.

?

  1. Понятие организации и её составные части
  2. Иерархическая структура организации
  3. организаця как биологическая система

Организация –социальный институт, для которого характерно:

  1. Наличие 2х или более людей, объединённых решением одной проблемы или цели
  2. Наличие одного или нескольких ориентиров, в направлении которых в долгосрочной перспективе должна двигаться организация и каждый её сотрудник
  3. Наличие группы людей (менеджеров), которые способны организовать и направить организацию по пути достижения конечного результата

Стратегическое планирование – составная часть стратегического менеджмента, которая позволяет выработать организации цель и наметить пути её достижения.

В современной действительности различают два вида организаций:

  1. Иерархическая структура организации

Человек хочет от организации получить статус, взамен получает роль, которую будет играть в организации. При повышении статуса возрастает ответственность новой роли.

Характеристика ролей  в организации:

  1. Альфа – руководитель организации(активный организатор и менеджер, не обязательно наделённый высоким интеллектом)
  2. Бета - Высокоинтеллектуальный, но менее активынй, т.к должен находится в тени руководителя
  3. Гамма-1 – Команда руководителя организации.
  4. Гамма-2 – Оппозиция. Люди, которые недовольны своим статусом в организации. Они всегда критикуют руководителя, даже если он прав. Команда и оппозиция – это два класса антагониста, и руководитель ими может манипулировать (политика кнута и пряника)
  5. Гамма-3 – Серая, инертная масса. (самая многочисленная часть организации, которая нацелена на деньги)
  6. Гамма-4 – Шут.
  7. Омега – Изгой.

 

  1. Биологическая модель организации

Включает в себя 4 элемента:

  1. Рефрейминг – необходим в организации, чтобы её сотрудники понимали что она сегодня из себя представляет и каковы её перспективы в будущем. Включает в себя: настрой боевого духа сотрудников; определение перспектив; формирование целей; достижеие перспектив.
  2. Реструктуризация –  формирование конкурентных преимуществ организации на рынке. организация структурируется: формированием новой экономической модели; выработка стратегии развития и разработка новых технологий.
  3. Оживление – существование организации по законам окружающего мира. Чтобы оживление позволило развивать организацию, необходимо: научная организация труда; саморазвитие организации; саморазвитие личности.
  4. Обновление – возможность организации регенерировать.

Регенерация организации достигается:

    1. Научной организвцией труда (Кибернетика)
    2. Формированем новых форм бизнеса (синдикаты, картели, консорциумы, корпорации)
    3. Мотивацией трудовой деятельности сотрудников организации. Важно повышать культуру.

21.09.2013

Среда организации

?:

  1. Понятие «Среды» и её классификация.
  2. Внутренняя среда организации, её элементы.
  3. Внешняя среда на макро и микро уровне.

Среда - совокупность возможностей и угроз, которые сопутствуют организации на современном рынке, и дают ей возможность поступательно развиваться благодаря её жизнеспособности, представляющей собой систему элементов как целостного организма.

Внешняя среда – совокупность государственной политики и ближайшего окружения, прямо или косвенно влияющих на свободу выбора организации.

  1. Макросреда организации – государство . Зона косвенноо влияния.

Представлена:

Политикой государства.

Правом.

Экономикой государства.

Социально культурным фактором.

  1. Микросреда организации – ближайшее окружение (конкуренты, поставщики ресурсов, потребители и посредники). Среда прямого воздействия.

Потребитель – субъект экономики, который формирует спрос на экономическое благо, но имеет альтернативу выбора.

Конкурент – физическое или юридическое лицо, которое преследует цель занятия более высокой ниши на том или ином сегменте рынка.

Посредник – физическое или юридическое лицо, предлагающее свои услуги предприятиям или фирмам в реализации готовой продукции (Диллер, брокер, комиссионер, дистрибьютор, комивояжёр и т.д.)

Поставщик ресурсов – Физическое или юридическое лицо, преследующее цель – реализация ресурсного потенциала, пренадлежащего ему на правах собственника.

Внутренняя среда – совокупность элементов, определяющих её жизнеспособность. Жизнеспособность организации определяет:

  • Производство – совокупность производственных механизмов, участвующих в создании экнономического блага (товара или услуги).
  • Финансы – совокуаность средств перераспределение которых способствует максимизации прибыли предприятия.
  • Маркетинг – механизм продвижения товара на рынке.
  • Логистика – механиз обеспечения организации ресурсным потенциалом(кроме трудовых).
  • Кадровая политика – совокупность элементов, способствующих подбору, отбору и формированию кадровой политики организации
  • ...

 

28.09.2013

История развития стратегического  планирования и управления как самостоятельного направления экономической науки.

?:

  1. Зарубежные классические школы о страгечиском планировании и управлении.
  2. Вклад российских стратегов в развитие стратегического планирования и управления.

1)) Зарубежные классические школы

Стратегическое планирование стало  востребованым только в конце  ХХ столетия. Первые планы, которые  легли в основу мирового бизнеса были красткосрочными и представляли собой бюджетирование организаций с последующим контролем исполнения бюджета в течении года.

Краткосрочный план был перспективным  и эффективным только в начале ХХ века, т.к. только внешняя среда  любой организации мирового сообщества была стабильной.

Начиная с 1917 года, в связи с появлением первого социалистического государства  внешняя среда стала более  динамичной, т.к. появилась мировая  конкуренция (Два рынка: социалистический и капиталистический).В  процессе конкуренции повышает ассортимент производимой продукции, а значит у потребителья появляется больше альтернатив выбора, и параллельно с этим формируются первые транснациональные корпорации.

В этих условия центрально-планируемая  жкономическая система иллюстрирует общественности переход от красткосрочного планирования к долгосрочному, в основе которого лежит анализ современного потенциала организации  и на базе этого анализа формирования тренда, по которому организация должна поступательно развиваться в долгосрочной перспективе.

Долгосрочное планирование в реалиях  российской действительности потерпело  фиаско, т.к. вовремя центрально-планируемая  экономическая система не перешла  от долгосрочного планирования к  стратегическому планированию. Этим переходом воспользовались ведущие зарубежные страны, которые в тот момент времени возглавляли рынок капитализма посредством своих транснациональных корпораций.

Основоположницами стратегического  планирования как науки  являются:

  • Альфред Чандлер – данный учёный связал внешнюю среду организации, которая была нестабильна в середине ХХ в., организационную структуру фирмы и стратегическое планирование организации в единое целое, доказав тем самым, что в условиях нестабильной внешней среды, которая формировалась в середине ХХ в., внутренняя среда организации, которая определяет её жизнеспособность, должна опираться не на ресурсы, а на творческий потенциал (интуицию + творчество), позволяющий будущее этой организации работать на её настоящее.
  • Игорь Ансофф – он впервые заговорил о стратегическом управлении, основанном на стратегическом планировании, доказывая, что план – это синтез, а анализ позволяет теорию реализовать на практике. Поэтомк важно не только стратегически мыслить, но и стратегически развиваться в реалиях современного рынка.
  • Кеннед Эндрюс – «стратегами в организации должны быть топ-менеджеры(собственники данного предприятия), а не управленцы и не наёмные рабочие, т.к. целью новой организации с конца прошлого столетия становится саморазвитие, а не извлечение максимальной прибыли.

В начале ХХ в. в связи с появлением центрально-планируемой экономической  системы и долгосрочного планирования в зарубежных странах появилась шола Научного менеджмента(Фойоль и Гант) и Классическая школа управления (Тейлор и Веббер)

Эти два научных течения легли в основу стратегического планирования, но теоретические постулаты были разработаны Ансоффом, Эндрюсом и Чендлером.

- Монография: Игорь Ансофф – «Корпоративная стратегия»

- Майкл Портер – «Конкурентная стратегия»

- Генри Минсберг – «Общество стратегического менеджмента»

Игорь Ансофф в монографии «Стратегическое управление» доказал, что анализ современного предприятия без синтеза существовать не может, поэтому важно не тольк формиовать стратегию, необходимо также контролировать её практическую значимость. В противном случае развития организации не будет в долгосрочной перспективе.

2))

До 1992 г. о стратегическом планировании в России не говорили вообще.

Пионер стратегическогопланирования  в России - Архипов 1984г. – революционные взгляды на фоне центрально-планируемой эккономической системы, поэтому правительством СССР не были «услышаны».

В настоящее время по стратегическому  планированию сущетвуют монографии следующих авторов:

- Виханский

- Фахуддинов

- Архипов

- Болотов

- Градов 

- Катькало

 

Семинар.

Эссе на тему:  Организация как  иерархическая структура или  биологическая модель?

(необходимо изложить мысли по  поводу актуальности той или  другой организации, преспективы  развития, своевременность. Какая  модель перспективна, актуальна,  востребована) (5 листов 14 шрифт, 1.5 интервал, timesnewroman.)

 

 

05.10.2013

Предпосылки формирования стратегического планирования

  1. Переход российского бизнеса в долгосрочный период
  2. Демократизация управления персоналом организации, этика взаимоотношений внутри организации, корпоративный дух и т.д. (Переход от иерархической структуры к биологической)
  3. Новые открытия в экономической теории и теории управления организации

Становление стратегического  планирования

В середине 90х:

Научная мысль создала математические модели для решения стратегических задач. Предложила количественные показатели для реализации  стратегии организации.

В начале 20х данные математическоие модели потерпели фиаско, т.к:

  1. экономика страны стала частью мирового рынка – его сырьевым придатком. (Неопределённость деловой среды организации)
  2. Требуется наряду с количественным качественный показатель состояния экономики фирмы (демократизация управления, корпоративная этика...), который рпиводит к творческому, интуитивному подходу формирования стратегии организации

В настоящее время в России при  формировании стратегии используется симбиоз математической модели и  творческого интуитивного подхода.

Этапы стратегического  планирования:

  1. Изучение слабых и сильных сторон внутренней среды организации, а также возможностей и угроз, которые формируют внешнюю среду организации.
  2. На основании состояния данной организаии формирование ориентиров развития организации в долгосрочной перспективе ( альтернатива трендов), в направлении которых организация способна достичь конечног результата.
  3. Сравнение 1 и 2 этапа и выбор самого оптимального направления бизнеса. На основании выбранной альтернативы формируется собственный механизм лостижения конечного результата
  4. Выработка стратегии развития организации.

Схема стратегического  планирования.

Отличия стратегического и долгосрочного планирования:

  1. В долгосрочном плане отражаются только слабые и сильные стороны организации, и с учётом данного анализа вырисовывается перспектива развития на Nый промежуток времени. В стратегическом планировании у организации появляется внешняя среда с её возможностями и угрозами, анализ которых даёт возможность, предвидя будущие изменения во внешнем окружении организации, формировать перспективу его развития
  2. Стратегическое планирование в своей основе имеет вариативность(множество альтернатив и свобода выбора)
  3. ! Долгосрочное планирование заставляет настоящие организации работать на её будущее, а стратегическое планирование заставляет будущее работать на настоящее. ( внешнюю среду работать на внутреннюю)

 

12.10.2013

Тема : Миссия организации

Вопросы

  1. Целевое начало организации
  2. Понятие выработки
  3. Факторы выработки миссии
  4. Требования к созданию миссии
  5. Процедура создания миссии

 

   Миссия – это философия организации, которая иллюстрирует внутренний дух предприятия на базе тех ценностей, традиций и этике взаимоотношений.

В широком смысле Миссия представляет собой : имидж предприятия, на основании которого оно позиционирует себя во внешнюю среду.

Миссия (для  менеджеров - инструмент) – это инструмент достижения,  целевого начала высшего менеджера организации.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод : такое пространственное определение миссии формируется носителями интересов    ??

  1. Собственник предприятия _ есть проблема, которую необходимо решить, через организацию собственного бизнеса
  2. Наемные рабочие – получают компенсацию (з/п) за физическую или интеллектуальную  нагрузку, которую несет сотрудник организации
  3. Государство – повышение благосостояния через организации создающие МИССИЮ.
  4. Конкуренты (Деловые партнеры)

Информация о работе Организация как субъект стратегического управления