Организация принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

Принятие решений – это важный и сложный процесс. Тем не менее, многие руководители полагают, что принятие решений это не что иное, как выбор одного из нескольких возможных вариантов действий. Увы, решения подобного рода представляют собой всего лишь один шаг сложного и динамичного процесса.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие, виды и качество принимаемых управленческих решений..……...5
1.1. Виды управленческих решений……………………………………………..5
1.2. Методы решений……………………………………………………………..7
2. Разработка и принятие управленческих решений……………………………9
2.1. Организация принимаемых управленческих решений……………………11
2.2. Контроль выполнения принятых решений…………………………………12
Заключение………………………………………………………………………...15
Список используемой литературы……………………………………………….18

Файлы: 1 файл

Марина реферат управления.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)


ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ

ФАКУЛЬТЕТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБУЧЕНИЯ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА.

По дисциплине «менеджмент»

«ТЕМА: Организация принятия управленческих решений»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                          Выполнила:

                                                                                          Студентка

                                                                                          М-603 группы

                                                                                          Терёхина Марина 

                                                                                          Проверила:

                                                                                          ________________

                                                                                          Оценка _________

                                                                                          Подпись преподавателя___________

                                                                                          «__»___________20__г.

 

 

 

 

 

 

 

Казань, 2012г.

Содержание

 

                                                                                                                         стр.

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие, виды и качество принимаемых управленческих решений..……...5

1.1. Виды управленческих решений……………………………………………..5

1.2. Методы решений……………………………………………………………..7

2. Разработка и принятие управленческих решений……………………………9

2.1. Организация принимаемых управленческих решений……………………11

2.2. Контроль выполнения принятых  решений…………………………………12

Заключение………………………………………………………………………...15

Список используемой литературы……………………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Работа руководителей, ученых, инженеров, юристов – заключается  в принятии решений и решении проблем. Нет ничего более важного для благосостояния общества, чем эффективное выполнение этой работы.

Принятие решений –  это важный и сложный процесс. Тем не менее, многие руководители полагают, что принятие решений это не что иное, как выбор одного из нескольких возможных вариантов действий. Увы, решения подобного рода представляют собой всего лишь один шаг сложного и динамичного процесса.

 Можно выделить  два типа элементов качественного  процесса принятия решений:

  1. Ряд последовательных шагов. К ним относятся инициирование процесса, диагностика, формирование и выбор альтернатив, реализация и оценка.
  2. Учет важнейших факторов. К ним относятся такие вопросы, как право принимать решения, межличностные отношения, выбор времени и обмен информацией. Каждый компонент может быть связан с одним или всеми компонентами.

 

Самое страшное в управлении – это не плохое решение, а отсутствие решения. Чтобы научиться принимать правильные решения, необходимо принимать много решений. Говорят, что не бывает неудач или неправильных решений, а бывает только опыт. В общем, управленческий опыт можно было бы определить как сумму принятых решений. Несмотря на такое количественное выражение, опыт как бы приобретает качественную окраску. Это выражается в том, что обобщенный опыт становится ключевой составляющей интуиции, т.е. предчувствия, воображения, проницательности, мысли, которые спонтанно проявляются в сознательном постижении проблемы и последующем ее решении.   В реальной деловой активности факты и цифры нередко проявляются без видимой связи со стоящей за ними проблемой.

Чарльз Грегг в своей работе «Мудрость нельзя передать словами» пишет: «Бизнес, по крайней мере сегодня, не является точной наукой. Не существует в природе единственно верного ответа на деловую проблему. Для студента или для менеджера невозможно взять книгу и найти в ней путь к правильному решению. В каждой деловой ситуации всегда есть обоснованная возможность того, что правильный ответ на нее еще не найден – даже преподавателями».

Целью курсовой работы является изучение функциональной организации процесса принятия управленческих решений, а также рассмотрение порядка и методов принятия решений. В курсовой работе будут подробно освещены следующие моменты:

  1. Отличительные особенности управленческих решений от частного выбора;
  2. Классификация управленческих решений;
  3. Структура и содержание процесса принятия решений;
  4. Виды управленческих решений;
  5. Модели и методы принятия решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие, виды и качество принимаемых управленческих решений

 

Управление осуществляется через решения, принимаемые руководителем. В самом общем виде решение — это волевое действие, предполагающее предварительное осознание цели и средств действия, мысленное обсуждение оснований, говорящих за или против его воплощения.

Согласно исследованиям  американского ученого Г. Саймона  под управленческим решением понимают выбор альтернативы, акт, направленный на разрешение проблемной ситуации.

Руководители и специалисты  предприятий в своей практической деятельности сталкиваются с необходимостью принятия решений по самым различным  вопросам. От качества принимаемых  решений во многом зависит общий уровень руководства и результаты производственно-финансовой деятельности предприятий. Качество управленческих решений зависит от многих факторов. Среди них первостепенное значение имеет ясная и четко обоснованная цель, квалификация кадров, информационное обеспечение, методика и организация разработки и реализации решений, экономические возможности, методы управления.

 

    1. Виды управленческих решений

 

Для того чтобы упорядочить  множество решений и обнаружить тенденции, которые присущи тем или иным решениям, их классифицируют. Для классификации управленческих решений разные авторы предлагают различные критерии. По классификации, приведенной в учебнике В.А. Абчука «Менеджмент» выделяют:

  • уровень руководящей инстанции. По этому признаку различают решения высшего, среднего и низшего уровней.
  • решаемые задачи. По решаемым задачам различают информационные, организационные и оперативные решения.
  • принципы выработки. По принципам выработки управленческие решения делятся на алгоритмические (их выполнение производится по определенным правилам-алгоритмам) и эвристические (выполняются неформальным, творческим путем).
  • методы обоснования. По методам обоснования решения бывают аналитические, статистические, математического программирования и игровые.
  • информация. По характеру исходной информации решения подразделяются на два вида: первый — решения принимаются в обстановке определенности, когда менеджер располагает полной информацией; второй — решения принимаются в обстановке неопределенности (риска), когда менеджер располагает неполной информацией.

 

 

Практическое значение этой классификации состоит в  том, что она позволяет строго научно подходить к выбору и принятию тех или иных решений, умело и  обоснованно выбирать именно тот вид решений, который является наиболее целесообразным в конкретных условиях для достижения конкретной цели.

К управленческим решениям предъявляются высокие требования. При разработке и реализации решений  важно учитывать действие объективных  экономических законов. Другими требованиями являются актуальность, целеустремленность, объективность, своевременность, научная обоснованность в принятии и реализации решений. Большинство решений должно носить комплексный характер. Каждое принятое решение должно быть конкретным, четко сформулированным, всесторонне согласованным.

1.2. Методы решений

 

Методы обоснования  и принятия управленческих решений  можно разделить на три группы: неформальные, коллективные и количественные.

Неформальные  методы. Управленческая практика свидетельствует о том, что при обосновании и принятии решений часть руководителей все еще использует неформальные или традиционные методы, которые основываются на изучении опыта прошлых лет, на обобщении результатов производства. Преимущество данных методов состоит в их оперативности.

Коллективные  методы. Коллективные методы разработки решений связаны с растущим объемом информации и необходимостью привлечения трудовых коллективов к управлению предприятиями. При коллективном методе решения разрабатываются с участием значительной группы людей.

При коллективном методе принятия решений главный момент — определение круга лиц, которые  участвуют в решении данной проблемы. Главными критериями при формировании такой группы служат компетентность, способность творчески подходить к решению задач, конструктивность мышления и коммуникабельность. Наибольшее распространение имеют методы Дельфы, «мозгового штурма» и «кингисё».

Метод Дельфы представляет собой многотуровую процедуру анкетирования. После каждого тура данные анкетирования дорабатываются, и полученные результаты сообщаются экспертам с указанием расположения оценок. За основу принимается скорректированное экспертами решение.

«Мозговой штурм» (мозговая атака) представляет собой совместное генерирование новых идей и последующее принятие решений. Необходимо одно условие — создание обстановки, максимально благоприятной для свободного генерирования идей. Все идеи записываются, а затем анализируются специалистами.

Суть японской кольцевой  системы принятия решений «кингисё»  состоит в следующем. Проект передается для обсуждения лицам, список которых составляет руководитель. Каждый в индивидуальном порядке рассматривает предлагаемое решение и дает ответ в письменном виде, после чего проводится совещание. Если решение специалистов не совпадает, то окончательное решение принимается большинством голосов.

Количественные  методы. В основе количественных методов принятия решений лежит научный подход, предполагающий выбор оптимальных решений путем обработки с помощью вычислительных машин больших объемов информации.

Метод исследования операций наиболее широко распространенный количественный метод. Этот метод широко использует теория вероятностей, теория массового  обслуживания, линейное, динамическое программирование, сетевое планирование, теория игр, теория статистических решений. Метод исследования операций служит базой для экономико-математического моделирования производственных ситуаций. Под моделированием понимается такой способ отображения объективной реальности, при котором для изучения оригинала применяется специально построенная модель, воспроизводящая определенные свойства исследуемого реального явления. Моделирование позволяет заранее предвидеть ход событий и тенденции развития, присущие управляемой системе, выяснить условия ее существования и устанавливать режим деятельности с учетом влияния разных факторов. Конечная цель моделирования — подготовка и принятие менеджером управленческого решения.

 

 

  1. Разработка и принятие управленческих решений

 

Принятие решения —  волевой акт, требующий от руководителя решительности, умения преодолеть собственные колебания, оценить ситуацию и сделать выбор. Все решения в процессе выработки, принятия и реализации имеют общие организационные основы.

Процесс принятия решения  можно представить в виде следующих этапов:

  • анализ проблемной ситуации и постановка цели;
  • определение параметров операции и выбор показателей ее успешности;
  • построение описательной модели выбора решения;
  • построение математической модели функционирования системы;
  • формирование решения.

Это деление на этапы принято лишь для удобства изучения процесса и является условным.

Анализ проблемной ситуации и постановка цели. Пути достижения указанной цели в этот период еще не ясны. Наличие  цели при неясности путей ее достижения рождает проблему. Совокупность проблемы, человека, призванного ее решить, и комплекса условий, в которых он столкнулся с этой проблемой, определяет проблемную ситуацию. В процессе уяснения проблемной ситуации совершенно необходима максимально возможная определенность цели. Этот момент является главенствующим в принятии правильного решения. Не менее важным моментом является сбор и обработка данных о признаках и элементах проблемной ситуации, т.е. получение информации о состоянии управляемых объектов и о состоянии среды.

Информация о работе Организация принятия управленческих решений