Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 19:47, курсовая работа
Целью данной работы, является рассмотрение организации работы менеджеров. То есть: как организовать работу менеджера, чтобы его труд был наиболее эффективным. Но следует помнить, что труд менеджера настолько специфичен, что правильно организовать его довольно проблематично. Умение эффективно руководить, что это, наука или искусство? Однозначного ответа на этот вопрос, наверное, не даст никто. Можно лишь предположить, что это некий синтез науки и искусства управления. И поэтому в данной работе будут по возможности рассмотрены пути повышения эффективности работы менеджера.
Введение………………………………………………………………………
стр. 3
Глава 1. Основы менеджмента…………………………………………...
стр. 4
1.1. Сущность, цели и задачи менеджмента в условиях рыночной экономики………………………………………………………………..........
стр. 4
1.2. Основные принципы менеджмента…………………………………….
стр. 6
1.3. Общие и специальные функции менеджмента……………………......
стр. 7
1.4. Роль информации в менеджменте и требования к ней…………..........
стр. 13
Глава 2. Организация труда менеджеров……………………………….
стр. 17
2.1. Методы подбора менеджеров и оценка их деятельности…………….
стр. 17
2.2. Принципы научной организации труда менеджеров…………………
стр. 19
2.3. Оценка уровня организации труда менеджеров………………………
стр. 20
2.4. Рекомендации по планированию рабочего дня и улучшению его структуры……………………………………………………………………..
стр. 21
2.5. Рекомендации по организации рабочего места менеджеров………..
стр. 22
2.6. Рекомендации проведению деловых совещаний……………………..
стр. 24
Заключение……………………………………………………………………
стр. 27
Список литературы………………
Достоверность информации это процент реальных сведений в общем объеме информации (воспринимаемой).
Достоверность имеет три уровня:
- абсолютный (100%);
- доверительный (80%);
- негативный (80%).
Достоверность информации зависит от времени прохождения информации (информация о курсах акций на биржах). Повысить достоверность информации можно за счет обработки большего объема информации по эффективным алгоритмам.
Ценность информации характеризуется уровнем затрат материалов, времени и денег на принятие правильного решения; возможны следующие уровни ценности управленческой информации: нулевой, средний, высокий, сверхвысокий.
Первый уровень характерен для информации, содержащей известные или ненужные для принятия решений данные.
Второй (средний) уровень ценности имеет информация, идущая от добросовестных, но потерявших интерес к работе специалистов.
Высокую ценность представляют имитационные модели организаций, позволяющие прогнозировать состояние организации и принимать упреждающие решения.
Сверхвысокую ценность представляет информация, связанная с инновационными технологиями, маркетинговыми исследованиями.
Насыщенность информации – это соотношение полезной и фоновой информации.
Фоновая информация может включать шутки, анекдоты, предупреждения о предстоящей информации, т.е. вводную информацию.
Если лектор читает лекцию без фоновой информации, то она воспринимается хуже, считается «сухой». Но при обилии фоновой информации лекция может показаться пустой, т.к. внимание слушателя ослабевает, и он может пропустить полезную информацию.
Насыщенность информации может иметь три уровня:
- высокий (80-100% полезной информации);
- нормативный (50%);
- низкий (менее 50%).
В настоящее время имеется тенденция увеличения насыщенности информации, что часто приводит к перегрузкам при ее восприятии.
Открытость информации – это возможность предоставления ее различным контингентам людей. Информация может быть секретной, конфиденциальной и публичной.
Секретная информация отражает потребности общества и имеет ограничение на использование (информация об обороне страны, стратегических запасах и др.). Она может иметь грифы: «особая важность», «совершенно секретно», «секретно».
Конфиденциальная информация используется для служебного пользования, отражает интересы какой-либо организации или группы людей:
- изобретения и ноу-хау;
- имущественное положение
- сведения о партнерах, клиентах;
- структура цены производимой продукции;
- условия сделок;
- методы продвижения товара на рынках сбыта.
Публичная (открытая) информация отражает интересы общества, потребности и интересы людей и не имеет ограничений на использование.
Все эти пять характеристик оказывают влияние друг на друга.
Конечная, обработанная информация, используемая руководителями для принятия решений, должна иметь следующие уровни рассмотренных характеристик:
1) объем: субминимальный;
2) ценность: средний и высокий уровень;
3) достоверность: абсолютный уровень;
4) насыщенность: средний уровень;
5) открытость: конфиденциальный и публичный уровень.
Информация является товаром, интеллектуальной собственность.
Информация следует защищать, утечка 20% коммерческой секретной информации может привести организацию в условиях жесткой конкуренции к банкротству.
Глава 2. Организация труда менеджеров
2.1. Методы подбора менеджеров и оценка их деятельности
Подбор кадров осуществляется с помощью изучения объективных анкетных данных, проведения собеседования при приеме на работу.
При большом количестве претендентов на вакантную должность используется подбор на конкурсной основе, а также на основе выборов.
Это глубоко демократический способ подбора кадров повышает ответственность руководителя перед коллективом. В то же время повышается ответственность и исполнительская дисциплина всех членов коллектива, так как актом избрания они не только вручают руководителю необходимые полномочия, но и выражают готовность выполнять его указания.
Чтобы не допустить серьезных ошибок при подборе руководящих работников, следует изучать их кандидатуры с точки зрения добросовестности, знания дела и административных способностей.
Необходимо также обязательно учитывать личностные психологические свойства, так как всякий руководящий пост дает человеку большую власть, и от личных качеств менеджеров зависит, сумеет ли он достаточно осторожно пользоваться этой властью.
При подборе кадров управления возникает проблема целесообразного сочетания в руководящем ядре организации работников с различными качествами, чтобы достичь грамотного сочетания различных полезных для дел качеств у руководителя и его ближайших помощников.
Для развития системы управления большое значение имеет своевременное выдвижение работников на руководящие должности. Необходимо создавать условия для продвижения способных сотрудников «по вертикали», а в ряде случаев бывает целесообразным перемещение руководителя «по горизонтали» с целью приобретения их разностороннего опыта для будущей деятельности на более высоком уровне.
Формирование кадрового резерва позволяет избежать случайностей при назначении на руководящие должности, а также при замене сотрудников более подготовленными. На каждую должность необходимо иметь несколько кандидатов.
Оценка кадров управления не поддается точному методу, так как показатель затрат времени в условиях творческого труда мало о чем говорит, а результаты деятельности менеджеров хотя и сказываются на производстве, но их трудно измерить.
Наиболее емкой оценкой труда менеджера является конечный результат, но она не может быть единственной и исчерпывающей. Поэтому проводится еще и дифференцированная оценка вклада в общий итог каждого конкретного работника с учетом степени и качества реализации функций, возложенных на него. Такой оценке хорошо способствуют четко разработанные должностные инструкции.
Другой подход предусматривает оценку не результатов труда, а самого работника как личности. При этом оцениваются знания, навыки и черты характера.
Методы оценок менеджера разнообразны:
- оценка по анкетным данным, отзывам и результатам беседы;
- аттестация в виде экзаменов по отдельным дисциплинам;
- балльная оценка всей
- оценка с помощью тестов; использование анкеты интервью;
- оценка по результатам работы.
Самым сложным моментом является оценка личностных качеств работника. Наиболее частыми методами здесь являются методы бальных оценок и метод коэффициентов, основанные на субъективных мнениях опрашиваемых экспертов, в качестве которых выступают коллеги, руководители и подчиненные, хорошо знающие аттестуемого.
Для исключения субъективизма при оценке руководителей во многих странах она проводится в специальных оценочных центрах, располагающих набором специальных тестов и упражнений для проверки качеств и навыков, имеющих преимущественное значение для управленческой деятельности на том уровне, для которого кадры подбираются. Упражнения стандартны, поэтому оценка происходит на равных для всех условиях. Те, кто осуществляет оценку, проходят специальную подготовку и свои функции выполняют на достаточно высоком профессиональном уровне.
Оценочные центры являются одновременно и учебными, так как большинство используемых тестов и упражнений широко применяются при подготовке кадров.
2.2. Принципы научной организации труда менеджеров
Под научной организацией управленческого труда понимают совокупность мероприятий, обеспечивающих планомерное и наиболее эффективное использование труда работников аппарата управления. Эти мероприятия должны обеспечить наиболее эффективную связь аппарата управления с управляемым коллективом и с внешними организациями.
Кроме того должны быть обеспечены экономичность, оперативность и надежность управления. Управленческий труд является специфической разновидностью умственного труда, прямо не участвующего в создании материально-вещественных ценностей. Но через организацию тура непосредственных исполнителей управленческий труд воздействует на предметы труда, тем самым прямо и непосредственно влияя на результаты производства. Специфической особенностью управленческого труда является то, что предметом труда является информация.
Эффективность труда управления зависит
от целого ряда организационных, экономических
и психологических условий. Это может
быть прямой эффект, если результатом является сокращение численности
или величины затрат на содержание административно-
Для того чтобы более эффективно использовать способности работников, избавлять их от перегрузки, необходимо соблюдать некоторые принципы научной организации управленческого труда.
Принцип специализации заключается в обеспечении правильного соотношения различной специальности и квалификации в соответствии с объемом работ по выполнению каждой управленческой функции. При этом должны учитываться образование, квалификация и индивидуальные качества каждого работника.
Принцип синхронизации предполагает согласованность в деятельности различных работников по видам управленческих работ.
Принцип прямоточности обеспечивает выбор кратчайших путей прохождения управленческой информации.
Принцип ритмичности предусматривает равномерную загрузку каждого работника управления в течении рабочего дня и по периодам производства.
Принцип стандартизации заключается в обеспечении руководителей подразделений стандартными средствами управленческого труда и формами документации.
В сфере управленческой деятельности используется три вида нормирования.
Нормы выработки устанавливают определенные объемы работ за определенное время. Они используются при нормировании труда технических исполнителей.
Нормы обслуживания определяют количество технических средств управления, обслуживаемое одним работником в системе управления. Применяются при нормировании труда инженерно-технических работников.
Нормы управляемости определяют количество работников, подчиненных непосредственно одному руководителю на определенном уровне управления.
2.3. Оценка уровня организации труда менеджеров
Прежде всего следует подчеркнуть, что менеджеры ничего не производят, кроме управленческих решений, поэтому при оценке их деятельность судят по эффективности их труда на основе анализа использования руководителями их рабочего времени.
Учесть и проанализировать фактические затраты времени любого менеджера можно путем определения структуры его рабочего дня.
Для этого используется «фотография» и «самофотография» рабочего дня. И в том, и в другом случае фиксируются затраты времени на определенные функции менеджмента, причем либо это делается специально выделенным для этого хронометражистом, либо самим менеджером.
Составленная на основе фотографии или самофотографии рабочего дня фактическая структура сравнивается с нормативной, на основе чего делаются выводы об отклонениях от норматива и разрабатываются мероприятия по совершенствованию структуры рабочего для менеджера.
Исследование причин потерь рабочего времени показывают, что основными их них являются следующие.
Лишние ступени и звенья в аппарате управления приводят к усложнению системы документооборота и снижению оперативности управления.
Существенный вред наносят диспропорции в численности руководящих и вспомогательных работников, что приводит к выполнению первыми не свойственных их функций.
Нарушение последовательности выполнения процедур управлению, особенно при принятии решений, снижает эффективность управления.
Нечеткая организация выполнения принятых решений приводит к дублированию, потерям времени.
Много времени непроизводительно тратится на излишнюю отчетность.
В качестве других причин потерь рабочего времени можно указать такие, как:
- нарушения трудовой и
- значительное количество плохо подготовленных совещаний;
- неполучение из других отделов и служб сведений в установленные сроки;