Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 10:13, реферат
Система внутришкольного контроля – "инструмент" управления, роль которого с каждым годом возрастает. При этом скорость пересмотра и развития теоретических основ проектирования этого "инструмента" существенно ниже скорости возникновения новых практических целей его реализации. Семантический анализ самого названия этого управленческого инструмента выявляет некую недосказанность. Внутришкольный контроль… чего? До последнего времени отсутствие дополнения к слову "контроль" не ощущалось участниками как смысловая необходимость. Вернее, дополнений было много, и они осмыслялись как конкретный объект контроля: ВШК уроков, ВШК обученности, ВШК методической работы…
Три последующие составляющие этого раздела ВШК отражают структуру и содержание требований ФГОС к образовательным результатам. Именно здесь необходимо пересмотреть всю систему оценки качества образования в школе на основе принципов критериального оценивания и компетентностного подхода.
Для оценки личностных образовательных результатов обязательными, отражающими требования ФГОС, должны стать, как минимум, три показателя:
- уровень социализированности и уровень воспитанности (сложные показатели,
требующие выделения составных элементов показателей в соответствии с
описанием в ФГОС);
-уровень учебно-познавательной мотивации каждого ученика по отношению к
каждому предмету;
-уровень сформированности ценностей семьи, здорового образа жизни
обучающегося, навыков организации досуга.
Метапредметные образовательные результаты, представленные в ФГОС начального общего образования в 12 требованиях, а во ФГОС основного общего образования – в 16 требованиях, необходимо оценивать минимум по четырем позициям в ВШК:
-уровень реализации регулятивных УУД (организация и самоуправление, навыки
системного, экологического мышления и т. д.);
-уровень реализации познавательных УУД (мыслительные ОУУ, логические
умения и т. д.);
-уровень реализации коммуникативных УУД (смысловое чтение, работа в
группе, монологическая речь и т. д.);
-уровень развития ИКТ-компетентности (преобразование информации, владение
ПК, навыки грамотного использования Интернета).
Качество и динамика обученности – это единственный показатель, который в школах всегда входит в состав предметных образовательных результатов ВШК. Однако в соответствии с требованиями средосообразности необходимо включить в ВШК такие показатели:
-подтверждение обученности по результатам внешней, независимой оценки;
-уровень обучаемости (уровень учебно-познавательных возможностей);
-участие и победы в предметных конкурсах, олимпиадах.
Практика показала, что наличие перечисленных выше показателей отражает результативность образования в школе, выявляет те подсистемы в школьной образовательной системе, которые требуют коррекции и/или развития. Так, уровень обучаемости как объект мониторинга позволяет управлять качеством образовательного процесса на разных уровнях:
-в системе "учитель – ученик" уровень обучаемости ученика определяет для
учителя уровень педагогической помощи;
-в системе "методическое объединение (далее – МО) – учитель – ученик" уровень обучаемости ученика определяет выбор учебных программ и при необходимости основы для их адаптации и модификации;
-в системе "ЗУВР – МО – учитель – ученик" уровень обучаемости ученика
позволяет оценить и скорректировать вклад учителя, МО в увеличение зон
актуального и ближайшего развития ученика.
В приложении 2 представлен
раздел "ВШК качества процесса",
спроектированный на основе ресурсного
и компетентностно-
Первый раздел ВШК качества процесса называется "Качество обучающей предметной деятельности". Именно содержание этого раздела становится сегодня предметом обсуждения на проблемных педагогических советах, обучающих семинарах. Предлагаемая структура этого раздела, включающая 10 направлений анализа, на наш взгляд, выстроена также по принципу необходимости и достаточности. Направления анализа могут быть расширены, уточнены. Но все описанные направления раздела должны быть реализованы в ВШК:
-качество деятельности по реализации требований по сохранению здоровья
обучающихся в учебном процессе;
-качество планирования и организации уроков по предмету;
-качество деятельности по развитию метапредметных умений (УУД);
-качество деятельности по обучению и развитию обучающихся на основе
использования ИКТ;
-качество деятельности по проектированию и реализации индивидуальных
учебных программ для отдельных учащихся;
-качество деятельности по организации и проведению предметных событий в
школе;
-качество деятельности по организации и проведению внешкольной предметной
деятельности обучающихся: экскурсий, экспедиций и др.;
-качество реализации деятельности по обучению детей с ОВЗ;
-качество деятельности учителей по развитию и обустройству предметного
кабинета и образовательного пространства школы;
-качество деятельности педагогического коллектива по реализации внеурочной
деятельности как ресурса реализации требований к "портрету выпускника".
В разделе "качество воспитательной работы" необходимо предусмотреть
отслеживание трех составляющих:
-содержание и структура системы воспитательной работы, отражающие и/или акцентирующие требования к содержанию и структуре программы воспитательной работы (духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни);
качество реализации программы воспитательной работы;
-качество работы с родителями.
Одним из важнейших ресурсов качества образовательного процесса является научно-методическая система школы. В роли показателей качества методической системы школы чаще всего выступают цифровые данные о количестве проведенных заседаний МО, при этом темы заседаний могут быть не связаны с данными ВШК образовательных результатов. Очевидно, что в таком случае невозможно сделать выводы о связи методической работы с положительной или отрицательной динамикой обученности по предметам.
Очень эффективно в формате ВШК "работает" мониторинг уровня профессиональной компетентности учителя, не только реализующий интегративную функцию ВШК, но и обеспечивающий отсутствие сложностей при переходе к новой системе оплаты труда. В этом разделе необходимо наличие таких направлений ВШК:
- динамика роста уровня профессиональной компетентности учителя;
-качество деятельности МО, предметных кафедр;
-качество реализации программы педагогического эксперимента;
-качество работы библиотеки, медиатеки, ресурсных центров школы;
-качество деятельности социально-психологической службы, службы тьюторов.
Раздел "Контроль качества управления" (приложение 3) редко присутствует в ВШК школ. В то же время именно в системе управления часто находятся ресурсы для инновационных изменений в школе. Минимальный объем показателей качества управления:
- оптимальность состава и структуры ВШК;
- качество управления реализацией требований государственных документов
(СанПиН, ГОСТ и т. д.);
-качество выполнения Положения о документообороте образовательного
процесса (полнота, своевременность и правильность ведения школьной
документации всеми участниками образовательного процесса);
-качество управления материально-технической базой образовательного процесса
(достаточность и качество оснащения образовательной среды школы);
- качество управления профессиональным ростом педагогов школы (наличие и
реализация в ВШК необходимой совокупности показателей качества
профессиональной деятельности учителя для установления размера
стимулирующей части зарплаты);
-компетентность субъектов управления (уровень управленческой
компетентности администраторов школы, специалистов, возглавляющих
структурные подразделения).
В специальном разделе ВШК необходимо отслеживать здоровье и психологическое состояние членов педагогического коллектива, их отношение к работе. Эти данные, представленные как обобщение анкет, включенного наблюдения, также определяют для школьного управленца цели и необходимые ресурсы для изменения качества образовательной среды.
Представленная выше система реализации ВШК как ресурса управления качеством, несомненно, требует адаптации к реальным условиям школы. Однако, несмотря на разнообразие условий, в которых может происходить адаптация, есть главное правило, основанное на принципах опережающего управления: прежде чем вводить в режим функционирования любой новый параметр качества, необходимо убедиться, что все субъекты его реализации понимают и принимают смысл требования и согласны со способами его измерения.
Только в таких условиях "прозрачности" оценивания и осознанности смысла каждого критерия будут эффективно реализованы контролирующая функция ВШК, а также остальные функции управления: мотивирующая, организационная, регулятивная, плановая. При этом ВШК качества школьного образования сыграет роль не только инструмента реализации требований ФГОС и НСОТ, но и инструмента их внедрения.
Приложение 1
ВШК КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТОВ
на основе компетентностно-
Критерий |
Показатель |
Формат |
Методы, технологии |
Субъекты реализации ВШК |
Здоровье обучающихся |
Уровень здоровья обучающихся |
Мониторинг |
Включенное наблюдение, анкетирование, специальные обследования |
Медицинские работники, педагоги-психологи, заместитель директора по УВР, классные руководители |
Личностные образовательные |
Уровень социализированности и уровень воспитанности |
Включенное наблюдение, анкетирование |
Заместители директора по УВР и ВР, классные руководители | |
Уровень учебно-познавательной мотивации (базовый, познавательный, социальный, социально-духовный) |
Включенное наблюдение, анкетирование |
Заместитель директора по УВР, председатели МО | ||
Уровень сформированности ценностей ЗОЖ |
Микроисследования |
Включенное наблюдение, анкетирование, тестирование |
Социолог, педагог-психолог, учителя биологии | |
Метапредметные образовательные результаты |
Уровень реализации регулятивных УУД (организация и управление, навыки системного, экологического мышления) |
Мониторинг |
Специальные контрольно-методические срезы (КМС) |
Заместитель директора по УВР, председатели МО |
Уровень реализации познавательных УУД (мыслительные ОУУ, логические умения) |
Специальные КМС | |||
Уровень реализации коммуникативных УУД (смысловое чтение, работа в группе, монологическая речь) |
Специальные КМС, включенное наблюдение | |||
Уровень развития ИКТ-компетентности (преобразование информации, владение ПК, навыки грамотного использования Интернета) |
Специальные КМС, эффективность использования ИКТ | |||
Предметные образовательные |
Качество и динамика обученности |
Мониторинг |
Итоговые контрольные работы, оценки за полугодие, год |
Заместитель директора по УВР, председатели МО |
Подтверждение обученности по результатам внешней, независимой оценки |
В соответствии с режимом внешнего мониторинга |
КМС внешней экспертизы | ||
Уровень обучаемости |
Мониторинг |
Специальные КМС |
Заместитель директора по УВР, председатели МО, учителя-предметники | |
Участие и победы в предметных конкурсах, олимпиадах |
По факту |
Портфолио ученика |
Приложение 2
ВШК КАЧЕСТВА ПРОЦЕССА
на
основе ресурсного и компетентностно-
(уровень созданных условий реализации основной образователь
программы общего образования, в т.
ч. кадровых, психолого-педагогических,
Критерий |
Показатель |
Формат |
Методы, технологии |
Субъекты реализации ВШК |
Качество обучающей предметной деятельности |
Качество планирования и организации уроков по предмету |
Мониторинг |
Единая система оценки, принятая на педагогическом совете, с уровневыми дескрипторами качества уроков |
Заместитель директора по УВР, председатели МО, учителя-предметники |
Микроисследования |
Разработанная для каждого микроисследования критериальная система оценки качества (в рамках методических недель, ОЭР) | |||
Качество деятельности по развитию метапредметных умений (УУД) |
Мониторинг |
Единая система оценки, принятая на педагогическом совете, с уровневыми дескрипторами качества уроков | ||
Качество деятельности по реализации
требований по сохранению здоровья |
Единая система оценки, принятая на педагогическом совете, с уровневыми дескрипторами качества уроков. Изучение психологического состояния ученика, степени удовлетворения его познавательных потребностей | |||
Качество деятельности по обучению и развитию обучающихся на основе использования ИКТ |
Единая система оценки, принятая на педагогическом совете, с уровневыми дескрипторами качества уроков | |||
Качество деятельности по проектированию и реализации индивидуальных учебных программ для отдельных учащихся | ||||
Качество деятельности по организации и проведению предметных событий в школе |
Критериальная система оценивания
предметныхвнутришкольных событ | |||
Качество деятельности по организации внешкольной предметной занятости обучающихся: экскурсий, экспедиций и др. |
Критериальная система оценивания внешкольной | |||
Качество реализации требований Закона "Об образовании" к организации деятельности по обучению детей с ОВЗ |
Критериальная система оценивания качества условий обучения детей с ОВЗ |
Заместители директора по УВР и ВР, медицинские работники, педагоги-психологи | ||
Качество деятельности учителей по развитию и обустройству предметного кабинета и образовательного пространства школы |
Мониторинг, микроисследования |
Критериальная система оценивания качества предметного кабинета и образовательного пространства школы |
Заместители директора по УВР и ВР, председатели МО | |
Качество деятельности педагогического коллектива по организации внеурочной деятельности как ресурса реализации требований к "портрету выпускника" |
Мониторинг, тематические микроисследования |
Критериальная система оценивания качества внеурочной деятельности (кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. п.) |
Заместители директора по УВР и ВР, председатели МО, члены Управляющего Совета | |
Качество реализации системы воспитательной работы |
Содержание и структура программы воспитательной работы (в соответствии с ФГОС: духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни) |
Микроисследования |
Периодическое сопоставление сетевого графика и/или "дорожной карты" программы воспитательной работы с реальным ходом выполнения программы с целью коррекции |
Заместитель директора по ВР, председатели МО, члены Управляющего Совета |
Качество реализации программы воспитательной работы |
Мониторинг |
Критериальная система оценивания событий, объектов воспитательной программы |
Заместитель директора по ВР | |
Качество работы с родителями |
Микроисследования |
Критериальная система оценивания совместной деятельности школы и родителей по реализации образовательной программы |
Заместители директора по УВР и ВР, члены Управляющего Совета | |
Качество научно-методической системы школы |
Динамика роста уровня профессиональной компетентности учителя |
Мониторинг |
Критериальная система оценивания уровня компетентности учителя для определения направления профессионального развития |
Заместители директора по УВР и ВР, председатели МО, члены Управляющего Совета |
Психологическое состояние членов педколлектива, их отношение к работе |
Критериальная система оценки наличия профессионального выгорания | |||
Качество методической деятельности МО, предметных кафедр |
Критериальная система оценки качества методической деятельности МО, кафедр | |||
Качество реализации программы педагогического эксперимента |
Критериальная система оценки ОЭР в школе | |||
Качество работы библиотеки, медиатеки, ресурсных центров школы |
Критериальная система оценки процесса и результатов деятельности подразделений школы | |||
Качество деятельности социально-психологической службы |