Основные характеристики административной школы управления А.Файоля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 01:32, контрольная работа

Описание работы

Представители административной школы рассмотрели управление как универсальный процесс, состоящий из таких функций управления, как планирование, организация, мотивация, контроль и координация, предложили систематизированную теорию управления всей организацией (с помощью деления организации на подразделения, выполняющие основные функции – финансы, производство, маркетинг). Основная задача административной школы – создание универсальных принципов управления, соблюдая которые организация будет успешно функционировать.
Файоль сформулировал 14 принципов управления.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 37.00 Кб (Скачать файл)

1. Основные характеристики административной школы управления А.Файоля.

Наиболее распространенные определения понятия «управление»:

1) определение цели и  результата ее достижения с  помощью необходимых и достаточных  способов, средств и воздействий;

2) функция организованных  систем разнообразной природы  (биологических, социальных, технических), которая обеспечивает сохранение  их определенной структуры, поддержание  режима деятельности, реализацию  их программ и целей деятельности;

3) создание и осуществление  воздействий, обеспечивающих желаемое  функционирование объекта, приводящее  к определенной цели;

4) процесс организации  целенаправленного воздействия  на некоторую часть среды, называемую  объектом управления, в результате  чего удовлетворяются потребности  субъекта, взаимодействующего с  этим объектом;

5) процесс формирования  целей и способов их достижения;

6) использование причинно-следственных  отношений, при котором поведение  системы приводит к желаемому  результату (система достигает цели  или решает задачу);

7) воздействие на объект, улучшающее функционирование или  развитие данного объекта;

8) управление – процесс  целенаправленного воздействия  субъекта управления на объект  управления для достижения определенных  результатов деятельности.

Субъект управления  –  физическое или юридическое лицо, которое осуществляет властное воздействие. В процессе управления лежат: властные полномочия субъекта управления, его  организационно-распорядительные, экономические  и морально-этические рычаги воздействия.

Объект управления  –  то, на что направлено властное воздействие  объекта управления. Объектом управления могут быть физические и юридические  лица, социальные, социально-экономические  системы и процессы.

Основные этапы процесса формирования научной теории:

• наблюдение за совершающимися процессами и анализ их с помощью  известных из других наук методов;

• синтез знаний и создание теоретических основ науки (принципы, зависимости, законы и закономерности);

• формализация и систематизация происходящих процессов, составление  их типологии;

• разработка прикладных научных  основ для анализа и синтеза  наблюдаемых процессов;

• создание методологии  исследования процессов заданной типологии;

• накопление статистических данных об результативности предложенной методологии и ее корректировка.

Особенности процесса управления:  Управление – целенаправленный процесс, выполняемый непрерывно во времени  и пространстве, требующий глубокого  анализа, разработки и постановки определенных целей. Чем точнее результат соответствует  установленной цели, тем выше качество управления.

Административная (классическая) школа Анри Файоля.

Основателем административной школы управления является Анри Файоль (1826–1926).

Представители административной школы рассмотрели управление как  универсальный процесс, состоящий  из таких функций управления, как  планирование, организация, мотивация, контроль и координация, предложили систематизированную теорию управления всей организацией (с помощью деления  организации на подразделения, выполняющие  основные функции – финансы, производство, маркетинг). Основная задача административной школы – создание универсальных  принципов управления, соблюдая которые  организация будет успешно функционировать.

Файоль сформулировал 14 принципов управления:

1.Разделение труда. Целью  разделения труда является выполнение  работы, большей по объему и  лучшей по качеству, при тех  же затратах усилий. Разделение  труда непосредственно связано  со специализацией.

Этот принцип, может быть, применим как для сферы производственного, так и управленческого труда. Разделение труда эффективно до определенных размеров, при достижении которых  оно не приносит желаемых результатов.

2.Полномочия и ответственность.  Полномочия — это право распоряжаться  ресурсами предприятия (организации), а также право направлять усилия  сотрудников на выполнение порученных  заданий. Ответственность представляет  собой обязательство выполнять  задания и обеспечивать их  удовлетворительное завершение.

Полномочия являются инструментом власти. Под властью понималось право  отдавать приказы. Власть непосредственно  связана с ответственностью. Различают  должностную (официальную) власть и  личную власть, вытекающую из индивидуальных качеств работника.

В современных условиях этот принцип звучит так: полномочия (права) должны соответствовать ответственности.

3.Дисциплина. Дисциплина  предполагает достижение выполнения  соглашений, заключенных между предприятием  и его работниками, в том  числе и повиновение. В случае  нарушения дисциплины к работникам  могут применяться санкции.

Файоль считал обязательным соблюдение дисциплины, как для руководителей всех рангов, так и для рабочих. Он указывал на то, что дисциплина такова, каков руководитель.

4.Единоначалие (единство  распорядительства). Работник должен  получать распоряжения и указания  от своего непосредственного  руководителя. Кроме того, он должен  уважать авторитет руководителя.

Сформулировав этот принцип, Файоль вошел в противоречие с рекомендациями Тейлора, который считал, что рабочие могут подчиняться разным функциональным руководителям.

5.Единство направления  (дирекции). Каждая группа, действующая  в рамках одной цели, должна  иметь план и одного руководителя. При наличии нескольких групп  для координации их деятельности  необходим единый план, утвержденный  вышестоящим руководством. Файоль подчеркивал: «Один руководитель и единый план для совокупности операций, имеющих общую цель».

6.Подчиненность личных (индивидуальных) интересов — общим. Интересы  одного работника или группы  работников должны быть направлены  на выполнение интересов всего  предприятия и не должны превалировать  над ними. В случае возникновения  противоречий в интересах —  задачей руководителя является  их примирение.

7.Вознаграждение персонала,  т. е. цена оказываемых услуг.  Работники должны получать справедливую  зарплату за свой труд. Это  в одинаковой степени относится  и к рабочим, и к управляющим.

8.Централизация. На предприятии  должно быть достигнуто определенное  соответствие между централизацией  и децентрализацией, которое зависит  от его размеров и конкретных  условий деятельности.

Небольшие предприятия имеют  высокую степень, централизации, а  крупные — меньшую. Выбор правильного  соотношения между централизацией и децентрализацией позволяет достичь  наилучших результатов.

9.Склярная цепь (иерархия). Склярная цепь — это ряд руководящих работников, находящихся на разных уровнях иерархии (от высших руководителей до руководителей низового звена). Склярная цепь определяет подчинение работников. Иерархическая система управления является необходимой, но если она наносит ущерб интересам предприятия, то ее необходимо усовершенствовать.

Рациональная структура  управления организацией требует наличия  наряду с иерархией горизонтальных связей.

10.Порядок. Файоль подразделял порядок на «материальный» и «социальный». Каждый работник должен иметь свое рабочее место, обеспеченное всем необходимым. Для этого руководитель должен хорошо знать своих подчиненных и их потребности. Коротко этот принцип можно сформулировать так: «место — для всего и все на своем месте».

11.Справедливость. Справедливость  — это сочетание доброты и  правосудия. Работник, чувствующий  справедливое к себе отношение,  испытывает преданность к фирме  и старается трудиться с полной  отдачей.

12.Стабильность рабочего  места дня персонала. Для предприятия  наиболее предпочтительными являются  работники, которые держатся за  свое место. Высокая текучесть  кадров характеризует плохую  работу управленческого персонала,  снижает эффективность работы  предприятия. Кроме того, этот  принцип говорит о том, что  работнику необходимо определенное  время для овладения требуемыми  навыками на должном профессиональном  уровне. В процветающей компании  управленческий персонал является  стабильным.

13.Инициатива. Проявление  предприимчивости и инициативы  не только руководителями, но  и всеми работниками предприятия.  Претворение в жизнь данного  принципа часто требует от  администрации «поступиться личным  тщеславием».

14.Корпоративный дух. Сила  предприятия в гармонии («единении») всех работников предприятия,  Файоль указывал на недопустимость использования в управлении принципа «разделяй и властвуй». Напротив, считал он, руководители должны поощрять коллективизм во всех его формах и проявлениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие цели управления. Метод MBO (management by objectives).

Управление – деятельность по достижению целей с помощью  других людей.

Менеджмент – управление производством: совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных и  применяемых с целью повышения  эффективности производства и увеличения прибыли.

Управление по целям (Management by Objectives, MBO) – концепция управленческой деятельности, предусматривающая предвидение возможных результатов деятельности и планирование путей их достижения

Management by Objectives. Начало новому направлению в менеджменте положил Питер Друкер, превративший менеджмент в 50-е годы в научную дисциплину. Его именем после стали называть различные фонды и бизнес-школы. Именно Друкер впервые стал разрабатывать систему оценки достижений целей (результатов) через ключевые показатели эффективности.

Итак, МВО можно представить  как процесс, определяющий цели организации  таким образом, чтобы работники  и руководство были с ними согласны и знали, что они должны сделать  для их достижения. Другими словами, Management by Objectives подразумевает постановку целей, выбора пути их достижения и принятия решений. Важным моментом в этом процессе является сравнение результатов работы персонала с намеченным итогом. Если работники сами были привлечены к МВО, как правило, они выполняют намеченные планы

Базисные положения МВО

Management by Objectives – "ориентированная на результаты" концепция управления, согласно которой основное внимание уделяется попыткам предсказать будущее и повлиять на него, а не реагировать и действовать задним числом.

Это целостная философия  управления, предполагающая ряд обязательных принципов, однако не фиксирующая пошаговое  выполнение процедур в деталях, то есть не имеющая жестко заданной методики реализации. В рамках МВО могут использоваться различные методы – выработка индикаторов деятельности (например, сбалансированная система показателей, Balanced Scorecard), управления производительностью (Performance Management), мотивационные программы (Employee Recognition Programs, Employee Involvement Programs, Variable Pay Programs и т.д.), однако "оболочка" будет одна и та же – ориентация на достижение поставленных целей.

П. Друкер, обосновывая свою концепцию управления в 1954 г. (Drucker P. The Practice of Management. 1954), особо подчеркивал универсальное значение МВО: "В кругах управленцев слово "философия" сейчас употребляется по поводу и без повода. Однако управление на основе поставленных целей и самоконтроля можно называть "философией" менеджмента на вполне законных правах. Оно основывается на концепции менеджмента как такового. Оно основывается на анализе конкретных потребностей менеджмента и препятствий, с которыми ему приходится сталкиваться. Оно основывается на концепции человеческой деятельности, поведении и мотивации. Наконец, оно применимо к каждому менеджеру, независимо от его уровня и выполняемых функций, и к любому предприятию — крупному или небольшому. Оно гарантирует эффективность работы менеджеров, преобразуя объективные потребности в личные цели. И именно в этом заключается истинная свобода, свобода на основе соблюдения закона".

Со времени первого  опубликования концепции МВО  предлагались различные варианты трактовки  процесса управления и обязательных для его осуществления условий. В данном документе мы приводим наиболее частые и аргументированные схемы  управленческого процесса МВО.

Управление в концепции МВО понимается как процесс, то есть серия непрерывных взаимосвязанных действий. Включает в себя: планирование, организацию, распорядительство ресурсами, мотивацию сотрудников, руководство подчиненными, координацию деятельности, контроль выполнения, коммуникацию, исследование, оценку, принятие решений, подбор персонала, представительство, ведение переговоров.

Организационные циклы. В деятельности компании можно выделить постоянно повторяющийся основной производственный цикл

ЗАГОТОВЛЕНИЕ Þ ПРОИЗВОДСТВО Þ СБЫТ

Для осуществления основного  производственного цикла необходим  управленческий цикл:

 

 

 

Управленческий цикл должен быть реализован в полном объеме на всех уровнях организационной структуры  фирмы от Генерального директора  до менеджеров нижнего звена управления.

Цель – запланированный результат деятельности.

Полномочия – ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач. Пределы полномочий определяются политикой, процедурой и правилами. Основное отличие от власти – это право осуществлять некую деятельность, тогда как власть – это способность к ее осуществлению.

Делегирование – передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Это акт, который превращает человека в руководителя. Полномочия делегируются должности, а не индивиду.

Информация о работе Основные характеристики административной школы управления А.Файоля