Основные методологические подходы школы науки управления и их роль в современном менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение школы научного управления во взаимосвязи с научным подходом Тейлора.
Для этого необходимо раскрыть следующие вопросы (задачи):
--исторические предпосылки возникновения менеджмента и школ управления,
-- основные положения школы управления,
--система управления Тейлора,
--хронометраж движений Ф. Гилберта,
-- бюрократическая система М. Вебера,
--схема управления организацией по Г. Форду,
-- принципы и функции управления Файоля,

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3

Глава 1 Сущность процесса управления
1.Исторические предпосылки возникновения менеджмента и школ управления ………………………………….....…….…………………………...5
1.2 Процесс управления: сущность и особенности…………………………....9
1.3 Основные положения школы науки управления……………….…..…….12

Глава 2 Основные методологические подходы школы
науки управления
2.1 Системы управления в разработке ведущих ученых..……… ……………15
2.2 Функции школы науки управления и их конкретизация …….…………...23

Глава 3 Применимость и значение концепций школы управления в современном менеджменте…………………………………………………....25

Заключение……………………………………………………………………..29
Список используемой литературы ………………………………………….30

Файлы: 1 файл

курсовая работа 2011.docx

— 49.75 Кб (Скачать файл)

 

МИНИТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГТЭУ)

                                                   

 

Факультет: Экономический

Кафедра менеджмента

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По  дисциплине: ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

На тему: Основные методологические подходы школы науки управления и их роль в современном менеджменте

 

 

 

Выполнена студентом 2 курса группы 2Мен-О

Очной формы обучения

Специальности 080507 «Менеджмент организации»

Кононыхиным Евгением Аркадьевичем

Руководитель: Самсонов С.И., к.и.н.

 

Отметка о допуске (недопуске) к защите 


 

«         »  2011г.


                                                 

      (подпись руководителя) 


 

 

 

 

 

Курск, 2011                    

 Содержание

 
Введение …………………………………………………………………………3

 
Глава 1 Сущность процесса управления 
1.Исторические предпосылки возникновения менеджмента и школ управления ………………………………….....…….…………………………...5 
1.2 Процесс управления: сущность и особенности…………………………....9 
1.3 Основные положения школы науки управления……………….…..…….12

 
Глава 2 Основные методологические подходы школы

 науки управления

2.1 Системы управления  в разработке ведущих ученых..………  ……………15 
2.2 Функции школы науки управления и их конкретизация …….…………...23

 
Глава 3 Применимость и значение концепций школы управления в  современном менеджменте…………………………………………………....25

 
Заключение……………………………………………………………………..29

Список используемой литературы ………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

           «Основные методологические подходы школы науки управления и их роль в современном менеджменте»- весьма актуальная тема.

           Управление как исторический процесс развивалось с того момента, когда появилась необходимость регулировать совместную деятельность коллективов людей. История знает немало примеров рационального управления не только отдельными коллективами, но и целыми государствами и империями.

        При этом уровень управления, его качество являлись определяющим началом в благополучном развитии целых народов, однако до нас не дошли сколь либо достоверные данные о развитии теории управления, а бум теоретической мысли начался в нач. XX века. Он связан с тем, что в 1911 году инженер Тейлор опубликовал свои исследования в книге "Принципы научного управления". Этот год традиционно считается началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования.

        Сложились в основном 5 направлений: школа научного управления, школа административного управления, школа с позиции человеческих отношений и психологии человека, школа с позиции поведения человека в производстве, количественный подход. Правда, в некоторых источниках литературы взаимосвязь между школами очень сглажена, классическую школу называют административной, а административную – научной.

Целью данной работы является рассмотрение школы научного управления во взаимосвязи с научным подходом Тейлора.

Для этого необходимо раскрыть следующие  вопросы (задачи):

--исторические предпосылки возникновения менеджмента и школ управления,

-- основные положения школы управления,

--система управления Тейлора,

--хронометраж движений Ф. Гилберта,

-- бюрократическая система М. Вебера,

--схема управления организацией по Г. Форду,

-- принципы и функции управления Файоля,

--применимость и значение концепций в практике современного управления.

Для исследования данной темы используется учебная литература, научная, энциклопедии, словари, а так же интернет-ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1  Сущность процесса управления

1.1 Исторические предпосылки возникновения менеджмента и школ управления

Менеджмент - это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов[9].

В развитие менеджмента модно выделить несколько этапов.

Первый этап развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия и связан с учением Ф.Тейлора после публикации его книги "Принципы научного управления", в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления. Используя систему управления, разработанную Ф.Тейлором, американские фирмы и Америка в целом наглядно продемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие экономики. Однако системный анализ предложенной Ф.Тейлором модели управления показал, что эта система Тейлора пока нашла ограниченное применение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами, фирмами и их руководителями.

Именно под воздействием учения Тейлора чуть позже появляются научные работы по менеджменту Френка, Гильберта, Ганита.

Второй этап развития менеджмента связан с новыми подходами в развитии учения о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально новыми подходами. Появится и апробируется на практике так называемая классическая (адмистративная) школа управления, родоначальниками которой стали А.Файоль, П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун. В частности, А.Файоль впервые предоложили новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения.

Третий этап развития менеджмента стал называться "неоклассическим", нарождается и начинает развиваться школа "человеческих отношений", развитие которой связано с именами ученых А.Файоля, Д.Муни, П.Слоуна, Э.Мейо. На этом этапе апрбируется социологическая концепция групповых решений.

Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940-1960 гг. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления.

Пятый этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих тем, что происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Этот процесс успешно развивается по настоящее время. Так, Д. Макгрегор впервые обосновал свою теорию и доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории "X" - утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории "У" - принцип распределения объективности. (Годы развития этой концепции - 1950-1960 г.)

Шестой этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970-1980 гг. Учеными - управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация - это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать во внешней среде. Исходя из такого посыла просходили установления взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления. К этому периоду относятся теории: "стратегического менеджмента" И.Ансоффа, "теория властных структур между организациями" Г.Саланчика, "конкретной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов" Портера и т.д.

Седьмой этап относится к 80-м гг., которые ознаменовались появлением новых подвидов в управлений, неожиданным для многих открытием "организационной структуры" как мощного механизма управления, особенно успешно использованного Японией и другими странами, с важнейшими по силе воздействия управленческими методами.

Восьмой этап развития менеджмента относится к 90-м гг. На этом этапе просматриваются три основные тенденции:

  • возврат к прошлому - осознание значения материальной, технической базы современного производства;
  • создание социальных поведенческих элементов - это усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций в других сферах деятельности;
  • усиление международного характера управления. Переход многих стран к открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, организации современной деятельности.

В работе более подробно будет рассмотрена  административная или научная школа управления.

Основателем классической школы управления считается  Фредерик Уинслоу Тейлор. До Тейлора  двигателем повышения производительности труда был принцип «пряника» - сколько сделаешь, столько и получишь. Однако данный подход к концу 19 – началу 20 века исчерпал себя.

С развитием  промышленности управление не могло  базироваться на такой примитивной  основе. Тейлор пришел к мысли организовать труд, который «предполагает выработку многочисленных правил, законов и формул, которые заменят собой личные суждения индивидуального работника и которые могут быть с пользой применяемы только после того, как будет произведен статистический учет, измерение и так далее, их действия». По мнению Тейлора исполнитель был не в состоянии охватить производственный процесс в целом, тем более, что это постоянно меняющееся действо. Таким образом, в начале века роль управленца в решении того, что делать исполнителю, как делать, в каком объеме, вырастала неизмеримо и регламентация работы исполнителя принимала крайние формы.

Тейлор  расчленил всю работу исполнителя  на составные части. Отдельные движения были им прохронометрированны, а рабочий  день расписан по секундам. Однако не стоит полагать, будто хронометраж приводил лишь к более точному определению возможности всего в результате рационализации самой работы и, в частности введения целесообразных режимов смен труда и отдыха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Процесс управления: сущность  и особенности

          Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М. Х.). Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей. 
Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: 
планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля[1].

Управление выступает как необходимый элемент жизнедеятельности людей. Оно является одной из труднейших и ответственейших сфер их интеллектуальной и практической деятельности, которое связано с реализацией интересов и потребностей человека. Управление предопределено сознательным началом, интересом и знаниями, целью и волей, энергией и действиями человека.

Управление — это регулирование  процессов вложения и обработки  ресурсов, производства и реализации продукции[3].

В системе производства продукции  управление занимает определяющее место.

Можно сказать, что управление - это специфический вид человеческой деятельности, который проявляется в различных формах и видах[6].

В самом общем понимании  управление - это всевозможные формы  и методы воздействия на объект с  целью достижения желаемого результата.

Процесс управления — это  совокупность отдельных видов деятельности, направленных на упорядочение и координацию  функционирования и развития организации  и ее элементов в интересах достижения стоящих перед ними целей. Он решает две задачи: тактическая заключается в поддержании устойчивости, гармоничности взаимодействия и работоспособности всех элементов объекта управления; стратегическая обеспечивает его развитие и совершенствование, перевод в качественно и количественно иное состояние.

Этот процесс характеризуется  непрерывностью, циклической повторяемостью отдельных фаз (сбора, обработки, анализа, хранения, контроля информации; выработки  и принятия решений; организации  их выполнения), неравномерностью, инерционностью, проявляющейся в запаздывании управленческих действий. Он развивается и совершенствуется вместе с самой организацией.

Управленческий процесс  объединяет в себе такие моменты  как управленческий труд, его предмет  и средства, и реализуется в  определенном продукте.

Процесс управленческого  труда состоит из элементарных действий, или операций, то есть однородных, логически неделимых частей управленческой деятельности, с одним или группой носителей информации (документов) от момента их поступления до передачи в преобразованном виде другим или на хранение.

Управленческие операции бывают: поисковыми, вычислительными, логическими, описательными, графическими, контрольными, коммуникационными, например, слушание, чтение, говорение, контактирование, наблюдение за действиями различных  устройств, мышления и т.п.

Сложность управленческого труда  обусловливается несколькими обстоятельствами. Во-первых, масштабами, количеством  и составом решаемых проблем, связей между ними, разнообразием применяемых  методов, организационных принципов.

Во-вторых, необходимостью принимать  новые, нетрадиционные решения, часто  в условиях неопределенности или риска, что требует глубоких профессиональных знаний, опыта, широкой эрудиции.

Наконец, в-третьих, сложность управленческого  труда определяется степенью оперативности, самостоятельности, ответственности, рискованности решений, которые  необходимо принимать. Менеджер, принимая решения, часто берет на себя ответственность  не только за материальное благосостояние людей, но за их здоровье и даже жизнь.

Информация о работе Основные методологические подходы школы науки управления и их роль в современном менеджменте