Основные методологические подходы школы науки управления и их роль в современном менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение школы научного управления во взаимосвязи с научным подходом Тейлора.
Для этого необходимо раскрыть следующие вопросы (задачи):
--исторические предпосылки возникновения менеджмента и школ управления,
-- основные положения школы управления,
--система управления Тейлора,
--хронометраж движений Ф. Гилберта,
-- бюрократическая система М. Вебера,
--схема управления организацией по Г. Форду,
-- принципы и функции управления Файоля,

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3

Глава 1 Сущность процесса управления
1.Исторические предпосылки возникновения менеджмента и школ управления ………………………………….....…….…………………………...5
1.2 Процесс управления: сущность и особенности…………………………....9
1.3 Основные положения школы науки управления……………….…..…….12

Глава 2 Основные методологические подходы школы
науки управления
2.1 Системы управления в разработке ведущих ученых..……… ……………15
2.2 Функции школы науки управления и их конкретизация …….…………...23

Глава 3 Применимость и значение концепций школы управления в современном менеджменте…………………………………………………....25

Заключение……………………………………………………………………..29
Список используемой литературы ………………………………………….30

Файлы: 1 файл

курсовая работа 2011.docx

— 49.75 Кб (Скачать файл)

Он  применил стандартизацию и унификацию – важнейшие элементы в управлении качеством, организовал конвейерное  производство, что дало возможность  перейти к массовому производству автомобилей. При этом он уделял большое  внимание охране труда и созданию нормальных условий труда, установил 8-ми часовой рабочий день и минимальный  уровень оплаты труда. Он больше тяготел  к практике и не разделял некоторые  взгляды Тейлора, Эмерсона и Файоля. Он был против чрезмерного увлечения организационными схемами и структурами. Требовал строгого соблюдения дисциплины без личного общения работников на предприятии, внедрял абсолютное разделение труда на конвейере.

Свою  теорию управления Форд назвал «Террор  машины».

 

 Принципы и функции управления Файоля

А. Файоль (1841-1925) разделил весь процесс  управления на пять основных функций, которые мы до сих пор используем в управлении организацией: это планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль. На базе учения А. Файоля в 20-е г.г. было сформулировано и понятие организационной структуры фирмы, элементы которой представляют систему взаимосвязей, серию непрерывных взаимосвязанных действий - функций управления.

Разработанные А. Файолем принципы управления следует  признать самостоятельным результатом  науки управления, "администрирования" (отсюда и название "административная школа"). Не случайно американцы называют француза А. Файоля отцом менеджмента.

Им была создана «административная  наука», которая основывалась на 14 положениях-принципах:

    1. Разделение труда.
    2. Полномочия и ответственность.
    3. Дисциплина.
    4. Единоначалие.
    5. Единство направлений.
    6. Подчиненность личных интересов общим.
    7. Вознаграждение персонала.
    8. Централизация.
    9. Скалярная цепь

10. Порядок.

11. Справедливость.

12. Стабильность рабочего места для персонала.

13. Инициатива.

14. Корпоративный дух.

Система из 14 положений является не просто гибкой, но допускающей возможность  введения новых положений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Функции школы  науки управления и их конкретизация

Управление представляет собой  реализацию нескольких взаимосвязанных  функций: 
планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля.

Планирование. С помощью этой функции  определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные  методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений  развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она  может добиться, оценить свои сильные  и слабые стороны, а также состояние  внешней среды (экономические условия  в данной стране, правительственные  акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий).

Организация. Эта функция управления формирует структуру организации  и обеспечивает ее всем необходимым (персонал, средства производства, денежные средства, материалы и т.д.). То есть на этом этапе создаются условия  для достижения целей организации. Хорошая организация работы персонала  позволяет добиться более эффективных  результатов.

Мотивация - это процесс побуждения других людей к деятельности для  достижения целей организации. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, и создает наиболее благоприятные  условия для проявления их способностей и профессионального "роста". При  хорошей мотивации персонал организации  выполняет свои обязанности в  соответствии с целями этой организации  и ее планами. Процесс мотивации  предполагает создание для работников возможности удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнении ими своих обязанностей. Прежде, чем мотивировать персонал на более  эффективную работу, руководитель должен выяснить реальные потребности своих  работников.

Контроль. Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности  результатов работы организации. При  помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих  целей, и необходимая корректировка  намеченных действий. Процесс контроля включает: установление стандартов, измерение  достигнутых результатов, сравнение  этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино  все функции управления, он позволяет  выдерживать нужное направление  деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения.

Управление выступает как неоходимый элемент жизнедеятельности людей. Оно является одной из труднейших и ответственейших сфер их интеллектуальной и практической деятельности, которое  связано с реализацией интересов  и потребностей человека. Управление предопределено сознательным началом, интересом и знаниями, целью и  волей, энергией и действиями человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Применимость и значение концепций школы управления в  современном менеджменте

В рамках современной науки  об управлении организациями можно  по-разному подойти к выделению  различных ее направлений. Одна из распространенных классификаций предполагает рассмотрение четырех важнейших подходов, которые  внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.

Первый из них заложил  основы управленческой науки и затрагивает  разные аспекты управления организациями. Это подход с позиции выделения  так называемых школ в управлении фактически заключает в себе четыре разных подхода, которые легли в  основу этих школ. Это школа научного управления, административная или классическая школа, школа человеческих отношений  или поведенческая школа, количественная школа управления.

Процессный подход рассматривает  управление как непрерывную последовательность взаимосвязанных управленческих функций.

В рамках системного подхода  внимание концентрируется на целостности  организации и управленческого  процесса, на неразрывной связи организации  с ее средой, на достижении организацией многочисленных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Порядок перечисления указанных  подходов и школ управления приблизительно соответствует историческому порядку  их появления. Причины формирования подходов и школ в указанном порядке  достаточно объективны. Они кроются  в характере и уровне развития производительных сил и производственных отношений в соответствующие  периоды и в том, какие факторы  выдвигаются на первый план в тот  или иной период

На  основе разработок Файоля и его последователей сформировалась административная модель организации, базирующейся на четырех  главных принципах:

  • четкое функциональное разделение труда;
  • передача команд и распоряжений сверху вниз;
  • единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»);
  • соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных).

Все вышеуказанные принципы построения организации справедливы и для  настоящего времени, несмотря на то, что  достижения НТП наложили на них определенный отпечаток. Так, широкое использование  в практической деятельности электронно-вычислительной техники упростило связи между  органами (звеньями) управления в организации  за счет ускорения обработки информации. В целом же для классической школы  менеджмента характерно игнорирование  человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются справедливой критике со стороны  теоретиков и практиков менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История возникновения современного менеджмента

Стадии

Содержание  методов управления

Характеристика  и критерии управления

Пионерная 1820-1890 гг.

Традиционные  методы управления, личные способности  предпринимателя

Предприниматель управляет сам лично, не нанимая  менеджеров, все зависит от личной инициативы и деловых качеств  предпринимателя, нарастает потребность  систематизации опыта управления, обучения профессии менеджера

Организационная, начало ХХ в.

Научный подход к организации управления, администрирование

Возникновение научной организации управления. Отказ от традиционных методов. Возрастание  роли мастеров и индустрий. Учет времени  и наблюдение. Нормирование труда. Развитие идеи сотрудничества работодателя с  нанятым персоналом

Интеграционная, начиная с 30-х гг. ХХ в.

Поведенческие подходы к организации управления

Параллельно с лавинообразным развитием техники  открывается значение человека. Предприятие  существует для человека как покупателя, так и для человека как партнера в производственной и предпринимательской  деятельности


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Управление как исторический процесс развивалось с того момента, когда появилась необходимость  регулировать совместную деятельность коллективов людей.

Сложились в основном 5 направлений: школа научного управления, школа  административного управления, школа  с позиции человеческих отношений и психологии человека, школа с позиции поведения человека в производстве, количественный подход

"Школа научного управления" может рассматриваться как предтеча  к формированию организационной  психологии.

Сущность предложенной системы  основывается на следующих четырех положениях:

    1. Развитие научно обоснованного знания о трудовой деятельности.
    2. Отбор и обучение работников.
    3. Сочетание знания о трудовой деятельности с возросшими трудовыми возможностями отобранных работников.
    4. Специализация видов трудовой и организационной деятельности в форме распределения ответственности между руководителями и работниками.

На  основе разработок Файоля и его последователей сформировалась административная модель организации, базирующейся на четырех  главных принципах:

  • четкое функциональное разделение труда;
  • передача команд и распоряжений сверху вниз;
  • единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»);
  • соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных).

 

 

Список использованной литературы

1.Агеев А. И. История  науки управления. - М.: Эконом, 2010.

2. Аникин Б. А. Высший  менеджмент для руководителя: Учебное  пособие. М., 2006.  
3.  Брасс А.А. Основы менеджмента: Учебное пособие. - Мн.: Экономика, 2009.

4.Бодди Д., Пэйтон  Р. Основы менеджмента / Пер.  с англ. / Под. Ред. Ю.Н. Капруревского  – СПб.: Изд-во «Питер» 1999. –  816 с. (Серия «Теория и практика  менеджмента») 
5. Виханский О.С, Наумов А. И. Менеджмент: Учебник 4-е изд, перераб. и доп. М., 2006.  
6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебник. - 2-е изд. - М.: "Фирма Гардарика", 2004.  
7. Гапоненко А. Л. Теория управления: Учебник М., 2004.  
8. Герчикова И. Н. Менеджмент. Учебник. Третье издание. - М.: ЮНИТИ, 2009.  
9. Друкер П. Ф. Энциклопедия менеджмента: Пер. с англ. М., 2004.  
10. Дункан Дж.У. Основополагающие идеи в менеджменте: Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики: Пер. с англ. - М.: Дело, 2007.  
11. Игнатьева А. В., Максимцов М. М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. М., 2008.  
12. Любимова Н. Г. Менеджмент - путь к успеху. - М.: Наука, 2010.  
13.  
14. Мартынов С. Д. Профессионалы в управлении. - М.: Норма, 2005.  
15. Поршнева А. Г., Румянцевой 3. П., Саломатина Н. А.. Управление организацией : Учебник- 2-е изд., перераб. и доп. М. 2000.  
16. Райченко А. В. Общий менеджмент: Учебник. М. 2006.  


Информация о работе Основные методологические подходы школы науки управления и их роль в современном менеджменте