Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:41, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение школы научного управления во взаимосвязи с научным подходом Тейлора.
Для этого необходимо раскрыть следующие вопросы (задачи):
--исторические предпосылки возникновения менеджмента и школ управления,
-- основные положения школы управления,
--система управления Тейлора,
--хронометраж движений Ф. Гилберта,
-- бюрократическая система М. Вебера,
--схема управления организацией по Г. Форду,
-- принципы и функции управления Файоля,
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1 Сущность процесса управления
1.Исторические предпосылки возникновения менеджмента и школ управления ………………………………….....…….…………………………...5
1.2 Процесс управления: сущность и особенности…………………………....9
1.3 Основные положения школы науки управления……………….…..…….12
Глава 2 Основные методологические подходы школы
науки управления
2.1 Системы управления в разработке ведущих ученых..……… ……………15
2.2 Функции школы науки управления и их конкретизация …….…………...23
Глава 3 Применимость и значение концепций школы управления в современном менеджменте…………………………………………………....25
Заключение……………………………………………………………………..29
Список используемой литературы ………………………………………….30
Он
применил стандартизацию и унификацию
– важнейшие элементы в управлении
качеством, организовал конвейерное
производство, что дало возможность
перейти к массовому
Свою теорию управления Форд назвал «Террор машины».
Принципы и функции управления Файоля
А. Файоль (1841-1925) разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые мы до сих пор используем в управлении организацией: это планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль. На базе учения А. Файоля в 20-е г.г. было сформулировано и понятие организационной структуры фирмы, элементы которой представляют систему взаимосвязей, серию непрерывных взаимосвязанных действий - функций управления.
Разработанные А. Файолем принципы управления следует признать самостоятельным результатом науки управления, "администрирования" (отсюда и название "административная школа"). Не случайно американцы называют француза А. Файоля отцом менеджмента.
Им была создана «административная наука», которая основывалась на 14 положениях-принципах:
10. Порядок.
11. Справедливость.
12. Стабильность рабочего места для персонала.
13. Инициатива.
14. Корпоративный дух.
Система из 14 положений является не просто гибкой, но допускающей возможность введения новых положений.
2.2 Функции школы
науки управления и их
Управление представляет собой
реализацию нескольких взаимосвязанных
функций:
планирования, организации, мотивации
сотрудников и контроля.
Планирование. С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий).
Организация. Эта функция управления
формирует структуру
Мотивация - это процесс побуждения
других людей к деятельности для
достижения целей организации. Выполняя
эту функцию, руководитель осуществляет
материальное и моральное стимулирование
работников, и создает наиболее благоприятные
условия для проявления их способностей
и профессионального "роста". При
хорошей мотивации персонал организации
выполняет свои обязанности в
соответствии с целями этой организации
и ее планами. Процесс мотивации
предполагает создание для работников
возможности удовлетворения их потребностей,
при условии надлежащего
Контроль. Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает: установление стандартов, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения.
Управление выступает как
Глава 3 Применимость и значение концепций школы управления в современном менеджменте
В рамках современной науки
об управлении организациями можно
по-разному подойти к
Первый из них заложил основы управленческой науки и затрагивает разные аспекты управления организациями. Это подход с позиции выделения так называемых школ в управлении фактически заключает в себе четыре разных подхода, которые легли в основу этих школ. Это школа научного управления, административная или классическая школа, школа человеческих отношений или поведенческая школа, количественная школа управления.
Процессный подход рассматривает
управление как непрерывную
В рамках системного подхода внимание концентрируется на целостности организации и управленческого процесса, на неразрывной связи организации с ее средой, на достижении организацией многочисленных целей в условиях меняющейся внешней среды.
Порядок перечисления указанных
подходов и школ управления приблизительно
соответствует историческому
На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась административная модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:
Все
вышеуказанные принципы построения
организации справедливы и для
настоящего времени, несмотря на то, что
достижения НТП наложили на них определенный
отпечаток. Так, широкое использование
в практической деятельности электронно-вычислительной
техники упростило связи между
органами (звеньями) управления в организации
за счет ускорения обработки
История возникновения современного менеджмента
Стадии |
Содержание методов управления |
Характеристика и критерии управления |
Пионерная 1820-1890 гг. |
Традиционные методы управления, личные способности предпринимателя |
Предприниматель управляет сам лично, не нанимая менеджеров, все зависит от личной инициативы и деловых качеств предпринимателя, нарастает потребность систематизации опыта управления, обучения профессии менеджера |
Организационная, начало ХХ в. |
Научный подход к организации управления, администрирование |
Возникновение
научной организации |
Интеграционная, начиная с 30-х гг. ХХ в. |
Поведенческие
подходы к организации |
Параллельно с лавинообразным развитием техники открывается значение человека. Предприятие существует для человека как покупателя, так и для человека как партнера в производственной и предпринимательской деятельности |
Заключение
Управление как исторический процесс развивалось с того момента, когда появилась необходимость регулировать совместную деятельность коллективов людей.
Сложились в основном 5 направлений: школа научного управления, школа административного управления, школа с позиции человеческих отношений и психологии человека, школа с позиции поведения человека в производстве, количественный подход
"Школа научного управления"
может рассматриваться как
Сущность предложенной системы основывается на следующих четырех положениях:
На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась административная модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:
Список использованной литературы
1.Агеев А. И. История науки управления. - М.: Эконом, 2010.
2. Аникин Б. А. Высший
менеджмент для руководителя: Учебное
пособие. М., 2006.
3. Брасс А.А. Основы менеджмента: Учебное
пособие. - Мн.: Экономика, 2009.
4.Бодди Д., Пэйтон
Р. Основы менеджмента / Пер.
с англ. / Под. Ред. Ю.Н. Капруревского
– СПб.: Изд-во «Питер» 1999. –
816 с. (Серия «Теория и практика
менеджмента»)
5. Виханский О.С, Наумов А. И. Менеджмент:
Учебник 4-е изд, перераб. и доп. М., 2006.
6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент:
человек, стратегия, организация, процесс:
учебник. - 2-е изд. - М.: "Фирма Гардарика",
2004.
7. Гапоненко А. Л. Теория управления: Учебник
М., 2004.
8. Герчикова И. Н. Менеджмент. Учебник.
Третье издание. - М.: ЮНИТИ, 2009.
9. Друкер П. Ф. Энциклопедия менеджмента:
Пер. с англ. М., 2004.
10. Дункан Дж.У. Основополагающие идеи
в менеджменте: Уроки основоположников
менеджмента и управленческой практики:
Пер. с англ. - М.: Дело, 2007.
11. Игнатьева А. В., Максимцов М. М. Исследование
систем управления: Учеб. пособие для вузов.
М., 2008.
12. Любимова Н. Г. Менеджмент - путь к успеху.
- М.: Наука, 2010.
13.
14. Мартынов С. Д. Профессионалы в управлении.
- М.: Норма, 2005.
15. Поршнева А. Г., Румянцевой 3. П., Саломатина
Н. А.. Управление организацией : Учебник-
2-е изд., перераб. и доп. М. 2000.
16. Райченко А. В. Общий менеджмент: Учебник.
М. 2006.