Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 14:57, контрольная работа
Управление персоналом - это совокупность логически связанных действий, направленных на оптимизацию трудовых ресурсов предприятия (персонала) в аспекте их деятельности, качественных и количественных характеристик, с целью рационального достижения поставленных перед организацией целей. Оно осуществляется через определенный механизм. Этот механизм состоит из элементов управления.
Элементами управления являются: объекты управления, его субъекты, структура, методы и процедуры управления.
Введение 3
1. Система управления персоналом 4
2. Основные методы управления персоналом 6
Заключение 14
Список литературы 15
МИНИСТЕРСТВО ОРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное
государственное бюджетное
РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-
(РГТЭУ)
ОМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Регистрационный номер_________________
на тему: Методы управления персоналом
Вариант№___
По дисциплине Управление персоналом___
Студенки Ильиной Кристины Викторовны____________________
______4______курса_______
По специальности__Менеджмент организации
(шифр, название)
Номер зачётной книжки__10-09______
Рецензент: Шутина О.В.__________________________
(Ф.И.О.,учёная степень,учёное звание,место работы,должность)
__________________
(подпись)
2013г.
Содержание
Введение 3
1. Система управления персоналом 4
2. Основные методы управления персоналом 6
Заключение 14
Список литературы 15
Персонал (кадры) - весь штатный состав работников организации, выполняющих различные производственно-хозяйственные функции. В настоящее время целесообразно рассматривать персонал как основное богатство любой организации. Это важнейший потенциал хозяйственной системы. От его качества и полноты реализации зависит в значительной степени успех в достижении поставленных перед организацией целей. Умелое управление персоналом должно быть направлено на максимально возможную реализацию персонала как потенциала.
Управление персоналом - это совокупность логически связанных действий, направленных на оптимизацию трудовых ресурсов предприятия (персонала) в аспекте их деятельности, качественных и количественных характеристик, с целью рационального достижения поставленных перед организацией целей. Оно осуществляется через определенный механизм. Этот механизм состоит из элементов управления.
Элементами управления являются: объекты управления, его субъекты, структура, методы и процедуры управления.
Совокупность процессов, осуществляемых в рамках механизма управления персоналом, является системой управления персоналом [1, 99].
Система управления персоналом - это подсистема управления организацией в целом. Поэтому она имеет свою внешнюю и внутреннюю среду. К внешней среде можно отнести подсистемы управления производством, финансами, снабжением и т. д. Внутреннюю среду образуют элементы самой системы управления персоналом, названные выше. Ее деятельность зависит от внешней среды. Поэтому она является открытой системой [1, 99].
В системе управления персоналом можно выделить две подсистемы: тактическую и стратегическую [1, 99].
Тактическая подсистема направлена на формирование структуры персонала; его набор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации; организацию распределения, перемещения, продвижения, увольнения работников; оценку деятельности конкретных работников и разработку рекомендаций по их использованию; текущий учет и планирование потребностей в персонале в рамках года, на основе анализа его состояния.
Стратегическая подсистема ориентирована на разработку структуры персонала, кадровой политики на основе анализа структуры персонала, эффективности использования рабочего времени, прогнозов развития производства, занятости и т.п. [1, 99]
Следует иметь в виду, что всегда существуют формальная и неформальная системы управления. Формальная представлена выше. Неформальная основывается на неофициальных межличностных отношениях. Только в идеальном случае эти системы совпадают. На практике следует стремиться к максимально возможному сближению этих систем. Это одна из задач, стоящих перед управляющим персоналом [1, 99].
Функции управления персоналом
реализуются с помощью
Организационные методы представляют собой установление и регулирование определенных связей и отношений между должностями персонала и элементами его управления. Эти методы носят пассивный характер. Они обеспечивают функционирование и развитие персонала, упорядочивают управление и представляют собой его базу. Они являются первичными по отношению к другим методам [1, 100].
Административные методы - это управление и регулирование деятельности персонала на основе приказов, распоряжений, конкретных заданий исполнителям. При этом последним предоставляется минимальная самостоятельность в процессе выполнения порученной работы. Эти методы могут сопровождаться поощрениями и санкциями за успешную или неуспешную работу [1, 100].
Принципиальная особенность данных методов — субъективность. Они поощряют исполнительность, а не инициативу. Их эффективность в значительной степени зависит от руководителей и почти не зависит от исполнителей [1, 100].
Экономические методы представляют собой косвенное воздействие на объект управления (персонал). Их сущность в том, что исполнителям устанавливаются цели, ограничения и общая линия поведения. Своевременность и качество выполнения заданий поощряется материальными вознаграждениями за счет получаемой: экономии или дополнительной прибыли. Размер вознаграждений напрямую должен зависеть от достигаемого результата [4, 127].
Эти методы имеют свои недостатки. Например, они малоэффективны для людей интеллектуальных профессий в тех случаях, где требуется слишком длительный период для получения результата, в случаях выполнения стратегической деятельности [4, 127].
Социально-психологические методы предполагают побуждение работников к эффективной деятельности и через психологическое моральное и социальное воздействие. Они нацелены на формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, развитие благожелательных отношений между членами персонала. С другой стороны, они необходимы для раскрытия личного потенциала способностей каждого работника. Основная цель этой группы методов – самореализация всех членов коллектива предприятия [4, 127].
Каждый из перечисленных
методов может оказываться
Метод управления - это способ
воздействия субъекта управления на
объект по практическому осуществлению
стратегических и тактических целей
системы управления. Система управления представляет собой
совокупность внешней среды и внутренней
структуры, состоящей из целевой, обеспечивающей,
управляемой и управляющей подсистем.
Целью системы управления является достижение конкурентоспособнос
Для достижения конечной цели субъект управления должен с одинаково высоким уровнем качества выполнять все функции управления, начиная со стратегического анализа и кончая регулированием [5, 140].
Эти функции должны выполняться с применением научных подходов и наиболее подходящих для данной ситуации методов управления [5, 140].
В настоящее время в научной литературе раскрываются и применяются на практике три группы методов управления: административные (организационные или организационно - распорядительные), экономические и социально - психологические. Эти группы методов управления чаще всего рассматриваются как альтернативные. Между тем общепринятая классификация методов управления не в полной мере отражает их сущность. Например, любой нормативный акт как атрибут административного метода управления, кроме решения административно - правовых вопросов находит ответы и на социально - экономические задачи, а реализация нормативного акта требует применения знаний в области психологии. Или результаты экономического управления чаще всего отражаются или фиксируются в нормативных (административных) документах. Экономические вопросы неправомерно рассматривать в отрыве от социальных и, наоборот, социальные - в отрыве от экономических и правовых [5, 140].
Методы управления – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством.
Административные методы.
Способы административного воздействия:
Административные методы управления могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие [5, 141].
Таблица 1
Позитивное и негативное воздействие административных
методов управления
Позитивное воздействие |
Негативное воздействие |
1. Рост уровня регламентации управления (организационное воздействие): 1.1. Наличие хорошо проработанного устава учреждения со свободным доступом к нему работников 1.2. Разработка четких правил внутреннего трудового распорядка и работа с персоналом в соответствии с ГК и КЗоТ РФ 1.3. Наличие четкой организации и штатных структур, их ежегодная корректировка в связи с изменениями условий деятельности 1.4. Наличие четких должностных инструкций с определением функциональных особенностей работника и нормированием труда 1.5. Развитие контрактной системы организации и оплаты труда |
1. Неэффективное организационное воздействие на персонал: 1.1. Типовой устав учреждения 1.2. Использование типовых или устаревших правил внутреннего трудового распорядка, работа с персоналом с нарушением КЗоТ и ГК 1.3. Отсутствие или использование устаревшей организационной структуры 1.4. Отсутствие должностных инструкций, ориентация на устные указания руководства, использование устаревших инструкций 1.5. Отсутствие или ликвидация контрактной системы организации и оплаты труда |
2. Эффективные виды распорядительных воздействий: 2.1. Четкие приказы с указанием состояния вопроса, мероприятий, ресурсов, сроков и ответственных 2.2. Четкие устные указания руководства на всех уровнях управления 2.3. Применение системы контроля качества, выполняемой работы |
2. Неэффективные виды распорядительных воздействий: 2.1. Расплывчатые или противоречивые приказы с констатацией состояния вопроса и без указания четких мероприятий 2.2. Нечеткие и противоречивые устные указания руководства 2.3. Отсутствие системы контроля качества или ее низкая эффективность |
3. Баланс между административными методами наказания и поощрения: 3.1. Сокращение текучести персонала, анализ причин увольнения и разработка мер по их устранению 3.2. Эффективное применение методов административного поощрения сотрудников за достигнутые результаты (повышение по должности, увеличение оплаты труда, направление на стажировку) 3.3. Использование японского правила: упущения записываются, достижения поощряются |
3. Дисбаланс между административными методами наказания и поощрения: 3.1. Рост текучести персонала, отсутствие анализа причин увольнения 3.2. Отсутствие связи административного поощрения с достигнутыми сотрудником результатами (объявление выговора, а затем повышение в должности) 3.3. Отсутствие четких правил наказания и поощрения |