Основные методы выработки управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение основных методов выработки управленческих решений.
Для достижения поставленной цели, в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, сущность и классификация управленческого решения;
- изучить модели разработки и принятия управленческих решений;
- определить механизм принятия управленческих решений;
- исследовать процесс выработки управленческих решений;
- определить методы выработки управленческих решений;
- рассмотреть применение научных подходов в разработке управленческого решения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ…………………………….5
1.1. Понятие, сущность и классификация управленческого решения.5
1.2. Модели разработки и принятия управленческих решений……10
1.3. Механизм принятия управленческих решений…………………14
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ВЫРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ………………………………………………………………..20
1.4. Процесс выработки управленческих решений…………………20
1.5. Методы выработки управленческих решений………………….25
1.6. Применение научных подходов в разработке управленческого решения…………………………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………40
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..43

Файлы: 1 файл

Основные методы выработки у р.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

Нормативный подход

Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам:

а) целевой подсистемы (показатели качества и ресурсоемкости товара, параметры рынка, показатели организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды);

б) функциональной подсистемы (нормативы качества планов, организованности системы менеджмента, качества учета и контроля, нормативы стимулирования качественного труда);

в) обеспечивающей подсистемы (нормативы обеспеченности работников и подразделений всем необходимым для нормальной работы, выполнения стоящих перед ними целей и задач, нормативы эффективности использования различных видов ресурсов в целом по фирме). Эти нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности, перспективности (во времени и по масштабу применения).

Нормативами функционирования элементов внешней среды фирма не управляет, но она должна иметь банк этих нормативов, строго соблюдать (особенно правовые и экологические нормативы) и принимать участие в развитии системы нормативов внешней среды фирмы. Чем больше обоснованных нормативов по каждому элементу системы менеджмента, тем выше будет ее организованность, уровень автоматизации планирования, учета и контроля на всех уровнях управления.

Количественный подход

Сущность количественного подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических, статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и др. Управлять можно цифрами, а не словами.

Административный подход

Сущность административного подхода заключается в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, положения и т.п.).

Поведенческий подход

Целью поведенческого подхода является оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, творческих способностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению фирмой. Основной целью этого подхода является повышение эффективности фирмы за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и фирмы в целом.

Ситуационный подход

Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов, как в самой фирме, так и во внешней среде, не существует единого лучшего способа управлять объектом. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней.

Перечисленные подходы рекомендуется применять при решении любой задачи, возникающей при функционировании или развитии системы менеджмента, по стадиям жизненного цикла объекта, при стратегическом, тактическом или оперативном управлении.[24]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Решение - это выбор альтернативы. Необходимость принятия решений объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности, возникает на всех этапах процесса управления и составляет часть любой функции менеджмента.

Основной принцип управления – единоначалие. Суть его в том, что власть, право решения, ответственность и возможности контролировать процессы и отношения в организации предоставляются только одному должностному лицу. Соответственно руководитель – лицо персонифицирующее ответственность, власть и право контроля. Отношения единоначалия во многом формируют иерархическую пирамиду организации.

Принятие решений (управленческих) в организациях имеет ряд отличий от выбора отдельного человека, так как является не индивидуальным, а групповым процессом.

На характер принимаемых решений огромное влияние оказывает степень полноты и достоверной информации, которой располагает менеджер. В зависимости от этого решения могут приниматься в условиях определенности (детерминированные решения) и риска или неопределенности (вероятностные решения).

Комплексный характер проблем современного менеджмента требует комплексного, всестороннего их анализа, т.е. участия группы менеджеров и специалистов, что приводит к расширению коллегиальных форм принятия решений.

Принятие решения – не одномоментный акт, а результат процесса, имеющего определенную продолжительность и структуру. Процесс принятия решений – циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализации.

Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения: принятие решения; реализация решения.

На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.

На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.

На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.

Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые, хотя и экономят время, но содержит в себе вероятность ошибок и неопределенность.

Принятие решений является самым важным делом в работе менед­жера. Поэтому учиться принимать решения нужно еще в процессе обу­чения, а не тогда, когда от руководителя уже зависит судьба предприятия. К тому сейчас можно учиться не только на собственных ошибках, но и на опыте других людей и организаций. Принимая решение, нужно осознавать, что руководитель распоряжается не только своей судьбой, но и судьбами работающих у него людей.

История знает много случаев, когда принятие ответственного решения в критический момент спасало фирму от разорения. Но с другой стороны, принятие неверного решения может иметь самые плачевные последствия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Ансофор И. Стратегическое управление./ Ансофор И. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 617 с.

2.      Виханский О.С. Менеджмент: Учебник 3-е издание./ Виханский О.С., Наумов А.И.  – М.: Экономист, 2003. – 450 с.

3.      Гончаров А.В. Менеджмент / Гончаров А.В.// Менеджер. – 2004, №4. – С. 90-91

4.      Егоршин А.П. Основы менеджмента./Егоршин А.П. - Нижний Новгород. 2003. – 394 с.

5.      Задорский В.И. Менеджмент. Теоретический курс./ Задорский В.И. - М., 2002. – 512 с.

6.      Климов  М.Д. Психология профессионала./ Климов  М.Д.  – М., 2000. – 176 с.

7.      Литвинцева Н.А. Управленческие решения: методология/ Литвинцева Н.А.  – М., 2002. – 358 с.

8.      Магура М. Основы менеджмента./ Магура М. - М.: Интел-Синтез, 2001. – 290 с.

9.      Мерсер Д. Управление в самой преуспевающей корпорации мира./ Мерсер Д.  - М., 2001. – 562 с.

10. Моисеева Н.К. Стратегическое управление предприятием./ Моисеева Н.К.  - М., 2003. – 344 с.

11. Обер-Крис Дж. Управление предприятием./ Обер-Крис Дж.  - М., 2003. – 238 с.

12. Питерс Т.  В поисках эффективного управления./ Питерс Т., Утерман Р.В.  - М., 2000. – 782 с.

13. Савельев С. И. Современный менеджмент. Принципы и правила./ Савельев С. И.  - М. 2006. – 670 с.

14. Торшина К. Менеджмент/Торшина К.// Управление   персоналом. – 2000,  №12. – С. 56-57

15. Шекшня С.В. Современный менеджер/ Шекшня С.В.  – М., 2005. – 710 с.

 

 

 

 

 

 

43

 



[1] Савельев С. И. Современный менеджмент. Принципы и правила./ Савельев С. И.  - М. 2006. – 670 с.

[2] Гончаров А.В. Менеджмент / Гончаров А.В.// Менеджер. – 2004, №4. – С. 90-91

[3] Торшина К. Менеджмент/Торшина К.// Управление   персоналом. – 2000,  №12. – С. 56-57

[4] Егоршин А.П. Основы менеджмента./Егоршин А.П. - Нижний Новгород. 2003. – 394 с.

[5] Ансофор И. Стратегическое управление./ Ансофор И. – М. 2000. – 617 с.

[6] Магура М. Основы менеджмента./ Магура М. - М.: Интел-Синтез, 2001. – 290 с.

[7] Обер-Крис Дж. Управление предприятием./ Обер-Крис Дж.  - М., 2003. – 238 с.

[8] Обер-Крис Дж. Управление предприятием./ Обер-Крис Дж.  - М., 2003. – 238 с.

[9] Питерс Т.  В поисках эффективного управления./ Питерс Т., Утерман Р.В.  - М., 2000. – 782 с.

[10] Шекшня С.В. Современный менеджер/ Шекшня С.В.  – М., 2005. – 710 с.

[11] Шекшня С.В. Современный менеджер/ Шекшня С.В.  – М., 2005. – 710 с.

[12] Виханский О.С. Менеджмент: Учебник 3-е издание./ Виханский О.С., Наумов А.И.  – М.: Экономист, 2003. – 450 с.

[13] Виханский О.С. Менеджмент: Учебник 3-е издание./ Виханский О.С., Наумов А.И.  – М.: Экономист, 2003. – 450 с.

[14] Задорский В.И. Менеджмент. Теоретический курс./ Задорский В.И. - М., 2002. – 512 с.

[15] Задорский В.И. Менеджмент. Теоретический курс./ Задорский В.И. - М., 2002. – 512 с.

 

[16] Климов  М.Д. Психология профессионала./ Климов  М.Д.  – М., 2000. – 176 с.

[17] Климов  М.Д. Психология профессионала./ Климов  М.Д.  – М., 2000. – 176 с.

 

[18] Шекшня С.В. Современный менеджер/ Шекшня С.В.  – М., 2005. – 710 с.

 

[19] Шекшня С.В. Современный менеджер/ Шекшня С.В.  – М., 2005. – 710 с.

 

[20] Моисеева Н.К. Стратегическое управление предприятием./ Моисеева Н.К.  - М., 2003. – 344 с.

[21] Мерсер Д. Управление в самой преуспевающей корпорации мира./ Мерсер Д.  - М., 2001. – 562 с.

[22] Литвинцева Н.А. Управленческие решения: методология/ Литвинцева Н.А.  – М., 2002. – 358 с.

[23] Литвинцева Н.А. Управленческие решения: методология/ Литвинцева Н.А.  – М., 2002. – 358 с.

[24] Литвинцева Н.А. Управленческие решения: методология/ Литвинцева Н.А.  – М., 2002. – 358 с.

 


Информация о работе Основные методы выработки управленческих решений