Основные научные школы в истории менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Наша жизнь постоянно развивается, предъявляя все новые и новые требования. С переходом страны на рыночную экономику стало необходимо уметь самостоятельно решать деловые вопросы, а это невозможно без знаний, умений, инициативы. Необходимо овладеть навыками использования экономических знаний на практике, формировать новое экономическое мышление.И одну из ключевых ролей в этом играет менеджмент – управление в условиях рынка. Сегодня знание его основ является неотъемлемой частью каждого делового человека, ведьуспех любой организации или предприятия определяется наличием грамотного управления

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ ИСОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ УПРАВЛЕНИЯ…………………………………… 5
1.1 Школа научного управления………………………………………... 5
1.2 Классическая (административная) школа в управлении………….. 9
1.3 Школа психологических или человеческих отношений…………... 11
1.4 Школа науки управления (количественная школа)………………... 15
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………….. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….. 26

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 79.36 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки РФ 
Федеральное государственное бюджетное 
образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 
«Иркутский Государственный Университет» 
(ФГБОУ ВПО «ИГУ») 
Кафедра коммерции и маркетинга

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Менеджмент»

на тему «Основные научные школы в истории менеджмента»

 

 

 

Выполнила: 
студентка группы 11225 
Самсонова И.А.

Проверила: 
доцент  
Горбачевская Л.И.

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3

ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ,  ФОРМИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ УПРАВЛЕНИЯ…………………………………… 5

1.1 Школа научного управления………………………………………...  5

1.2 Классическая (административная) школа в управлении………….. 9

1.3 Школа психологических  или человеческих отношений…………... 11

1.4 Школа науки управления (количественная школа)………………... 15

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………….. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..  26

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Наша жизнь постоянно развивается, предъявляя все новые и новые требования. С переходом страны на рыночную экономику стало необходимо уметь самостоятельно решать деловые вопросы, а это невозможно без знаний, умений, инициативы. Необходимо овладеть навыками использования экономических знаний на практике, формировать новое экономическое мышление. И одну из ключевых ролей в этом играет  менеджмент – управление в условиях рынка. Сегодня знание его основ является неотъемлемой частью каждого делового человека, ведь  успех любой организации или предприятия определяется наличием грамотного управления. Менеджмент – это самостоятельная область знаний, требующая глубокого и вдумчивого освоения. Для правильного понимания менеджмента необходимо быть ознакомленным не только с теорией и практикой менеджмента, но и с его историей.

Актуальность выбранной мной темы заключается в следующем: любая наука базируется на использовании исторического опыта, изучение которого позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития. Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение и анализ основных научных школ менеджмента, а так же рассмотрение возможности применения принципов научных школ в современной организации на примере организации.

В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:

  1. Рассмотреть возникновение и формирование основных школ управления.
  2. Выделить основные концепции и идеи каждой из школ.
  3. Проанализировать вклад каждой школы в развитие менеджмента.
  4. Показать применение принципов научных школ на примере современной организации.

 

ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ,  ФОРМИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ УПРАВЛЕНИЯ

Четыре четко разграниченные школы менеджмента появились в первой половине XX века. Если перечислить их в порядке возникновения, то это школа научной организации управления, школа административного управления, школа человеческих отношений и бихевиористская школа и школа науки управления. Все основатели и сторонники этих направлений полагали, что им удалось найти способ повышения эффективности достижения организационных целей. Но более поздние исследования и попытки применить теоретические выводы этих школ на практике показали, что многие из них были в лучшем случае частично верными при наличии определенных условий. И все же они внесли в развитие менеджмента как науки серьезный вклад.

Рис. 1.1. Временной период

    1. Школа научного управления

Школа научного управления (1885-1920) связана с работами Ф. Тейлора, Ф. и Л. Гилберта и Г. Гантта. Разработки Ф. Тейлора до сих пор используются на многих предприятиях. Создатели школы считали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда. Первой фазой методологии были анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Так, Гилберты изучали операции, используя кинокамеру в сочетании с микрохронометром, фиксировавшим интервалы до 1/200 с, чтобы определить время, необходимое на конкретное движение при выполнении работы.

Тейлор внимательно, с секундомером в руках, изучал простейшие трудовые процессы - работу землекопов, погрузку металла в вагоны, кладку кирпича - и пришел к выводу, что "научное управление не что иное, как некое средство, экономящее труд", что взамен традиционных практических методов работы необходимо научное исследование каждого отдельного элемента производственного процесса и особое внимание следует уделить отбору рабочих на основе научно разработанных критериев, их тренировке и обучению. Каждому рабочему следует поручать выполнение наиболее сложной работы, которую он может выполнять в соответствии с его умением и физическими данными, и важно, чтобы его выработка достигла уровня лучшего рабочего того же разряда.

Деньги могут быть решающим фактором воздействия на трудовое поведение большинства рабочих, и самым квалифицированным из них следует выплачивать надбавку от 30 до 100% по сравнению со средним заработком. "Награда, - говорил он, - для того, чтобы она оказывала надлежащий эффект, должна следовать очень быстро за выполнением самой работы".

Тейлор впервые применил хронометраж для определения временных характеристик отдельных трудовых операций, нормы выработки и уделял большое внимание сотрудничеству между администрацией и рабочими. Фундаментальное здание научного управления Тейлор построил на четырех основах: нормировании (любой трудовой процесс можно и необходимо пооперационно измерить и расценить), сроках выполнения задания (вознаграждение следует выплачивать, если работа выполнена в четко определенный срок), изучении умственных и физиологических возможностей исполнителей, их отборе и обучении и, наконец, справедливом вознаграждении за конечный результат, достигнутый исполнителем. Отделив планирование и контроль выполнения работы от ее исполнения, Тейлор активно пропагандировал специализацию труда, что наряду со стандартизацией и применением сдельной оплаты труда привело к значительному повышению эффективности промышленного производства.

Характерным для школы научного управления было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась возможность перерывов в производстве, в том числе и для отдыха. Количество времени, выделяемое на выполнение определенных заданий, было реалистичным, что давало руководству возможность устанавливать нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал эти нормы. При этом люди, которые производили больше, вознаграждались больше. Авторы теоретических разработок также признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой работе. Подчеркивалось большое значение обучения. Работа по управлению - это определенная специальность, и организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего (при старой системе рабочие сами планировали свою работу). В результате управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. При этом представители школы занимались проблемами повышения эффективности труда на уровне ниже управленческого.

Итак, Ф. Тейлор выделил четыре группы управленческих функций: выбор цели, выбор средств, подготовка средств, контроль результатов. Ф. Тейлор предложил строгую научную систему знаний о законах рациональной организации труда, составными элементами которой являются: математический способ исчисления себестоимости, дифференцированная система оплаты труда, метод изучения времени и движений (хронометраж), способ расчленения и рационализации трудовых приемов, инструкционные карточки и многое другое, что позднее вошло в так называемый механизм научного менеджмента. Как указывалось ранее, первой фазой методологии научного управления является анализ содержания работы и определение ее основных операций. Затем на основе полученной информации рабочие операции изменяются с целью устранения лишних, непродуманных движений и разрабатываются стандартные приемы их выполнения. При этом предусматривается, что количество времени, выделяемое на выполнение определенных заданий должно быть реальным и учитывать возможность небольшого отдыха и перерывов в работе. Ф. Тейлор пришел к выводу, что главная причина низкой производительности труда кроется в несовершенстве системы стимулирования рабочих.

Система научной организации труда Ф. Тейлора была построена на пяти основных принципах:

1. Научный отбор рабочего. Эффективность требовала подбора к каждому виду работы соответствующего рабочего, который имел для этого какие-то особые способности. Для проверки способностей работников выполнять определенные виды деятельности разрабатывались различные тесты. Так, Ф. Тейлор разработал тест на скоростную реакцию для инспекторов по контролю качества.

2.Научное изучение и  обучение рабочего. Научное изучение затрат времени, движений, усилий должно развиваться, чтобы тренировать и обучать рабочего для достижения максимальной эффективности.

3.Специализация работы. Производство было разделено на составные части, и все рабочие стали специалистами в своих видах работ.

4.Важность побудительных  мотивов заработной платы. Рабочие получают оплату за то, что они сделали, и премируются, если они превысили установленную норму.

5.Справедливое распределение ответственности между рабочими и управляющими. Самое эффективное использование персонала и ресурсов требует дружеской кооперации между трудом и управлением.

1.2 Классическая (административная) школа в управлении

Классическая или административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления. В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто классическую школу называют административной.

Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием.

В работе «Общее и промышленное управление» Файоль очертил сферу деятельности администрации, которую можно представить в виде шести направлений:

  1. техническая (технологическая) деятельность;
  2. коммерческая деятельность (закупка, продажа, обмен);
  3. финансовая деятельность (поиски капитала и эффективное его использование);
  4. защитная деятельность (защита собственности и личности);
  5. бухгалтерская деятельность (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки, статистика);
  6. администрирование (воздействует только на личный состав, не оказывая непосредственного влияния ни на материалы, ни на механизмы).

Основный функцией управления, его наиболее важной частью Файоль полагал администрирование. Им была создана «административная наука», которая основывалась на 14 положениях-принципах:

  1. Разделение труда. Цель труда – выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые направлены внимание и усилия.
  2. Полномочия и ответственность. Ответственность есть составляющая противоположность полномочия. Где даются полномочия, там возникает ответственность.
  3. Дисциплина. Предполагает послушание, уважение к достигнутым соглашениям, справедливо предполагаемые санкции и т.д.
  4. Единоначалие. Работник должен получать приказ только от одного непосредственного начальника.
  5. Единство направлений. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.
  6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба.
  7. Вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.
  8. Централизация. Возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты.
  9. Скалярная цепь – это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение, до руководителя низового звена. Ошибкой является как отказ, так и поддержка этой иерархии, наносящей ущерб интересам бизнеса.
  10. Порядок. Место для всего и все на своем месте.
  11. Справедливость. Это сочетание доброты и правосудия.
  12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно, предпочтительнее, чем, выдающийся, талантливый менеджер, который быстро меняет место.
  13. Инициатива. Она придает организации силу и энергию.
  14. Корпоративный дух. Союз – это сила, которая является результатом гармонии персонала и руководства фирмы.

Информация о работе Основные научные школы в истории менеджмента