Основные подходы к исследованию систем управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 19:35, реферат

Описание работы

Исследование систем управления – научное изучение профессиональными исследователями или менеджерами соответствующего предмета систем управления (как совокупности взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду) с целью определения законов и закономерностей управления, совершенствования и развития познаваемых систем, получения и применения новых знаний в теории и практике.

Содержание работы

Введение. 2
Глава 1. Методологические подходы к исследованию систем управления: Диалектический, процессный, ситуационный. 5
1.1. Диалектический подход к исследованию, основные положения. 5
1.2. Процессный подход к исследованию, сущность и технология. 7
1.3. Ситуационный подход к исследованию, сущность и случаи использования 9
Глава 2. Функциональный, рефлексивный и системный подход к исследованию система управления. 13
2.1. Функциональный подход к исследованию, сущность и использование. 13
2.2. Рефлексивный подход к исследованию.. 14
2.3. Системный подход к исследованию, его сущность. 21
2.4. Интегративно-конвергенциальный характер системного подхода. 27
Заключение. 30
Список литературы.. 33

Файлы: 1 файл

2. реф.!.docx

— 78.52 Кб (Скачать файл)

Основные подходы к  исследованию систем управления - Менеджмент - реферат

ОГЛАВЛЕНИЕ 

 

Введение. 2

Глава 1. Методологические подходы  к исследованию систем управления: Диалектический, процессный, ситуационный. 5

1.1. Диалектический  подход к исследованию, основные положения. 5

1.2. Процессный  подход к исследованию, сущность и технология. 7

1.3. Ситуационный  подход к исследованию, сущность и случаи  использования 9

Глава 2. Функциональный, рефлексивный и системный подход к исследованию система  управления. 13

2.1. Функциональный  подход к исследованию, сущность и использование. 13

2.2. Рефлексивный  подход к исследованию.. 14

2.3. Системный  подход к исследованию, его сущность. 21

2.4. Интегративно-конвергенциальный  характер системного  подхода. 27

Заключение. 30

Список  литературы.. 33 

 

 
Введение

Исследование  систем управления –  научное изучение профессиональными  исследователями  или менеджерами  соответствующего предмета систем управления (как  совокупности взаимосвязанных  элементов и подсистем  управления, взаимодействующих  между собой и  участвующих в  процессе воздействия  на объекты управления и внешнюю среду) с целью определения  законов и закономерностей  управления, совершенствования  и развития познаваемых  систем, получения  и применения новых  знаний в теории и  практике.

Методология, позволяет определить цели. Она также  находит свое воплощение в формулировании исходных гипотез, выборе подхода, принципов  и методов исследования.

По содержанию различают методологии:

- агностицизма, предполагающего  невозможность познания  реальной действительности;

- дуализма, построенного на  предположении наличия  в явлении двух  сущностей;

- материализма, в основе которого  находится материалистическое  понимание всех  явлений;

- позитивизма,  исходные положения  которого сводятся, в основном, только  к изучению объекта  с точки зрения  его полезности  и оценке этой  полезности;

- теологизма, в основе которого  вера в Бога (т.е.  в высшее существо), абсолютную идею  и т.п.;

- экзистенциализма, основывающегося  на априорном преувеличении  фактических данных.

Использование любой методологии  определяет применение того или иного  подхода к исследованию, обусловливающего установление определенного вида зависимостей, связей и отношений в  изучаемом объекте. Исходя из этого среди всех возможных подходов к исследованию объектов можно выделить:

- механистический, основанный на изучении в объекте только причинно-следственных связей;

- метафизический, в котором приоритет  отдается связям  движения в виде  превращения одного  из них в другое  с последующим  возвращением к исходному;

- биологический,  в котором приоритет отдается функциональным связям биологического характера (т.е. таким, как в живых организмах);

- диалектический, основанный на  законах диалектики (закона  единства и борьбы  противоположностей  и др.

Цель  курсовой работы рассмотреть  основные подходы  к исследованию систем управления.

Исходя  из поставленной цели основные задачи, которые  будут решены при  написании работы следующие:

1. Диалектический  подход к исследованию, основные положения;

2. Процессный  подход к исследованию, сущность и технология;

3. Ситуационный  подход к исследованию, сущность и случаи  использования;

4. Функциональный  подход к исследованию, сущность и использование;

5. Рефлексивный  подход к исследованию;

6. Системный  подход к исследованию, его сущность. Интегративно-конвергенциальный  характер системного  подхода.

При написании  работы автор использовал  литературы отечественных  авторов таких как Мишин В.М., Игнатьева А.В., Коротков Э.М. и другие.

Курсовая  работа состоит из двух глав. В первой главе мы рассмотрим диалектический, процессный и ситуационный подход к исследованию систем управления. Во второй главе мы рассмотрим функциональный, рефлексивный и системный подход к исследованию систем управления, их сущность и случаи использования. 

 

 
Глава 1. Методологические подходы к исследованию систем управления: Диалектический, процессный, ситуационный 

 

1.1. Диалектический  подход к исследованию, основные положения

Выбор методологического  подхода к исследованию оказывает самое  существенное влияние  на процесс его  проведения и результативность, так как от этого  во многом зависит  направленность всех исследовательских  работ. Большая часть  изучаемых объектов - динамичные, внутренне  взаимосвязанные  объекты, взаимодействующие  с внешней средой, поэтому одним  из наиболее приемлемых подходов их исследования является диалектический.

Данный  подход происходит из сущности диалектики, которая представляет собой учение о  всеобщих связях явлений  и наиболее общих  закономерностях  развития бытия и  мышления. Базовым  законом этого  учения выступает  закон единства и  борьбы противоположностей, а основополагающим принципом - принцип  всеобщих связей явлений. Это значит, что  для изучения какого-либо предмета необходимо рассмотреть все  его стороны и  связи. При этом развитие, как общий процесс, проходит периодически повторяющиеся ступени, но каждый раз на более высоком  уровне и все это  осуществляется по спирали. [1]

Спиралеобразное движение обеспечивает постоянное накопление знаний и достижение с течением времени новых уровней развития. Помимо закона единства и борьбы противоположностей диалектики в ходе познания следует руководствоваться такими законами, как переход количества в качество, отрицание отрицания, реализуя при исследовании принципы восхождения от абстрактного к конкретному, единства анализа и синтеза, логического и исторического, выявления в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия.

Рассматриваемый подход предопределяет необходимость использования  соответствующих  принципов:

- непрерывного  движения и развития  всех явлений;

- научности,  требующий использования всего нового и прогрессивного и обеспечивающий предвидение явлений, возможность использования результатов исследований;

- взаимодействия, предполагающего  использование разнообразных  связей, многовариантности,  и целостности  отображения и  исследования явлений;

- объективности  и достоверности;

- противоречивости;

- преемственности;

- относительности;

- исторической  определенности.

Диалектический  подход к исследованию определяет практика, которая является:

1) основным  методологическим  инструментом исследования;

2) движущей  силой исследования, так как определяет  то, что может быть  для нее актуальным;

3) важнейшим  потребителем результатов  исследования;

4) основным  критерием истинности  результатов исследования. Существенную значимость  при использовании  диалектического  подхода приобретают  исторический и  логический методы  познания истины. [2]

Диалектический  подход к исследованию в связи с его  положениями о  постоянстве происходящих изменений, необходимости  замены всего устаревающего  новым является наиболее прогрессивным и  используется в подавляющей  части всех проводимых исследований. По существу, выбор и использование  принципов и методов  диалектического  подхода к исследованию в сочетании с  методологическим инструментарием  других подходов является в современный  период его практической формулой. [3]

Диалектический  подход во многом определил  развитие целого спектра  других подходов, и  в первую очередь  системного. 

 

1.2. Процессный  подход к исследованию, сущность и технология

Процессный  подход (процесс - последовательная смена состояний  в развитии чего-нибудь; развитие какого-либо явления) известен применительно  к управлению в  целом. Он рассматривает  управленческую деятельность как непрерывное  выполнение комплекса  определенных взаимосвязанных  между собой видов  деятельности и общих  функций управления (прогнозирование  и планирование, организация  и т.д.). Причем выполнение каждой работы и общих  функций управления здесь также рассматриваются  в виде процесса, т.е. как совокупность взаимосвязанных  непрерывно выполняемых  действий, преобразующих  некоторые входы  ресурсов, информации и т.п. в соответствующие  выходы, результаты (рис.1).

Часто выход  одного процесса является входом для другого, а сам процесс  управления определяется суммой всех связанно выполняемых функций. В рамках такого подхода  изучение СУ следует  рассматривать как  выполнение исследовательских  работ и общих  управленческих функций  по их реализации (исследовательского управленческого  цикла) в виде процесса - непрерывной серии  взаимосвязанных  действий, т.е. как  работу по достижению целей исследования. При процессном подходе  характерна ориентация на совокупность непрерывно осуществляемых действий по всем исследовательским  работам с их идентификацией и взаимосвязанным  общим управленческим функциям (прогнозированию, планированию, организации  работ, координации, выполнению работ, регулированию, активизации и  стимулированию, учету, контролю и анализу), преобразующих входы  в

 
 


 
выходы и представляет собой процессный подход к исследованию СУ. [4]

Рис.1. Основные составляющие процесса исследования

Технологически  процессный подход к  исследованию осуществляется последовательно, параллельно  и последовательно-параллельно (рис.2), однако наиболее жизнеспособным из названных подходов является последовательно-параллельный.

 

 

Рис.2. Виды процессного подхода  к исследованию: А - последовательный; Б - параллельный; В - последовательно-параллельный

Преимущество  процессного подхода  состоит в следующем:

- непрерывности  взаимосвязанного  проведения исследовательских  работ;

- получении синергетического исследовательского результата;

- более  полном выполнении требований к проведению исследований;

- постоянном  улучшении процессов, основанных на объективных результатах исследования. 

 

1.3. Ситуационный  подход к исследованию, сущность и случаи  использования

В настоящее  время для ряда целей исследования СУ, обусловленных  необходимостью быстротечного  изменения управления, крайне важно оперативно провести работы и  принять обоснованные управленческие решения. Такие цели могут  ставиться по мере возникновения непрогнозируемых проблем управления, требующих быстрого разрешения и связанных, например, с внезапными изменениями на рынках, необходимостью срочного заключения контракта, проведением не в  установленные плановые периоды работ  по реструктуризации СУ и т.п. В условиях конкуренции цена задержки в проведении исследования и принятия последующего решения  по его результатам  даже правильных управленческих решений может  оказаться очень  большой, т.е. необходимо повышать оперативность  проведения исследований СУ. [5]

В этих случаях следует  использовать ситуационный подход к исследование СУ, сущность которого заключается в оперативном изучении сложившейся ситуации и проведении исследовательских работ на основе использования преимущественно типовых процедур исследования и своего рода методов "моментальных фотографий" управленческой деятельности организации и ее отношений с внешней средой. Однако в любом случае тот или иной метод исследования должен определяться конкретной сложившейся ситуацией. [6]

В общем  случае ситуационный подход к исследованию методологически  тесно связан с  аналогичным подходом к управлению, который  сформировался ранее  и внес существенный вклад в теорию управления.

Основная  принципиальная особенность  рассматриваемого подхода - ситуация, т.е. конкретные обстоятельства, которые  оказывают влияние  на СУ в рассматриваемый  момент времени. Изучая сложившуюся ситуацию можно лучше понять как обусловившие ее причины, так и  воздействия, которые  будут в большей  степени способствовать достижению целей  исследования СУ в  конкретных условиях и обстоятельствах.

В реализации ситуационного подхода  важно представление  исследователя о  рассматриваемой  проблеме или задаче и соответствующих  решениях.

В ситуационном подходе, также как  и в системном, должен использоваться процессный подход.

Ситуационный  подход может использоваться в следующих случаях.

1. Если  сравнительно часто  повторяются типовые  ситуации, требующие  проведения однотипных  исследовательских  работ и этапов  изучения СУ, когда  заранее вырабатываются  стандартные исследовательские  процедуры, выводы  и решения. Это  позволяет не тратить  много временных,  трудовых и материальных  ресурсов на разработку  методик и проведение  исследования, достаточно  лишь идентифицировать  реальную исследовательско-управленческую  ситуацию и по  типовой схеме  получить готовые  выводы и рекомендации  по принятию решения.  В настоящее время  это можно оперативно  сделать с помощью  специально разрабатываемых  советующих компьютерных  программ; [7]

2. Когда возникают ситуации, отличающиеся от типовых и не имеющие стандартных готовых исследовательских процедур разрешения. Для данного варианта возможно следующее:

- при отклонение от типовой ситуации, вызванной информационной неопределенностью имеющейся информации, можно использовать специально разрабатываемые советующие компьютерные программы с нечеткой логикой; выполнение таких "советов" позволит сделать исследовательские выводы и принять оптимальное решение, но только с определенной вероятностью;

Информация о работе Основные подходы к исследованию систем управления