Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 15:23, контрольная работа
Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов и методов управления. Менеджмент — это управление, которое является самой важной функцией в разных сферах человеческой деятельности.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФГОУ СПО «Хабаровский Автодорожный техникум»
Контрольная работа по дисциплине:
МЕНЕДЖМЕНТ
2011
Содержание
Основные подходы к управлению
Введение
Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов и методов управления. Менеджмент — это управление, которое является самой важной функцией в разных сферах человеческой деятельности. Менеджмент представляет собой науку о том, как добиться успеха в управлении людьми в организации, как создавать и совершенствовать организации, обеспечивать их развитие в достижении ими поставленных целей наиболее эффективными способами при ограниченных факторах производства.
Менеджеры — это миллионы людей в мире, которые в той или иной степени руководят в различных организациях другими людьми.
Эта работа содержит описание эволюции управленческой мысли; показано, как развивалось управление, прежде чем оно оформилось в систематизированную научную дисциплину и профессию. Существуют подходы, которые помогают руководителям повысить вероятность эффективного достижения целей организации. Каждый из изложенных далее подходов внес заметный вклад в понимание управления.
К настоящему времени известны
четыре важнейших подхода к
выделению научных направлений, которые
внесли существенный вклад в развитие
теории и практики управления:
I. подход с позиций выделения
четырех различных школ. Здесь выделяют
школы научного управления, административного управления,
человеческих отношений и науки о поведении, науки управления
количественных
методов;
II. процессный подход;
III. системный подход;
IV. ситуационный подход.
Приверженцы каждого из этих направлений
полагали в свое время, что им удалось
найти ключ к наиболее эффективному достижению
целей организации.
Однако практика управления показала,
что приемы, которые
оказались успешными в одних ситуациях
и в конкретное время, не всегда успешны
в других. В то же время изучение эволюции
управленческой мысли полезно тем, что
позволяет увидеть и понять логику познания
управленческих отношений.
Управление
в той или иной форме существовало всегда
там, где люди работали группами и, как
правило, в трех сферах человеческого
общества: социальной, экономической,
оборонительной. Прежде чем выделиться
в самостоятельную область знаний, человечество
тысячелетиями по крупицам накапливало
опыт управления. В развитии теории и практики
управления, выделяют несколько исторических
периодов. Первые, самые простые, зачаточные
формы упорядочения и организации совместного
труда существовали на стадии первобытнообщинного
строя. Переход к производящей экономике
и стал точкой отсчета в зарождении управления,
вехой в накоплении людьми определенных
знаний в этой области. Радикальная перестройка управления
национальной экономикой резко обострила
ряд экономических, социальных, правовых,
политических и иных проблем. Современная
экономика характеризуется непрерывными
изменениями организационных структур,
обновлением технологий, стиля и методов
руководства. Успех реформы управления
экономикой во многом зависит от людей,
от принципиальной позиции и конкретных
действий руководителей различных уровней.
В связи с этим, особую актуальность представляет изучение различных подходов к управлению, т. к. позволяет руководителю выбирать из управленческого арсенала те приемы, которые соответствуют сложившимся состояниям. Используя различные подходы, менеджеры могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению организационных целей в конкретной ситуации.
Цель
работы – изучение процессного, системного
и ситуационного подходов к управлению,
а также школ человеческих отношений,
административного, количественного и
научного управления.
В связи с этой целью были поставлены
и решены следующие задачи:
Изучить историческое развитие и сущность
теорий процессного, системного и ситуационного
подходов к управлению и различных школ
управления.
Изучить возможности их применения в
современных условиях.
Основные подходы к управлению
I. Подход с позиции выделения различных школ управления.
1. Школа научного управления (классическая школа).
Возникновение школы связано с именем Ф.Тейлора (1856 - 1915), который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления. В своих работах «Управление циклом» (1903) и «Принципы научного менеджмента» (1911) Ф.Тейлор разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда. Главная заслуга Ф.Тейлора состоит в том, что он разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки кадров и стимулирования труда рабочих. Он предложил строгую научную систему знаний о законах рациональной организации труда, составными элементами которой являются математический способ исчисления себестоимости, дифференцированная система оплаты труда, метод изучения времени и движений и многое другое.
Учение Тейлора нашло
Г.Ганнт (1861 - 1919), рассматривал производство
как замкнутый цикл. Он считал,
что усовершенствовать
Супруги Ф. и Л. Гилберт провели
исследования в области
Т. Эмерсон (1853-1931),в 1900 году издал
книгу «Производительность как
основание для управления и
оплаты труда», а в 1912 г. «Двенадцать
принципов производительности
Генри Форд (1863-1947) основатель американского автомобилестроения, разработал теорию, получившую название «фордизм». Суть ее в том, чтобы высоко оплачивать труд каждого рабочего, обеспечивать хорошее состояние техники, приучать людей уважать окружающих и себя, широко использовать научные знания в организации производства и управления.
Классическая школа один из первых камней в фундаменте мировой управленческой науки. В основе учения этой школы лежат следующие принципы: использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задач; отбор работников, наиболее подходящих для выполнения определенных задач, и их обучение; обеспечение работников необходимыми ресурсами; систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности труда; выделение планирования в функцию управления; становление менеджмента как самостоятельной науки; формирование функций менеджмента.
2. Школа административного управления
Основоположники административной школы занималась изучением роли и функций менеджера. Считалось, что, как только определилась суть работы управляющего, легко можно выявить наиболее эффективные методы руководства. Одним из родоначальников этой идеи был А.Файоль (1841-1925). Он разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые мы до сих пор применяем в управлении организацией: планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль. Американцы называют француза А.Файоля- отцом менеджмента. Суть разработанных им принципов управления сводится к следующему: разделение труда; авторитет и ответственность власти; дисциплина; единство руководства; единство распорядительства; подчинение частного интереса общему; вознаграждение за труд; баланс между централизацией и децентрализацией; координация менеджеров одного уровня; порядок; справедливость; доброта и порядочность; устойчивость персонала; инициатива.
Из других представителей
Таким образом, классическая школа сформулировала принципы управления организацией. Признавая значение человеческого фактора, классическая школа, тем не менее, не ставила своей целью решение задачи эффективной мотивации труда. Этот пробел в определенной мере был учтен последователями школы человеческих отношений.
3. Школа человеческих отношений
В основу школы человеческих отношений положены достижения психологии и социологии. В науке управления произошло перемещение усилий: от выполнения технических задач к отношениям между людьми, т.е. в рамках этого учения предлагалось сосредоточить внимание уже не на задании как таковом, а на работнике («человек главный объект внимания»). Ученые, изучающие поведение человека в трудовом процессе, были заинтересованы в повышении производительности труда не менее, чем любой из «классических» менеджеров. Считалось, что люди живые машины и в основе управления должна лежать забота об отдельном работнике. В этом отношении подлинным реформатором выступил Р.Оуэн, который считал, что фирма много времени тратит на уход за станками и машинами (смазка, ремонт и т.п.) и мало заботится о людях. По мнению Р.Оуэна, вполне разумно тратить такое же время и на «уход» за работниками (живой машиной) и тогда «ремонт» людей не потребуется.
Возникновение школы человеческих отношений непосредственно связано с именем немецкого психолога Г. Мюнстерберга (1863 - 1916), создавшего первую в мире школу промышленных психологов. В своей книге «Психология и промышленная эффективность» он сформулировал основные принципы, в соответствии с которыми следует производить отбор людей на руководящие должности. Он создал великое множество тестов, с помощью которых изучал способности и склонности испытуемых к различным профессиям, должностям, совместимость работников друг с другом, проблемы утомляемости и др.
Большой вклад в развитие
М.Фоллет- проанализировала разные
стили управления и
А. Маслоу в 40 - 60-е годы 20-го столетия разработал несколько теорий мотивации. Он предложил следующую классификацию потребностей личности: физиологические; безопасность существования; социальные (принадлежность к коллективу, общение, внимание к себе, забота о других и пр.); престижные (авторитет, служебный статус, чувство собственного достоинства, самоуважение); самовыражение, полное использование своих возможностей, достижение целей и личный рост.
Не менее популярно и учение Д. Макгрегора (1960). В основе его теории (Х-в и Y-в) лежат следующие характеристики работников:
1) теория Х-ъ средний индивидуум туповат, стремится увильнуть от труда, поэтому его необходимо постоянно принуждать, понукать, контролировать и направлять. Человек такой категории предпочитает, чтобы им руководили, стремится избегать ответственности, беспокоится лишь о собственной безопасности;
2) теория Y-в люди не пассивны от природы. Они стали такими в результате работы в организации. У данной категории работников затраты физического и умственного труда так же естественны и необходимы, как игры на отдыхе. Такой человек не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней. Он не нуждается в контроле со стороны, так как способен сам себя контролировать.
Таким образом, школа человеческих
отношений (поведенческих наук) пыталась
всесторонне проанализировать
4. Школа количественных методов
Появление данной школы следствие применения в управлении математики и компьютеров. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е годы начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров. Формализация ряда управленческих функций, объединение труда, человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов организации (служб учета, маркетинга и т.п.). Появились новые элементы внутрифирменного планирования имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений, т.е. количественный подход к науке правления стал опираться на экономико-математические методы. В современных условиях математические методы используются практически на всех направлениях управленческой науки.