Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 15:23, контрольная работа
Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов и методов управления. Менеджмент — это управление, которое является самой важной функцией в разных сферах человеческой деятельности.
И так системный подход - это подход к исследованию объекта, как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов, исходя из общего предназначения объекта. А также, как подход, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-экономической системы.
IV. Ситуационный подход
«Ситуационность» означает, что действия людей определяются контекстом, в котором они осуществляются. Это понятие лежит в основе ситуационной теории управления, изучающей зависимость эффективности методов управления от того, в каком положении находится применяющая их организация. Впервые "закон ситуации" был сформулирован в начале 1920-х годов. Мэри Паркер Фоллет (1868-1933). Она утверждала, что эффективность управленца зависит от обладания им необходимыми знаниями; однако разные обстоятельства требуют разных знаний, и, соответственно, наибольших успехов в них достигают разные люди. Лучшие руководители становятся лучшими не потому, что они наделены какими-то особыми лидерскими качествами, а потому, что они соответствуют требованиям момента.
Честер Барнард (1886-1961) в 1938 году в книге "Функции руководителя" он выдвинул тезис о том, что приятие подчиненными руководства зависит от сочетания четырех условий:
1) понимания подчиненными поступающих к ним распоряжений;
2) их веры в то, что руководство действует в соответствии с интересами организации;
3) их веры в то, что интересы организации совпадают с их собственными интересами;
4) их физической и психической способности подчиняться.
По мнению проф. Д.Д. Вачугова сущность ситуационного подхода такова: «одни и те же функции управления, известные еще с классической школы правления, реализуются по - разному, не шаблонно, а на основе всестороннего анализа взаимосвязанных факторов внешнего и внутреннего порядка».
По мнению М.П. Переверзева: «Ситуационный подход предполагает (при общности процесса управления) использование специфических конкретных подходов и приемов, которые применяет руководитель для эффективного достижения целей организации». Ситуационный подход, по мнению В.А. Розановой, «концепция, согласно которой оптимальное решение есть функция факторов среды в самой организации (внутренние переменные) и в окружающей среде (внешние переменные)».
Центральным моментом
Как и системный, ситуационный
подход не является простым
набором предписываемых
Методологию ситуационного подхода можно объяснить как процесс состоящий из четырех шагов:
1) руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений.
2) каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, - как положительные, так и отрицательные, - от применения данной методики или концепции.
3) руководитель должен
уметь правильно
4) руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации в условиях существующих обстоятельств.
Успех или неуспех ситуационного подхода в значительной степени зависит от третьего шага, определяющего переменные ситуации и их влияние. Если это не будет сделано правильно, нельзя полностью оценить сравнительные характеристики или приспособить метод к ситуации. Если можно проанализировать ситуацию, тогда не возникнет необходимости прибегать к догадкам или методу «проб и ошибок» для определения наиболее подходящего решения организационных проблем. И хотя ситуационный метод еще не был полностью обоснован исследованиями, недавние результаты указывают на то, что некоторые ситуационные переменные могут фактически быть вычленены. Установление этих основных переменных, и количественных оценок явилось наиболее важным вкладом ситуационного подхода в управление.
Невозможно определить все переменные, влияющие на организацию. Каждая грань человеческого характера и личности, каждое предыдущее управленческое решение и все, что происходит во внешнем окружении организации, определенным образом влияет на решения организации. На практике можно рассматривать только те факторы, которые наиболее значимы для организации.
Итак, ситуационный подход
Заключение
Мы
сделали вывод, что не существует
универсально применимых
Чтобы организация не стояла
на одном месте, а постоянно
развивалась необходимо
1) пересмотреть сроки планирования. В условиях динамично меняющейся внешней среды долгосрочные планы не всегда получается воплотить в жизнь, а введение планирования на более короткий промежуток времени позволит более динамично вносить корректировки;
2) пересмотреть систему мотивации сотрудников. В докризисные времена людей чаще всего интересовала только более высокая заработная плата, но в нынешней ситуации немаловажным фактором является стабильность предприятия, при менее высоких зарплатах;
3) пересмотреть структуру предприятия, возможно, произвести укрупнение и объединение некоторых отделов с объединением их функций;
4) углубить и расширить аналитическую работу, что позволит более тщательно подходить к принятию решений;
5) необходимо на любом предприятии ввести систему контроля обоснованности расходов – это позволит большинству предприятий значительно сэкономить свои финансовые ресурсы;
6) необходимо постоянное изучение опыта успешных и неуспешных предприятий (на ошибках тоже можно учиться), на основе периодических изданий, в ходе конференций и т.д.
Любой руководитель предприятия в процессе управления должен грамотно использовать различные подходы к управлению, используя так же опыт различных школ управления.
Успех и неуспех любого предприятия - это прежде всего грамотное и эффективное руководство.
Каждая из школ управления внесла свой весомый вклад в науку управления. Так школа научного управления обосновала необходимость управления процессами труда в целях повышения его производительности, сформулировала принципы и методы его научной организации и фактически поставила во главу угла задачу мотивации, признав ее наиболее важной. А школа административного управления сформулировала принципы управления организацией и обосновала необходимость бюрократической модели управления. Признавая значение человеческого фактора, классическая школа, тем не менее, не ставила своей целью решение задачи эффективной мотивации труда. Школа человеческих отношений восполнила пробелы предыдущих школ и всесторонне проанализировала проблему человеческих отношений в процессе труда и пути устранения конфликтов между наемным трудом и капиталом, создав предпосылки к кооперации и сотрудничеству между ними.
Суть процессного подхода в
том, что управление
Суть системного подхода в
том, что организация
Суть ситуационного подхода в том, что методы управления могут меняться в зависимости от ситуации. Всегда результаты деятельности любой организации анализируются в различных практических ситуациях, определяются наиболее значимые ситуационные факторы, влияющие на показатели хозяйственной деятельности в динамике, строится прогноз (будущий спрос, затраты, финансовые поступления и т.д.), на основе полученных данных планируется будущая деятельность организации. Чаще ситуационный анализ проводят методами экспертных оценок, используя опыт деловых ситуаций, помогающих накапливать практический опыт и принимать правильные управленческие решения.
Планирование как функция менеджмента
Известный американский специалист в области управления И. Ансофф назвал планирование проектированием будущего и желаемых путей его достижения, одним из самых сложных видов умственной деятельности, доступных человеку.
Роль людей-управленцев, то есть менеджеров, в условиях рыночной экономики чрезвычайно ответственна, так как должна обеспечить не только работу предприятия, но прибыльность и эффективность непосредственно связанных с планированием. Планирование предполагает анализ состояния, оценку всех слагаемых факторов производства и возможностей их увеличения и пополнения; выработку стратегии своего развития с точки зрения влияния внешних факторов: конкуренции, законодательной базы, экономико-социального состояния общества; создание конкретного плана действий и развития предприятия.
На уровне организации задач планирования как метода управления является увязка в единую систему регулирования интересов организации и интересов отдельных работников и групп. При этом интересы организации и государства (общества) соотносятся через прибыль путем уплаты налогов, а интересы организации и персонала – через оплату труда.
Основная цель планирования состоит в том, чтобы насколько возможно при данных условиях, найти оптимальный вариант решения задач, стоящих перед организацией.
Планирование предполагает:
Планирование – это начальный этап управления, однако оно представляет собой не единственное действие, а процесс, продолжающийся до завершения планируемого комплекса операций.
Содержание планирования как функция управления предприятием состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения в отдельности на установленный период, определения хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявления материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
Таким образом, назначение планирования как функции менеджмента состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятием. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимосвязь между отдельными структурными подразделениями организации, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменением спроса на рынке. Чем выше степень монополизации рынка, тем точнее компании могут определить его размеры и воздействовать на его развитие.