Основные понятия финансового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 14:49, лекция

Описание работы

Возникновение и эволюция финансового менеджмента
Понятие финансового менеджмента и его принципов
Цели и задачи финансового менеджмента
Функции финансового менеджмента

Файлы: 1 файл

Finansovy_menedzhment.docx

— 90.39 Кб (Скачать файл)

3. Формирование  эффективных информационных систем, обеспечивающих обоснование альтернативных вариантов управленческих решений. В процессе реализации этой функции должны быть определены объемы и содержание информационных потребностей финансового менеджмента; сформированы внешние и внутренние источники информации, удовлетворяющие эти потребности; организован постоянный мониторинг финансового состояния предприятия и конъюнктуры финансового рынка.

4. Осуществление  анализа различных аспектов финансовой  деятельности предприятия. В процессе реализации этой функции проводятся экспресс- и углубленный анализ отдельных финансовых операций; результатов финансовой деятельности отдельных дочерних предприятий, филиалов и „центров ответственности"; обобщенных результатов финансовой деятельности предприятия в целом и в разрезе отдельных ее направлений.

5. Осуществление  планирования финансовой деятельности  предприятия по основным ее направлениям. Реализация этой функции финансового менеджмента связана с разработкой системы текущих планов и оперативных бюджетов по основным направлениям финансовой деятельности, по различным структурным подразделениям и по предприятию в целом.

6. Разработка  действенной системы стимулирования  реализации принятых управленческих решений в области финансовой деятельности. В процессе реализации этой функции формируется система поощрения и санкций в разрезе главных менеджеров и менеджеров отдельных структурных подразделений предприятия за выполнение или невыполнение установленных целевых финансовых показателей, финансовых нормативов и плановых заданий.

7. Осуществление  эффективного контроля за реализацией  принятых управленческих решений в области финансовой деятельности. Реализация этой функции финансового менеджмента связана с созданием систем внутреннего контроля на предприятии, разделением контрольных обязанностей отдельных служб и финансовых менеджеров, определением системы контролируемых показателей и контрольных периодов, оперативным реагированием на результаты осуществляемого контроля.

В группе функций финансового менеджмента как специальной области управления предприятием основными является:

1. Управление  активами. Функциями этого управления являются выявление реальной потребности в отдельных видах активов исходя из предусматриваемых объемов операционной деятельности предприятия и определение их суммы в целом, оптимизация состава активов с позиций эффективности комплексного их использования, обеспечение ликвидности отдельных видов оборотных активов и ускорение цикла их оборота, выбор эффективных форм и источников их финансирования.

2. Управление  капиталом. В процессе реализации этой функции определяется общая потребность в капитале для финансирования формируемых активов предприятия; оптимизируется структура капитала в целях обеспечения наиболее эффективного его использования; разрабатывается система мероприятий по рефинансированию капитала в наиболее эффективные виды активов.

3. Управление  инвестициями. Функциями этого управления являются формирование важнейших направлений инвестиционной деятельности предприятия; оценка инвестиционной привлекательности отдельных реальных проектов и финансовых инструментов и отбор наиболее эффективных из них; формирование реальных инвестиционных программ и портфеля финансовых инвестиций; выбор наиболее эффективных форм финансирования инвестиций.

4. Управление  денежными потоками. Функциями этого управления является формирование входящих и выходящих потоков денежных средств предприятия, их синхронизация по объему и во времени по отдельным предстоящим периодам, эффективное использование остатка временно свободных денежных активов.

5. Управление  финансовыми рисками. В процессе реализации этой функции выявляется состав основных финансовых рисков, присущих хозяйственной деятельности данного предприятия; осуществляется оценка уровня этих рисков и объем связанных с ними возможных финансовых потерь в разрезе отдельных операций и по хозяйственной деятельности в целом; формируется система мероприятий по профилактике и минимизации отдельных финансовых рисков, а также их страхованию.

6. Антикризисное финансовое  управление. Функциями такого управления являются постоянный мониторинг финансового состояния предприятия с целью своевременного диагностирования симптомов финансового кризиса; определение масштабов кризисного состояния предприятия и факторов его вызывающих; определение форм и методов использования внутренних механизмов антикризисного финансового управления предприятием, а при необходимости — форм его внешней санации или реорганизации.

2. Теории финансового  менеджмента

 

      1. Теории рынков
      2. Теории управления структурой капитала
      3. Теории оценки доходности финансовых активов
      4. Дивидендные теории финансового мененджмента
      5. Теории управления отдельными видами активов

 

 

1. Теории рынков

Концепция идеального рынка капиталов предполагает наличие следующих условий:

  • полное отсутствие трансакционных затрат;
  • отсутствие налогов;
  • наличие большого числа покупателей и продавцов. Действия отдельного продавца или покупателя не влияют на цену отдельной ценной бумаги;
  • равный доступ на рынок как для юридических, так и для физических лиц;
  • отсутствие затрат на информационное обеспечение, предполагающее равный доступ к информации;
  • одинаковые ожидания у всех действующих на рынке лиц;
  • отсутствие финансовых затруднений.

Очевидно, что большинство из этих условий в реальном мире не соблюдается: существуют налоги и брокерские затраты, физические лица часто не имеют такого доступа на рынок, каким располагают корпорации, менеджеры зачастую лучше осведомлены о перспективах своих фирм, чем посторонние инвесторы, и т. д. Тем не менее судить о теории следует не столько по реальности ее исходных предпосылок, сколько по ее соответствию происходящему в действительности. Если теория кажется разумной и объясняет события, ее обычно признают и пользуются ею до появления лучшей — независимо от реалистичности ее исходных предпосылок. Часто действительность достаточно близка к ситуации, предполагаемой исходными условиями теории, и эти допущения не ограничивают способность теории объяснять явления окружающего мира. Например, в рамках действующей налоговой системы функционирует достаточное число освобожденных от налогов институтов, имеющих сильные позиции на рынке. Результаты в этом случае совпадут с теми, что были предсказаны теорией, исходившей из отсутствия налогообложения. Кроме того, хотя многие теории строятся на основе весьма жесткого набора условий, часто бывает возможным «смягчать» эти условия одно за другим и таким образом определять влияние каждого из условий на конечные результаты. Такой анализ может оказаться весьма полезным при выработке финансовых решений.

Одной из важнейших финансовых теорий является гипотеза эффективности рынков, согласно которой вся существенная информация немедленно и в полной мере отражается на рыночной курсовой стоимости ценных бумаг.

Гипотеза эффективного рынка может быть сформулирована следующим образом: рынок является эффективным в отношении какой-либо информации, если она сразу и полностью отражается в цене актива. Эффективный рынок – это рынок, в ценах которого отражена вся известная информация. Новая информация немедленно отражается на ценах акций.

Обеспечение информационной эффективности предполагает соблюдение следующих условий:

  • субъекты рынка имеют одновременный и равный доступ к информации;
  • отсутствуют факторы, препятствующие заключению сделок;
  • конкретные сделки не влияют на общий уровень цен;
  • субъекты рынка стремятся максимизировать выгоду.

Наличие эффективности рынка и свободного и равного доступа к информации делают эту информацию бесполезной для получения сверхприбылей, поскольку все оказываются в равных условиях.

Однако ни на одном реальном рынке эти условия не соблюдаются. В этой связи принято различать три формы рыночной эффективности:

  • слабая форма эффективности, если стоимость рыночного актива полностью отражает прошлую информацию, касающуюся данного актива (общедоступная в настоящий момент времени информация о прошлом состоянии рынка, прежде всего по динамике курсовой стоимости и объемах торговли финансовым активом);
  • средняя форма эффективности, если стоимость актива полностью отражает не только прошлую, но и публичную информацию (текущая информация, которая становится общедоступной в настоящий момент времени, предоставленная в текущей прессе, отчётах компаний, выступлениях государственных служащих, аналитических прогнозах и т.п.);
  • сильная форма эффективности, если стоимость рыночного актива полностью отражает всю информацию - прошлую, публичную и внутреннюю (инсайдерская информация, которая известна узкому кругу лиц в силу служебного положения, или иных обстоятельств).

Теория рынка Чарльза Доу и Эдварда Джонса является одной из самых ранних попыток описания рынков. Именно на ее основе развивались все методы технического анализа. Еe создал в 1900 г. Чарлз Доу (Charles Dow), который вместе с Эдвардом Джонсом основал Dow Jones Company и газету The Wall Street Journal. С течением времени его последователи дорабатывают, совершенствуют и расширяют теорию. В 1929 г. наступает ее звездный час, когда эксперты The Wall Street Journal в № 23 того же года предсказывают наступление резкого и значительного спада курса акций, что позже приведет к биржевому кризису. К сожалению, их прогноз сбывается, из-за чего теория Доу привлекает внимание широкой общественности.

Конечно, и ранее участники рынка замечали однонаправленность движений курсов ценных бумаг и редкие появления разнонаправленных трендов. Тем не менее отсутствовал инструмент для измерения направления движения. В конце XIX в. Ч. Доу сложил курсы акций промышленных и железнодорожных компаний и разделил полученную сумму на количество использованных для подсчета компаний. Считается, что именно тогда стали рассчитываться первые индексы - промышленный (Dow-Jones Industrial Average) и железнодорожный (Dow-Jones Railroad Average) индексы Доу-Джонса. 

Теория Доу гласит, что значимая тенденция фондового рынка должна быть подтверждена аналогичным изменением промышленного и транспортного индексов Доу-Джонса. Для точного установления вида тенденции необходимо однонаправленное движение двух индексов: промышленного Доу-Джонса (DJIA) и транспортного Доу-Джонса (DJTA). То есть за таким пониманием стоит утверждение, что больший спрос на продукцию связан с ее транспортировкой до рынка, и это влияет на рост транспортного индекса. Уменьшение спроса сопровождается уменьшением перевозок и падением значений транспортного индекса.

Коротко основные принципы теории Доу можно обобщить следующим образом:

        1. Индекс учитывает все.
        2. На рынке существуют 3 тренда (главный, вторичный и малый). Для рынка, описываемого представительным индексом, характерны заметные тенденции. Важнейшими являются главный и вторичные тренды - полные тренды, длящиеся не менее 1 года и изменяющие цены не менее чем на 20%. Движения главного и вторичного трендов разнонаправленны, поэтому главный тренд периодически прорывается вторичным трендом. В результате происходит коррекция, или реакция (когда главный тренд достигает пика). В свою очередь вторичный тренд (как и главный) состоит из большого числа малых и незначительных колебаний.
        3. Главный тренд (полное движение) продолжается длительное время - свыше 1 года (до нескольких лет). Когда новый пик главного тренда и уровень новых коррекций превышают предыдущие максимальные значения, появляется рынок "быков", при наличии противоположных тенденций - рынок "медведей".
        4. "Реакция" рынка, прерывающая главный тренд, т. е. вторичный тренд, длится сравнительно недолго. Обычная продолжительность вторичного тренда составляет от 1/3 до 2/3 последнего движения в сторону главного тренда. Основная проблема при определении возникновения и направлений трендов - выбор точки отсчета и позиционирование. Фактически все зависит от мнения аналитика, т. е. в данном случае очень высок субъективизм.
        5. Малые тренды представляют собой бессмысленные движения. Поскольку малые тренды коротки (обычно они длятся от 6 дней до 3 нед.), образуемые ими промежуточные тенденции, состоящие из последовательности трех различимых малых трендов, не имеют особого значения. 
        6. Основные фазы тренда - "бычий" и "медвежий" рынки. В свою очередь главный тренд обычно состоит из 3 фаз:
    • после окончания продолжительного падения, в период неустойчивости рынка, большинство профессиональных участников не проводят крупных сделок и в целом торгуют неактивно, что приводит к падению объемов рынка. Когда они посчитают, что возможность дальнейшего падения отсутствует и паника закончилась, начинают осторожно покупать акции - сначала акции преимущественно крупных компаний, а затем и малых. Рынок начинает расширяться и увеличиваться в объемах;
    • во время второй фазы осуществлять операции покупки начинают множество операторов, поскольку перспектива роста очевидна. В этот период устойчиво растут объемы продаж, цены и ликвидность;
    • в течение третьей фазы на рынок выходят широкие слои инвесторов, поскольку средства массовой информации активно пропагандируют сделки. Профессиональные участники рынка начинают продавать им ценные бумаги. Объемы рынка уменьшаются, начинается паника и происходит обвал рынка. Подобные движения характерны для рынка "быков".

Информация о работе Основные понятия финансового менеджмента