Основные понятия и категории стратегического управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 09:47, контрольная работа

Описание работы

Особенность стратегического управления состоит в том, что в нем очень мало рутинных процедур и очень много творчества. Поэтому теория стратегического управления формируется на основе обобщения практики успешного решения стратегических задач управления фирмой и на основе выделения отдельных управленческих схем и утверждений, которые указывают на то, с помощью чего можно добиться успешного результата.
Актуальность работы обусловлена значимостью стратегического поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе.
В качестве предмета исследования рассматриваются сущность стратегического управления, понятия и виды стратегий.

Файлы: 1 файл

Менеджмент Контрольн.docx

— 34.09 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Стратегическое управление как вполне определенная разновидность  менеджмента сформировалось относительно недавно. Во  второй половине XX в. менеджменту стало уделяться повышенное внимание. Интерес к вопросам управления бизнесом постоянно удерживается на высоком уровне.

И связано это, по моему  мнению, не только с тем, что менеджмент играет очень важную роль в бизнесе, но также и с тем, что менеджмент как практическая деятельность постоянно  развивается, обретая иногда такие  формы, которые по своей сущности в корне противоположны тому, что прежде в практике и в теоретическом осмыслении считалось образцом правильного управления.

Стратегическое управление – это составляющая менеджмента, которая своей сердцевиной имеет  теоретическую деятельность высшего  руководства , направленную на поиск  таких решений, которые помогут  организации выжить в динамично  меняющейся среде в условиях жесткой  конкуренции, при которой каждый участник конкурентной борьбы стремится  сделать все возможное, чтобы  победить.

Особенность  стратегического управления состоит в том, что в нем очень мало рутинных процедур и очень много творчества. Поэтому теория стратегического управления формируется на основе обобщения практики успешного решения стратегических задач управления фирмой и на основе выделения отдельных управленческих схем и утверждений, которые указывают на то, с помощью чего можно добиться успешного результата.

Актуальность  работы  обусловлена  значимостью  стратегического поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе.

В качестве  предмета исследования  рассматриваются сущность стратегического управления, понятия и виды стратегий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность стратегического управления

 

Термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60-70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Разработка идей стратегического управления нашла отражение в работах таких авторов, как Frankenhofs and Granger (1971), Ansoff (1972), Schendel and Hatten (1972), Irwin (1974) и др. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.

Можно указать на несколько  конструктивных определений, которые  были предложены авторитетными разработчиками теории стратегического управления. Шендел и Хаттен рассматривали его как «процесс определения и (установления) связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям». По Хиггенсу, «стратегическое управление - это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением» (Higgens, р. 3), Пирс и Робинсон определяют стратегическое управление «как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации» (Pearce and Robinson, р. 6). 

Стратегическое управление на предприятии выражается в следующих  пяти функциях:

·        Планирование стратегии.

·        Организация выполнения стратегических планов.

·        Координация действий по реализации стратегических задач.

·        Мотивация на достижение стратегических результатов.

·        Контроль за процессом выполнения стратегии.

Планирование стратегии  предполагает выполнение таких подфункций, как прогнозирование, разработка стратегии  и бюджетирование. Прогнозирование  предшествует собственно составлению  стратегических планов. Оно основывается на проведении анализа широкого круга  внутренних и внешних факторов-условий  функционирования предприятия с  целью предвидения возможности  развития и оценки риска. [1, с.237] 

Систематический прогноз  позволяет выработать обоснованный подход к стратегии предприятия. 

Увязка стратегических целей  предприятия с результатами деятельности отдельных подразделений осуществляется посредством разработки необходимой  программы действий и составления  бюджета. Бюджетирование включает стоимостную  оценку программы и распре деление  ресурсов.

Организация выполнения стратегических планов предполагает формирование будущего потенциала предприятия, согласование структуры и системы управления с выбранной стратегией развития, создание корпоративной культуры, поддерживающей стратегию. 

Координация действий менеджеров по формированию и реализации генеральной  стратегии заключается в согласовании стратегических решений различных  уровней и последовательной консолидации целей и стратегий структурных  подразделений на более высоких  ступенях управления.

Мотивация как функция  стратегического управления связана с разработкой системы стимулов, побуждающих к достижению поставленных стратегических результатов. 

Контроль состоит в  непрерывном наблюдении за процессом  реализации стратегических планов. Он призван заблаговременно определять надвигающиеся опасности, выявлять ошибки и отклонения от принятых стратегий и политики предприятия.

Существует еще целый  ряд определений, которые делают упор на те или иные аспекты и особенности стратегического управления или же на его отличия от «обычного» управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Определение и понятие термина «стратегия»

 

Одной из ключевых составляющих стратегического управления является стратегия. В стратегическом управлении стратегия рассматривается как  долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений  внутри организации, а также позиции  организации в окружающей среде. Если цели организации определяют то, к чему стремится организация, что  она хочет получить в результате своей деятельности, то стратегия  дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких действий организация  сумеет достичь своих целей в  условиях изменяющегося и конкурентного  окружения. Такое понимание стратегии  исключает определенность в поведении  организации, так как стратегия, помогая продвигаться в сторону  конечного состояния, оставляет  свободу выбора в изменяющейся ситуации.

Определение стратегии для  фирмы принципиально зависит  от конкретной ситуации, в которой  находится фирма. Однако существуют некоторые общие подходы к  формулированию стратегии и некоторые  общие рамки, в которые вписываются  стратегии.

Стратегия (гр. Strategia от stratos войско + ago веду) дословно переводится как «искусство генерала» и определяется как «наука и искусство развертывания войск для боя».

В самом общем виде стратегия  — это генеральное направление  действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к цели. [10, с.117] 

Стратегия - интегрированная модель действий, предназначенных для достижения целей предприятия. Содержанием стратегии служит набор правил принятия решений, используемый для определения основных направлений деятельности. В литературе существует два противоположных взгляда на понимание стратегии:

1.    Стратегия – это конкретный долгосрочный план достижения конкретной долгосрочной цели, а выработка стратегии – это процесс нахождения некоторой цели и составление долгосрочного плана. Такой подход основывается на том, что все возникающие изменения предсказуемы, происходящие в среде процессы носят детерминированный характер и поддаются полному контролю и управлению.

2.    Стратегия дает ответы на вопросы: каким способом, с помощью каких действий организация сможет достичь своих целей в условиях изменяющейся среды и конкурентного окружения. Обычно именно такое определение используется в стратегическом управлении и стратегическом планировании. [1, с.237] 

Также существуют другие определения понятия «стратегия»:

1) Долгосрочное, качественно определенное направление развития, приводящее организацию к ее целям;

2) Обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей, путем координации и распределения ресурсов фирмы;

3) Указание о том, как перевести организацию оттуда, где она находится сейчас, туда, где она хочет находиться;

4) Способ, средство достижения желаемых результатов;

5) Стратегия – это не  абстракция, а сильная деловая  концепция плюс набор реальных  действий, которые способны привести  эту деловую концепцию (бизнес-концепцию)  к созданию реального конкурентного  преимущества, способного сохраняться длительное время;

6) Набор взаимосвязанных действий, которые способны обеспечить организации достижение долгосрочного конкурентного преимущества;

7) Образ действий, обуславливающий  определенную и устойчивую линию  поведения организации на достаточно  продолжительном историческом интервале;

8) Известный исследователь стратегической деятельности организаций Г. Минцберг дает пять различных толкований понятия «стратегия»: 
 
 · стратегия есть план, некий вид сознательно и намеренно разработанной последовательности действий;

· ловкий прием, маневры хитрости и уловки, направленные на обман соперника в конкурентной борьбе;

· паттерн (принцип поведения, устойчивая схема действий), заранее продуманная или выстраивающаяся по ходу развития событий – есть некая последовательность в поведении;

· позиция, а именно соотношение организации с внешней средой. Стратегия становится опосредствующей силой, или «посредником» между организацией и внешней средой;

· перспектива, разделяемая членами организации в их намерениях.  Суть ее определяется не только избранной позицией, но и укоренившимся восприятием мира. Последнее определение также предполагает, что стратегия – это абстракция, существующая только в умах заинтересованных сторон. «Еще никому не удавалось увидеть стратегию или потрогать ее», Минцберг Г. По мнению Минцберга, все определения взаимосвязаны и ни одно из них немыслимо без остальных. [3, с.203] 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды стратегий

 

Условно организационные  стратегии могут быть разделены  на две группы: стратегии функционирования и стратегии развития.

Стратегии функционирования полностью связаны с поведением организации на рынке. По мнению американского  исследователя М. Портера можно  выделить три основных их варианта: лидерства в низких издержках, дифференциации, и фокусирования.

Стратегия лидерства в  низких издержках встречается чаще всего. Она ориентирует организацию  на получение дополнительной прибыли  за счет экономии на постоянных затратах, образующейся в результате максимизации объемов продаж, отказа от дорогостоящих  программ и проектов и завоевания на основе снижения цен новых рынков.

Такая стратегия эффективна, если ценовая конкуренция является главной, выпускаемый продукт стандартен или однороден, используется всеми  одинаковым способом; мало возможностей диверсификации; покупатели в основном крупные и им сложно переключаться  с одного продавца на другого.

Реализация этой стратегии  на практике осложняется инфляцией, обесценивающей получаемую прибыль; отсутствием  в современных условиях однозначной  связи между ростом масштабов  деятельности и снижением затрат; сложностью быстрой переориентации массового производства вследствие его инерционности; привлекательностью стратегии для конкурентов.

Суть стратегии дифференциации состоит в концентрации организацией усилий в нескольких приоритетных направлениях, где она пытается достичь превосходства  над другими за счет уникальности в том или ином аспекте. Вариантов  такой стратегии на практике существует бесконечное множество. Дифференциация специфична для каждой отрасли и  может касаться разнообразия продукции, ее качества, дополнительных услуг, условий  производства. Она обычно связана со значительными затратами, и будет успешной только в том случае, если прибыль их покроет, поэтому предыдущая стратегия полностью не отбрасывается.

Стратегия дифференциации уместна, если может осуществляться многими  способами, вкусы и потребности  покупателей существенно различаются  и не могут быть удовлетворены  стандартной продукцией, а сами потребители  привязаны к фирме и хорошо воспринимают различия, а продукт  может быть использован по-разному. Это позволяет популяризовать торговую марку и установить высокую цену. [5, с.276] 

Но дифференциация все  же не безгранична: покупатель может  не оценить должным образом предлагаемое новшество, уникальность последнего окажется мнимой, что позволит конкурентам  пойти этим же путем.

Информация о работе Основные понятия и категории стратегического управления