Основные понятия инновационного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 06:35, реферат

Описание работы

Мировой опыт подтверждает: малое предприятие - очень важный элемент рыночной экономики, без которого не может развиваться государство. Оно во многом определяет темп экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Развитие малого предпринимательства несет в себе множество важных преимуществ:
формирование среднего класса;
рост доли экономически активного населения;
создание новых рабочих мест;
трудоустройство высвобождаемых в госсекторе работников;
разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ – стр. 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы малого предпринимательства – стр. 4
1.1 Роль и значение малого предпринимательства – стр. 4
1.2 Развитие малого предпринимательства в России – стр. 6
1.3 Влияние кризисных явлений в экономике на малый бизнес – стр. 9
ГЛАВА 2. Современный уровень развития ООО «Алтай-Аристон» – стр. 11
2.1 Краткая характеристика предприятия 11
2.2 Оценка экономической эффективности функционирования предприятия – стр. 12
2.3 Факторы внутренней среды, влияющие на функционирование предприятия – стр. 14
2.4 Экономическая оценка факторов внешней среды – стр.15
ГЛАВА 3. Финансовый кризис и малые предприятия: проблемы и решения – стр. 18
3.1 Особенности текущего момента – стр. 18
3.2 Меры, направленные на снижение воздействия кризисных явлений на ООО «Алтай-Аристон» – стр. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ – стр. 22
Список использованной литературы – стр. 23

Файлы: 1 файл

реферат антикризисное управление.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского хозяйства  Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Государственный университет по землеустройству

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

по дисциплине:

 

на тему:

«Основные понятия инновационного менеджмента»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

                                                                                         магистрант 65-м группы

Залуцкий С.М.

                                                                                           Проверила: Чиркова Л.Л.                          

 

 

 

 

 

 

 

        Москва 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ – стр. 3

ГЛАВА 1. Теоретические  основы малого предпринимательства – стр. 4

1.1 Роль и значение малого  предпринимательства – стр. 4                    

1.2 Развитие малого предпринимательства  в России – стр. 6

1.3 Влияние кризисных явлений  в экономике на малый бизнес  – стр. 9

ГЛАВА 2. Современный уровень развития ООО «Алтай-Аристон» – стр. 11

2.1 Краткая характеристика предприятия 11

2.2 Оценка экономической эффективности функционирования предприятия – стр. 12

2.3 Факторы внутренней среды,  влияющие на функционирование  предприятия – стр. 14

2.4 Экономическая оценка факторов  внешней среды – стр.15

ГЛАВА 3. Финансовый кризис и малые  предприятия: проблемы и решения – стр. 18

3.1 Особенности текущего момента  – стр. 18

3.2 Меры, направленные на снижение  воздействия кризисных явлений  на ООО «Алтай-Аристон» – стр. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ – стр. 22

Список использованной литературы – стр. 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Мировой опыт подтверждает: малое  предприятие - очень важный элемент  рыночной экономики, без которого не может развиваться государство. Оно во многом определяет темп экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Развитие малого предпринимательства  несет в себе множество важных преимуществ:

формирование среднего класса;

рост доли экономически активного  населения;

создание новых рабочих мест;

трудоустройство высвобождаемых в  госсекторе работников;

разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств;

косвенная стимуляция эффективности  производства крупных компаний;

ликвидация монополий производителей, создание конкурентной среды;

мобилизация и эффективное использование  материальных, финансовых и природных ресурсов;

улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

В России, несмотря на, казалось бы, принимаемые  меры, до сих пор не созданы условия, действительно способствующие не только увеличению количества малых предприятий, но и их эффективному развитию, которое протекает замедленно и противоречиво.

Нельзя сказать, что проблемы малого предпринимательства находятся  вне государственного внимания (в  прошлом году вступил в силу Федеральный  закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», новым президентом подписан Указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности»), но проблемы остаются, появляются новые и решать многие из них приходится предпринимателям самостоятельно.

В настоящее время предпринимательство  нуждается в серьезной государственной  поддержке. Содействие малому бизнесу должны оказывать как государственные органы власти, так и общественные организации самих предпринимателей (союзы, ассоциации, агентства). Для этого необходимо сформулировать четкую, единую государственную и негосударственную политику в отношении малого бизнеса.

Государственную политику необходимо направлять не на административно-директивное  регулирование малого бизнеса, а на создание необходимой рыночной инфраструктуры, системы государственной и общественной поддержки его развития.

В развитых странах давно поняли, насколько важную роль играет малый  бизнес в их экономике. Также трудно переоценить значимость развития малого бизнеса и для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.

Таким образом, проблема функционирования малых предприятий является для  России очень актуальной.

Цель данной курсовой работы изучить  развитие малого предпринимательства в нашей стране, а именно организацию малых предприятий, их функционирование и эффективность.

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы  малого предпринимательства;

- проследить эволюцию предпринимательства в России;

- осуществить анализ экономической  эффективности конкретного предприятия;

- на основе изучения факторов  внутренней и внешней среды  предприятия дать рекомендации  для дальнейшего развития и  повышения эффективности функционирования.

Объектом исследования в данной работе является малое предпринимательство  Российской федерации.

Субъектом изучения стало Общество с ограниченной ответственностью «Алтай-Аристон» г.Барнаул.

Работа состоит из трех глав, введения, заключения и двух приложений.

Источниками информации для представленного  исследования послужили: отчетность ООО  «Алтай-Аристон», научная и учебно-методическая литература, нормативные акты и средства массовой информации. 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические  основы малого предпринимательства

 

1.1 Роль и значение малого предпринимательства

 

Впервые понятие «предпринимательство»  употребил английский экономист  Ричард Кантильон в конце 17 – начале 18 в.в. Он высказал мнение, что предприниматель – это человек, действующий в условиях риска. Источником богатства Р. Кантильон считал землю и труд, которые и определяют действительную стоимость экономических благ.[10]

Позже известный французский экономист  Ж.Б. Сэй в книге «Трактат политической экономии» сформулировал определение предпринимательской деятельности «как соединения, комбинацию 3 классических факторов производства – земли, капитала, труда»[8]. Основной тезис Ж.Б. Сэя состоит в признании активной роли предпринимателей в создании продукта. Доход предпринимателя, по мнению Ж.Б. Сэя, является вознаграждением за его труд, способность организовать производство и сбыт продукции. Предприниматель, указывал он, - это лицо, которое берет на свой страх и риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт. [9]

На сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый Роберт Хизрич определяет предпринимательство “как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью», а «предпринимателя - как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым». В американской учебной и научной литературе дается множество и других определений, характеризующих предпринимательство и предпринимателя с экономической, политэкономической, психологической, управленческой и других точек зрения. Например, английский профессор Алан Хоскинг утверждает: «Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия».[8]

Предпринимательство – это особый вид экономической активности, ибо  его начальный этап связан, как  правило, лишь с идеей - результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

Предпринимательство характеризуется  обязательным наличием инновационного момента - будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий - это тоже инновационные моменты.

Для изучения предпринимательства  также необходимо выделить его существенные признаки и реализуемые им цели, к которым относятся:

- во-первых, предпринимательство –  вид рисковой человеческой деятельности, связанный со свободой выбора  направлений и методов деятельности, самостоятельности и ответственности в принятии решений. При этом следует отметить в виду то обстоятельство, что, рискуя, предприниматель в рыночной системе хозяйствования не обходится без банкротства и множества негативных последствий;

- во-вторых, предпринимательство –  это деятельность, направленная  на получение прибыли, успеха, наилучшего конечного результата. Качествами предпринимателя обладают люди не только в материальном производстве, но и занимающиеся творческим трудом, достигая не материального успеха, а признания;

- в-третьих, цивилизованная предпринимательская деятельность позволит не только получить прибыль, либо успех, но и решает социальные проблемы общества;

- в-четвертых, сущность явления  предпринимательства раскрывается  в его функциях:

Экономическая функция  предпринимательства заключается в том, что она обеспечивает непрерывное институциональное изменение и развитие всей экономической системы общества, постоянно обновляет инновациями среду, открывает дорогу разнообразным преобразованиям. Экономическая функция предпринимательства способствует повышению эффективности производства, качества продукции и услуг, внедрению достижений научно-технического прогресса и др.

Социальная функция  предпринимательства заключается в том, что она смягчает стихийное воздействие рынка путем решения вопросов социального обеспечения людей. Эта функция способствует росту культурного и образовательного уровня населения, защищает его малообеспеченные слои от инфляции и др.

Уже сегодня актуальна и будет  актуализироваться и далее экологическая функция предпринимательства, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой.

Законодательно в России субъекты малого предпринимательства  определены Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», вступившим в силу 1 января 2008 года. В статье 3 и 4 Закона № 209-ФЗ определены понятия субъектов малого и среднего предпринимательства. К ним относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие определенным критериям.

Первый критерий - состав учредителей юридических лиц. Чтобы считаться малым или средним предприятием, доля государственной собственности, иностранных учредителей или общественных организаций в уставном капитале не должна превышать 25 процентов (за исключением активов инвестиционных фондов). Не больше четверти акций (долей) может принадлежать иным юрлицам, не являющимся малыми предприятиями. Аналогичное условие содержалось и в Законе № 88-ФЗ.

Второй критерий - средняя численность работников. В категорию малых попадают компании со штатом от 16 до 100 человек. Организации с количеством сотрудников не более 15 человек признаются микропредприятиями, которые также относятся к категории малых. Средней считается фирма с числом работающих от 101 до 250 человек. Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

Третий критерий - выручка от реализации товаров, работ, услуг и (или) балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год. Выручка определяется в порядке, установленном НК РФ - без учета НДС. Балансовая стоимость активов определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.

Предельные значения этих величин  будет определять Правительство  РФ раз в пять лет на основе данных сплошных статистических наблюдений за субъектами малого и среднего предпринимательства.

Органы статистики вправе будут  проводить выборочное наблюдение путем  ежемесячных или ежеквартальных исследований (для микропредприятий - раз в год).

Категория предприятия изменяется, только если в течение двух календарных лет подряд численность сотрудников и выручка оказывается выше или ниже установленных законом предельных значений. [1]

Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей:

В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.

Вторая характеристика – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между предпринимателем и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.

Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.

Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

Информация о работе Основные понятия инновационного менеджмента