Основные понятия инновационного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 06:35, реферат

Описание работы

Мировой опыт подтверждает: малое предприятие - очень важный элемент рыночной экономики, без которого не может развиваться государство. Оно во многом определяет темп экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Развитие малого предпринимательства несет в себе множество важных преимуществ:
формирование среднего класса;
рост доли экономически активного населения;
создание новых рабочих мест;
трудоустройство высвобождаемых в госсекторе работников;
разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ – стр. 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы малого предпринимательства – стр. 4
1.1 Роль и значение малого предпринимательства – стр. 4
1.2 Развитие малого предпринимательства в России – стр. 6
1.3 Влияние кризисных явлений в экономике на малый бизнес – стр. 9
ГЛАВА 2. Современный уровень развития ООО «Алтай-Аристон» – стр. 11
2.1 Краткая характеристика предприятия 11
2.2 Оценка экономической эффективности функционирования предприятия – стр. 12
2.3 Факторы внутренней среды, влияющие на функционирование предприятия – стр. 14
2.4 Экономическая оценка факторов внешней среды – стр.15
ГЛАВА 3. Финансовый кризис и малые предприятия: проблемы и решения – стр. 18
3.1 Особенности текущего момента – стр. 18
3.2 Меры, направленные на снижение воздействия кризисных явлений на ООО «Алтай-Аристон» – стр. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ – стр. 22
Список использованной литературы – стр. 23

Файлы: 1 файл

реферат антикризисное управление.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

 
 

 

В ходе проведенного исследования выявлены следующие сильные и слабые стороны фирмы ООО «Алтай-Аристон»:

Сильные стороны:

-   Дилерская сеть в различных районах края

-   Наличие квалифицированного сбытового персонала

-   Наличие хорошей производственной базы (складские и офисные площади

-   Широкая номенклатура продукции

-   Высокое качество представляемой на рынок продукции

-   Эксклюзивное представительство крупного столичного поставщика

-   Умеренная цена

Слабые стороны:

-   Недостаточная степень "регуляризации" управления при росте объемов и сложности задач

-   Отсутствие налаженных механизмов поиска и управления персоналом

-   Недостаток сбытовых сотрудников требуемой квалификации

-   Отсутствие интегрированной корпоративной информационной системы

-   Трудности подтверждения и обоснования качественных характеристик продукции

-   Отсутствие целенаправленной стратегии

-   Не использование нестандартных финансовых инструментов

-   Слабая ответственность и мотивация менеджеров направлений за результаты.  

 

2.4 Экономическая оценка факторов  внешней среды

 

Внутренние факторы в основном являются результатом управленческих решений, в то время как внешние  факторы являются факторами среды, находящиеся вне предприятия, которые  оказывают серьезное влияние  на его успех. К ним следует  отнести крупных конкурентов, источники получения техники и технологии, социальные факторы, государственное регулирование и другие изменения. Хотя внешние факторы находятся вне контроля руководства, но в тоже время руководство ООО «Алтай-Аристон» стремится сделать так, чтобы их предприятие реагировало на изменения в конкретной внешней среде, так как предприятие намеревается достичь поставленных целей.  

Менеджеры ООО «Алтай-Аристон» учитывают  действие факторов, находящихся вне  организаций, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Менеджер выявляет существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию, подбирает методы и способы реагирования на внешнее воздействие. Организация вынуждена приспосабливаться к среде, чтобы выжить и сохранить эффективность.

Выделяют следующие основные характеристики внешней среды:

Взаимосвязь факторов внешней среды – уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Изменение какого-либо фактора окружения может обуславливать изменение других.

Сложность внешней среды – число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора;

Подвижность среды – скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. В высокоподвижной среде организация или подразделение должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения.

Неопределенность внешней среды – соотношение между количеством информации о среде, которой располагает организация, и уверенностью в точности этой информации. Чем неопределенней внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.

Среда прямого воздействия включает факторы, которые влияют на деятельность организации. К ним относят поставщиков, акционеров, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, профсоюзы, потребителей и конкурентов.

Под средой косвенного воздействия понимают факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на организацию, но сказываются на ее функционировании. Речь идет о таких факторах, как состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах.

Итак, рассмотрим существующие на данном этапе положительные и отрицательные моменты внешнего окружения ООО «Алтай-Аристон».

- Угрозы во внешнем  окружении

Политика

è Неблагоприятные изменения в  торговой политике иностранных государств

Сопоставляемые факторы  внутренней среды:

· Устойчивые связи с большим  числом клиентов// /Сильная сторона

· Ориентация в основном на зарубежных поставщиков // /Слабая сторона

· Недиверсифицированная деятельность// /Слабая сторона

è Увеличение таможенных пошлин

Сопоставляемые факторы  внутренней среды:

· Ориентация в основном на зарубежных поставщиков// /Слабая сторона

Экономика

è Возможный спад в российской промышленности и замедление роста рынка

Сопоставляемые факторы  внутренней среды:

· Понимание руководством значения и необходимости "регулярного  менеджмента"// /Сильная сторона

· Отсутствие целенаправленной стратегии// /Слабая сторона

· Не использование нестандартных  финансовых инструментов// /Слабая сторона

· Отсутствие интегрированной корпоративной  информационной системы// /Слабая сторона

· Недиверсифицированная деятельность// /Слабая сторона

è Неблагоприятные изменения в обменных курсах валют

Сопоставляемые факторы  внутренней среды:

· Достаточный оборотный капитал  из-за льготных условий основного  поставщика// /Сильная сторона

· Не использование нестандартных  финансовых инструментов// /Слабая сторона

Технология

è Рост количества "суррогатов" продукции

Сопоставляемые факторы  внутренней среды:

· Широкая номенклатура продукции// /Сильная сторона

· Высокое качество представляемой на рынок продукции// /Сильная сторона

· Умеренная цена// /Сильная сторона

· Трудности подтверждения и  обоснования качественных характеристик продукции// /Слабая сторона

Рыночное окружение

è Применяемые российскими производителями-конкурентами формы неденежной оплаты, трудновыполнимые для компании

Сопоставляемые факторы  внутренней среды:

· Хорошая постановка и компьютеризация  бухгалтерского учета// /Сильная сторона

· Не использование нестандартных  финансовых инструментов// /Слабая сторона

· Отсутствие интегрированной корпоративной  информационной системы// /Слабая сторона

è Возможность проникновения на рынок западных компаний в случае изменения их ценовой политики

Сопоставляемые факторы  внутренней среды:

· Дилерская сеть в различных  регионах// /Сильная сторона

· Высокое качество представляемой на рынок продукции// /Сильная сторона

· Наличие квалифицированного сбытового  персонала// /Сильная сторона

· Наличие хорошей производственной базы (производственные и офисные  площади)// /Сильная сторона

· Устойчивые связи с большим  числом клиентов// /Сильная сторона

· Известность торговой марки// /Сильная  сторона

· Отсутствие целенаправленной стратегии// /Слабая сторона

· Недостаточная степень "регуляризации" управления при росте объемов  и сложности задач// /Слабая сторона

· Не использование нестандартных  финансовых инструментов// /Слабая сторона

· Отсутствие налаженных механизмов поиска и управления персоналом// /Слабая сторона

· Недостаток сбытовых сотрудников  требуемой квалификации// /Слабая сторона

· Отсутствие интегрированной корпоративной  информационной системы// /Слабая сторона

è Существующие на данном рынке неэкономические  методы конкуренции

Сопоставляемые факторы внутренней среды:

· Дилерская сеть в различных  регионах// /Сильная сторона

· Наличие квалифицированного сбытового  персонала// /Сильная сторона

· Наличие хорошей производственной базы (производственные и офисные  площади)// /Сильная сторона

· Эксклюзивное представительство  завода-поставщика// /Сильная сторона

· Шестилетний опыт работы на рынке// /Сильная сторона

· Недостаточная степень "регуляризации" управления при росте объемов  и сложности задач// /Слабая сторона

· Не использование нестандартных финансовых инструментов// /Слабая сторона

· Слабая ответственность и мотивация  менеджеров направлений за результаты// /Слабая сторона

· Отсутствие налаженных механизмов поиска и управления персоналом// /Слабая сторона

· Недостаток сбытовых сотрудников требуемой квалификации// /Слабая сторона

· Отсутствие интегрированной корпоративной  информационной системы// /Слабая сторона.

Таким образом, торговая фирма ООО  «Алтай-Аристон» имеет ряд преимуществ  перед конкурентами на рынке, но и отмеченные негативные стороны дают менеджменту предприятия пищу для размышления и показывают направления для дальнейшего развития.

 

ГЛАВА 3. Финансовый кризис и малые предприятия: проблемы и  решения

3.1 Особенности текущего момента

 

Малый бизнес до недавнего времени  был одной из самых динамичных составляющих российской экономики. В 2005-2007 гг. среднегодовые темпы роста объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в целом по России составляли 15-20%. Это можем наблюдать на примере ООО «Алтай-Аристон» - типичном представителе малого предпринимательства во второй главе данного исследования. По предварительным итогам 2008 г. - уже 5-7%, а в 2009 г. показатели развития малого бизнеса уйдут в минус. В большей степени от кризиса страдают промышленные и строительные компании, а также малые предприятия, оказывающие бизнес-услуги. При углублении кризиса более половины из них (то есть 10% от общего числа малых предприятий в России) будут вынуждены заморозить свою деятельность и уйти с рынка. Малые предприятия в сфере торговли, общественного питания и производства товаров потребления (на них в общей сложности приходится порядка 40% всех малых предприятий) только начали ощущать кризисные явления, но уже готовятся к большему спаду — не менее чем на 20-25% по итогам 2009 г. Шанс выжить, а возможно, и улучшить свое положение имеют малые предприятия, производящие недорогую продукцию и предлагающие услуги населению. Уже сейчас они активно наращивают долю дешевого продукта для замещения дорожающих импортных товаров. Всем остальным за жизнь придется бороться, не брезгуя никакими средствами.

Государство в борьбе за выживание  не помощник. Скорее наоборот. Малые  предприятия вынуждены преодолевать возросшее административное давление со стороны проверяющих и контролирующих органов. В частности, в конце 2008 — начале 2009 г., по данным опроса НИСИПП[1], более чем в 2 раза увеличился прессинг налоговых органов, стремящихся выполнить свой план и взять все до последней копейки с тех, с кого легче всего «стрясти». Например: Предприниматели - матери-одиночки с малолетними детьми, доход, которых не позволяет получать даже мизерное пособие, но вынужденные выплачивать необходимое государству. Сыт ли при этом ребенок – уже проблема матери.

Теневые издержки бизнеса на преодоление  административных барьеров, по экспертным оценкам, и так уже составляют порядка 6-7% от выручки предприятия, а в условиях ужесточения административного прессинга они будут только увеличиваться. Возможная помощь от государства в объеме 30-50 млрд руб. вряд ли сможет снизить негативное влияние кризиса. Просто потому, что не дойдет до получателей. Так, в 2008 г. при выделении 9 млрд. руб. лишь около 6000 малых предприятий из 1 млн (то есть 0,6%) смогли получить какую-то поддержку. Вряд ли в условиях кризиса механизм помощи малому бизнесу будет более эффективным. Заставить банки кредитовать малые предприятия тоже вряд ли получится.

Спасаясь от административного  давления и кризиса, предприятия  уходят в тень. По данным НИСИПП, доля теневой активности малых предприятий до кризиса составляла порядка 30-40% от оборота фирмы. Ожидается, что из-за кризиса в этом году цифра может увеличиться до 60%. Малый бизнес и так ожидает резкий спад, а из-за столь массированного ухода в тень официальная статистика может и вовсе показать коллапс этого сектора экономики.

Вновь входит в практику давно забытая  «бартеризация». В условиях отсутствия оборотных средств и живых  денег малые предприятия переходят  на взаимные расчеты путем обмена товарами и услугами. В регионах уже начинают создаваться так называемые антикризисные расчетно-товарные центры, действующие по сетевому принципу и специализирующиеся на обмене товаров и неплатежей. Конечно, вряд ли доля бартера в товарообороте малых предприятий достигнет уровня, зафиксированного во время кризиса 1998 г. (около 70-80%), но очевидно, что она резко увеличится. Наблюдается тенденция увеличении количества фирм-однодневок, специально создаваемых для манипуляции активами и сокрытия доходов. Собственники малого предприятия могут регистрировать новую организацию и переводить туда все ценные активы прежней организации, оставляя за последней все долги и обязательства. Кредиторы же предприятия в данной ситуации останутся ни с чем. Таким образом, всеобщее «затемнение» ведет, может быть, к самому опасному — полной потере доверия предпринимателей друг к другу.

Итак, кризис может обусловить значительное количественное сужение малого бизнеса, то есть уход с рынка (прежде всего  «в тень») части малых предприятий, вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою легальную хозяйственную деятельность, сокращение численности занятых на малых предприятиях, снижение объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях.

Анализ специфики кризисных явлений и специфики малого бизнеса позволяет выделить следующие проблемные и уязвимые точки субъектов малого предпринимательства (Табл.4). [17]

Информация о работе Основные понятия инновационного менеджмента