Основные постулаты менеджмента в современном менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 21:40, реферат

Описание работы

Принципы управления производством, обществом и личностью опираются на диалектический закон развития, обобщающий опыт человеческой цивилизации. При смене социально-политических формаций, при непрерывном развитии всех явлений в мире изменяются и совершенствуются методы, формы, техника и сами принципы управления. Изменения политической и экономической ситуации в стране, переход на новый уровень знаний наполняют новым содержанием теорию и практику, нельзя пользоваться принятой системой категорий вечно.

Содержание работы

Введение ---------------------------------------------------------------------------------- 3

1. Сущность и содержание принципов менеджмента-------------------------- 4
2. Современные принципы менеджмента------------------------------------------ 5
Заключение -------------------------------------------------------------------------------- 12

Список литературы ---------------------------------------------------------------------- 14

Файлы: 1 файл

Осн.постулаты совр.менедж.docx

— 29.43 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 
Высшего профессионального образования 
«Владимирский государственный университет имени 
Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Кафедра менеджмента и маркетинга

 

 Реферат на тему

Основные постулаты менеджмента 

      в современном  менеджменте

 

 

 

           Выполнила:

Виноградова Н. А.

                       Ст. гр. СО-109

 

Приняла:

                   Румянцева Р.Н.

        Владимир  2013

  Содержание

 

Введение ---------------------------------------------------------------------------------- 3

 

1. Сущность и содержание принципов менеджмента-------------------------- 4

2. Современные принципы менеджмента------------------------------------------ 5

Заключение -------------------------------------------------------------------------------- 12

 

Список литературы ---------------------------------------------------------------------- 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Наука управления имеет в  своей основе систему базовых  положений, принципов, которые присущи  только ей, и при этом опирается  на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением. Очевидно, что, прежде чем приступить к изучению социально-психологических аспектов управления и искусству воздействия  на личность и коллектив, необходимо рассмотреть фундаментальные основы менеджмента - его принципы. Дом начинают строить не с крыши, а с его  фундамента.

Принципы управления производством, обществом и личностью опираются  на диалектический закон развития, обобщающий опыт человеческой цивилизации. При смене социально-политических формаций, при непрерывном развитии всех явлений в мире изменяются и  совершенствуются методы, формы, техника  и сами принципы управления. Изменения  политической и экономической ситуации в стране, переход на новый уровень  знаний наполняют новым содержанием  теорию и практику, нельзя пользоваться принятой системой категорий вечно. Время меняет и язык науки, терминологию, и неудивительно, если какой-либо принцип  управления при неизменности его  сути называется в разных странах, в  различных национальных школах менеджмента  по-своему.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение принципов  управления.

 

 

 

 

 

Сущность и  содержание принципов менеджмента

Основными составляющими  любой организации являются задачи, люди и управление. Для успешного  существования организации необходимо поддерживать определенный баланс между  этими тремя процессами. И ключевая роль в поддержании этого баланса  принадлежит менеджменту.

Система менеджмента опирается  на выработанные и обоснованные методы и принципы. Что такое принципы менеджмента и можно ли в современном  производстве обойтись без них? Ведь в прошлом, не зная ни о каких принципах, люди успешно вели свою хозяйственную  деятельность. Здесь нужно отметить, что в своей деятельности люди всегда руководствовались определенными  принципами, может быть, упрощенными.

В относительно недалеком  прошлом не было сложной системы  хозяйственных связей, обусловленной  развитием специализации и кооперации труда и научно-техническим прогрессом. В современных условиях, не опираясь на досконально обоснованные и проверенные  практикой принципы менеджмента, невозможно обеспечить эффективное развитие предприятия  и экономики в целом.

Основные принципы определяют философию и стратегию руководства  предприятием и его звеньями. В  определенной мере они призваны служить  рекламой предприятию. На основании  выработанных принципов корректируются цели деятельности предприятия, уточняются приоритеты, формулируются его политика, разрабатываются методы. Реализация принципов, целей, приоритетов и  политики предприятий осуществляется с помощью соответствующих рабочих  методик, инструкций, положений и  нормативов.

Общественно-производственные отношения определяют роль и место  каждого работника в процессе производства, обмена, распределения  и потребления. От качества и оперативности  работы каждого из них зависит  конечный результат – итог деятельности огромного коллектива.

Принципы менеджмента  относятся к числу важнейших  категорий управления. Под ними понимают основные фундаментальные идеи, представления  об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно из законов и  закономерностей управления.

Таким образом, принципы менеджмента  отражают объективную реальность, существующую независимо от сознания человека, иначе  говоря, они объективны. Вместе с  тем, каждый из принципов — это  идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мысленно совершает каждый руководитель на уровне его познаний общей и профессиональной культуры. Так как принципы принадлежат  субъекту, то они имеют субъектный характер. Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к  закону, тем точнее знание, тем эффективнее  деятельность руководителя в сфере  управления.

 

Современные принципы менеджмента

Каждый ученый и каждая научная школа помимо общепризнанных принципов менеджмента, выдвигают  ряд принципов, которые не могут  быть включены в вышеприведенную  классификацию. Рассмотрим некоторые  из них.

1. Принцип системности  и комплексности. Этот принцип  требует одновременно и комплексного, и системного подходов к управлению. Системность означает необходимость  использования элементов теории  больших систем, системного анализа  в каждом управленческом решении.  Комплексность в управлении означает  необходимость всестороннего охвата  всей управляемой системы, учета  всех сторон, всех направлений,  всех свойств. Например, это может  быть учет всех особенностей  структуры управляемого коллектива: возрастных, этнических, конфессиональных, профессиональных, общекультурных  и т. д. Таким образом, системность  означает попытки структурировать проблемы и решения по вертикали, комплексность - развернуть их по горизонтали. Поэтом системность более тяготеет к вертикальным, субординационным связям, а комплексность - к горизонтальным, координационным связям. Способности руководителей при этом могут существенно различаться, поскольку при этом предъявляются несколько различные требования к складу мышления, его аналитико-синтетическим функциям.

2. Принцип демократического  централизма. Этот принцип является  одним из важнейших и означает  необходимость разумного, рационального  сочетания централизованного и  децентрализованного начал в  управлении. Централизация означает  концентрацию властных полномочий  на верхнем уровне руководства  организацией. Цель централизации  - увеличение синергии, улучшение  координации, предотвращение ошибок  на нижних уровнях управления. Негативные стороны централизации  заключаются в снижении оперативности  управления, уменьшения возможностей  адаптации к новым условиям  работы. Имеет несомненные преимущества  при решении глобальных, стратегических  задач, позволяет широко, масштабно  распределять все виды резервов  и ресурсов, но при этом неизбежно  подавляется творческая инициатива  исполнителей, не всегда оптимально  решаются тактические задачи. Но  в некоторых, чаще всего экстремальных,  ситуациях принцип единоначалия  совершенно незаменим. Трудно  представить себе управление  армией без реализации этого  принципа или семью без главы  - отца или матери. Важное следствие  имеет принцип единоначалия - работник  должен получать приказы только  от одного непосредственного  начальника. Децентрализация управления - это передача или делегирование  прав и ответственности за  ряд ключевых решений на нижние  уровни управления организацией. Цель децентрализации - облегчение  процессов принятия решений и  инициатив на нижних уровнях  управления. Оперативность руководства,  высокая адаптивность организации  к новым условиям. Негативные стороны децентрализации - эмерджентность, обособленность частей, что часто ведет к конфликтам, ослаблению контроля и единства в действиях. Освобождает членов коллектива от постоянной докучливой опеки, эффективно стимулирует инициативу, полнее раскрывает потенциальные возможности личностей. Рядовой работник выполняет задание с удвоенной энергией, если ему предоставляется хотя бы минимальная степень действительного контроля ситуации. На уровне государства это соотношение между центром и регионами, на уровне предприятия - соотношение прав и ответственности между руководителем и коллективом. Противоречивость принципа демократического централизма следует рассматривать как существование, развитие, взаимопереход полярных противоположностей демократии и централизма. При недостаточно благоприятных социально-экономических условиях и жесткости управления преобладая централизм. Он необходим в чрезвычайных условиях (ведение военных действий, экономический или политический кризис, этническая напряженность, нарушение норм морали и этики руководителями государства). Демократизм в управлении тем выше, чем выше уровень квалификации работников, чем более творчески является содержание труда, чем более стабильным и эволюционным является развитие общества. Наиболее предпочтительным в управлении социально-экономической системой является равновесие между централизмом и демократией. Однако на практике зачастую одно преобладает над другим.

3. Принцип оптимизации  управления. Любая управляемая система  эволюционно развивается, совершенствуется, в ней возрастает упорядоченность,  оптимизируется структурная организация.  Источником, причиной развития являются  внутренние противоречия системы.  Противоречия как диалектическая  категория являются необходимым  и существенным фактором развития, любого поступательного движения. Но накопление противоречий может  привести к хаосу, потере управления, к регрессу. Своевременная обработка информации о внутренних процессах в системе и ее осмысление позволяют принимать разумные управленческие решения, совершенствовать внутрисистемные связи, повышать эффективность взаимодействия с внешней средой. Оптимизация управления позволяет совершенствовать структуру управляемого объекта и повышает его функциональные возможности, что в итоге ведет к ослаблению или полному устранению внутрисистемных негативных процессов. Это важный принцип управления можно сформулировать так - оптимизация управления повышает эффективность управляемой системы.

4. Принцип соответствия. Определить соответствие работника  занимаемой должности - задача  не из легких. Необходим опыт  и умение отделить профессиональные  деловые качества от словесной  мишуры и внешней помпезности  сотрудника. Чаще всего люди пытаются  откусить больший кусок, чем  могут проглотить, ведь обычно  человек весьма высокого мнения  о своих способностях и интеллекте. Значительно реже встречаются  случаи недооценки своих возможностей, робости, застенчивости. Если  человеку с хорошим образованием  поручить выполнять рутинную  канцелярскую работу, то значительная  часть его знаний пропадет  без пользы, а сам сотрудник  будет стараться сменить место  работы ради более интересной  должности.

5. Принцип автоматического  замещения отсутствующего. Замещение  отсутствующих (болезнь, отпуск, командировка) должно решаться автоматически  на основе действующих служебных  должностных инструкций и регулироваться  формально. В каждой должностной  инструкции должно быть ясно  и однозначно сказано о необходимости  владеть кругом вопросов, относящихся  к компетенции двух-трех ближайших  коллег для выполнения их функций  в особых случаях. 

6. Принцип первого руководителя. Этот принцип гласит - при организации  выполнения важного производственного  задания контроль за ходом работ должен быть оставлен за первым руководителем предприятия, т.к. только первое лицо имеет право и возможность решать или поручать решение любого вопроса, возникающего при внедрении этого мероприятия.

7. Принцип одноразового  ввода информации. В деятельности  руководителя информация, ее оперативность  и достоверность, играет решающую  роль, т.к. она является предметом,  средством и продуктом управленческого  труда. Один раз введенная в  память компьютера информация  может неоднократно использоваться  для решения целого комплекса  информационно связанных задач  - вот суть этого важного принципа  управления. Накопление производственной, экономической, кадровой и нормативно-справочной  информации является основой  для создания баз и банков  данных, незаменимым инструментом  для получения руководителем  и всеми структурными подразделениями  предприятия объективных и достоверных  данных о ходе технологического  процесса.

8. Принцип новых задач.  Применение современных систем  математического программирования  и технических средств обработки  информации позволяет решать  и накапливать принципиально  новые производственные и научные  задачи. Неразумно создавать автоматизированные  системы только в расчете на  традиционные методы управления  производством и действующие  технологии. Применение современной  компьютерной техники и мощного  комплекса программных средств  позволяет создавать новые методики  планирования и управления, новые  информационные технологии, которые  в традиционных системах нельзя  было применить из-за невозможности  обработки большого объема информации  в жесткие сроки.

9. Принцип повышения квалификации. Реализация принципа обязательного  повышения квалификации традиционно  встречала сопротивление на всех  уровнях управления - работники низших  иерархических уровней отказываются  от любых форм учебы и повышения  квалификации ("Зачем мне это надо, я и так ничего не пойму"), а высшие руководителя уже все давно "знают". Принцип управления настоятельно требует обязательного повышения квалификации всех сотрудников, занятых в производственном процессе, независимо от занимаемой должности. Другим методом управления обучения является ротация по службе, когда специалистов различного профиля перемещают на срок от трех месяцев до года из отдела в отдел. Ротация позволяет ознакомить сотрудников фирмы со многими сторонами деятельности предприятия, уяснить необходимость координации и взаимосвязи отделов. Необходимость ротации и постоянного повышения своего профессионального мастерства объясняется особенностями человеческой психики.

Информация о работе Основные постулаты менеджмента в современном менеджменте