Основные принципы государственной политики в области культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 12:52, реферат

Описание работы

В России же одной из главных проблем является традиционное понимание культуры как сферы неполитической. Это выводит ее из области приоритетных направлений социального развития. В сознании региональных элит и лиц, принимающих политические решения на федеральном уровне, культура выступает неким дополнительным, вторичным фактором развития, решение проблем которой можно безболезненно отложить до лучших времен. Едва ли нужно объяснять, к каким реальным последствиям приводит такой подход.

Файлы: 1 файл

Государственное управление культурой.docx

— 39.66 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Каждая страна имеет свои административные структуры, призванные содействовать культурному развитию. В 60—70-е гг. во многих странах появились  министерства культуры, сфера деятельности которых большей частью ограничивалась лишь некоторыми направлениями. На сегодняшний  день широкое понимание культуры, принятое многими правительствами, включает образование, средства массовой коммуникации, туризм, социальное обслуживание, воспитание молодежи. Очевидно, что  управление столь различными и широкими сферами производится разными ведомствами. Поэтому для координации их деятельности создаются комитеты по связи между  правительственными ведомствами или  парламентские комиссии.

В России же одной из главных проблем  является традиционное понимание культуры как сферы неполитической. Это  выводит ее из области приоритетных направлений социального развития. В сознании региональных элит и лиц, принимающих политические решения  на федеральном уровне, культура выступает  неким дополнительным, вторичным  фактором развития, решение проблем  которой можно безболезненно  отложить до лучших времен. Едва ли нужно  объяснять, к каким реальным последствиям приводит такой подход.

В науке рассмотрение политики и культуры как составляющих общественной системы имеет широкое распространение и глубокие корни – как в позитивистской традиции западного мышления, так и в марксистско-ленинской традиции. Предполагается, что культура не способна оказать значительного воздействия на процессы, формирующие политические отношения в обществе. Однако многие западные и российские исследователи признают необходимость пересмотра традиционных представлений о государственной культурной политике.

 

1. Основные принципы  государственной политики в области  культуры

 

Культурная деятельность – деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

Государственная культурная политика (политика государства в  области культурного развития) – совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.

Важнейшие направления культурной деятельности определены в принятых 9 октября 1992 г. «Основах законодательства Российской Федерации о культуре». Это:

  • выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;
  • художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство;
  • архитектура и дизайн, другие виды и жанры искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;
  • самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование;
  • книгоиздание и библиотечное дело; архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;
  • эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области.

Первоочередной задачей  государства в культурной сфере  является разработка отвечающей новым  реальностям правовой базы, которая  включает: стимулирующие налоговые льготы инвесторам в сферу культуры; действие средств обеспечения сохранности и безопасности государственных культурных ценностей; возможность творческого труда и реализации права на «свободную профессию»; меры, усиливающие ответственность за преступления против культурного наследия страны.

Ключевыми документами в  области государственной культурной политики также являются федеральные  целевые программы «Культура  России» (2001-2005 гг., 2006-2010 гг.).

Их появление в нашей  стране неслучайно. В 2001 - 2005 годах в  стране наблюдалась политическая и  экономическая стабильность. Укрепился  институт частной собственности, осуществлялся  процесс реформирования бюджетного и налогового законодательства. Появились  предпосылки для экономического роста.

Общество и государство  вновь обратились к проблемам  культуры. Важным шагом стало принятие федеральной целевой программы  «Культура России (2001 - 2005 годы)», благодаря  реализации которой удалось в  основном остановить спад в сфере  культуры, добиться расширения участия  государства в ее поддержке, увеличения финансирования. Это позволило предотвратить  утрату целого ряда памятников культуры, укрепить межнациональные и межрегиональные  связи.

Вместе с тем накопившиеся за время экономического спада проблемы в сфере культуры значительно  превышают возможности государства  по их решению. Отрасль, традиционно  ориентированная на государственную  финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночной экономике. Темпы износа особо ценных недвижимых объектов культурного наследия продолжают отставать от темпов их восстановления. Аналогичная ситуация складывается с музейными фондами. По сути, сегодня  продолжается процесс постепенной  утраты национального достояния  страны (как материального, так и  духовного), накопленного предыдущими  поколениями. До настоящего времени отсутствуют рыночные критерии оценки как движимых, так и недвижимых объектов культурного наследия.

По мере возрастания роли культуры в обществе она перестает  быть просто одной из форм удовлетворения потребностей. Вывод культуры на уровень, позволяющий ей стать активным участником социально-экономических процессов, требует определенных усилий со стороны  государства. Инвестирование государства  в культуру означает инвестирование в «человеческий капитал».

Реформирование в сфере  культуры является прямым следствием происходящих экономических и политических преобразований. Необходим поиск  таких решений, которые позволили  бы, с одной стороны, обеспечить сохранность  культурных ценностей, а с другой, – создать экономические механизмы, позволяющие культуре эффективно развиваться в новых рыночных условиях.

Основными формами управленческой деятельности в области культуры являются:

  • поддержка культурной деятельности как деятельности, направленной на сохранение, создание и освоение культурных ценностей;
  • обеспечение условий труда и занятости творческих работников и их объединений;
  • правовая охрана культурных ценностей;
  • непосредственное управление учреждениями культуры и их финансирование.

Важным фактором, способствующим развитию отрасли, является создание институтов государственно-частного партнерства, которое предусматривает:

  • развитие меценатства и благотворительности в сфере культуры;
  • развитие рынка культурных ценностей, совместное участие государства и бизнеса в развитии этого рынка, а также в экономически эффективных проектах в сфере культуры.

Развитие рынка культурных ценностей предполагает решение  вопросов, связанных с их оценкой  и страхованием.

Усиление позиций российской культуры за рубежом, формирование имиджа России, как страны великих культурных традиций – составная часть государственной  стратегии интеграции в систему  международных отношений.

 

 

2. Развитие законодательства  в области культуры

Мировая практика и отечественный  опыт свидетельствуют об исключительной роли правового регулирования культурной жизни в любой стране и, в особенности, в переломные моменты общественного развития. Суть права в области культуры – это гарантии свободы культуры и культурной деятельности личности, посредством гармонизации отношений различных субъектов культурной жизни личности, объединений граждан и государства.

Развитие рыночной экономики, строительство новой российской государственности  потребовали  уделить особое внимание формированию правового пространства деятельности в  сфере  культуры.  Тем более  что  до  1992 года мы имели лишь один специальный закон, регулирующий отношения в сфере культуры.  Это Закон «Об охране и использовании  памятников  истории и культуры»,  принятый в 1978 году.

В 1992 году были приняты «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», в которых впервые в развернутом виде определены права и свободы человека, народов и этнических общностей в области культуры. Установлены обязанности государства в области культуры, уточнено разделение компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Определены принципы государственного финансирования культуры и регулирования экономической деятельности в этой сфере, основы участия в международных культурных обменах.

Принятие «Основ законодательства» стимулировало интенсивную нормотворческую деятельность в сфере культуры. С 1992 года начинается наработка законодательной базы.

Можно выделить ряд наиболее значимых и необходимых для развития отрасли федеральных законов и программ.

Закон РФ от 29.12.94 г. № 79-ФЗ «О библиотечном деле» явился правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации. Он установил принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность. Закон регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в соответствии с принципами и нормами международного права.

Закон РФ от 26.05.96 г. № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» определяет особенности правового положения музейного фонда РФ, а также особенности создания и правовое положение музеев в РФ.

Указ Президента РФ от 01.07.96 г. № 1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» определил стратегические направления развития дальнейшей правовой базы культурной сферы. Программе «Развитие и сохранение культуры и искусства в РФ (1997-1999 годы)» присвоен статус президентской, учреждено 100 грантов Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения, повышены стипендии для выдающихся деятелей культуры и искусства, рассмотрены вопросы о передаче собственности, образован Совет при Президенте РФ по культуре и искусству.

В октябре 1996 года утверждено Положение о данном Совете, его  состав. Это постоянно действующий  консультативный орган, информирующий  Президента РФ о процессах, происходящих в области культуры и искусства  и обеспечивающий взаимодействие Президента Российской Федерации с организациями  и деятелями культуры и искусства. Одна из основных задач Совета – подготовка предложений Президенту РФ по определению направлений государственной политики в области культуры и искусства и конкретных мер по ее реализации.

Кинематография России является неотъемлемой частью культуры и искусства, должна сохраняться и развиваться  при поддержке государства. Закон РФ от 22.08.96 г. №126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии в Российской Федерации» определил основные направления деятельности государства по сохранению и развитию кинематографии и установил порядок государственной поддержки кинематографии.

Важное место в правовой сфере культуры занимает Постановление Гос Думы ФС РФ от 05.03.97 г. № 1189-2 ГД «О проекте Федерального Закона «О творческих работниках и творческих союзах». Этого закона давно ждут все работники культуры и искусства. Он должен определить правоотношения государства с творческими работниками литературы и искусства, а также порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации их творческих союзов. Цель закона – обеспечить правовые гарантии и способствовать деятельности творческих объединений в интересах развития литературы и искусства, сохранения художественных школ и традиций, повышения престижа творческих профессий в обществе, защиты прав творческих работников на свободное самовыражение, правовые, материальные, социальные и иные гарантии их конституционных прав. Закон должен определить правовой статус творческого работника, а также правовой статус специфического вида общественного объединения – творческого союза, порядок его создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, его правоотношения с органами государственной власти и органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими и физическими лицами. К сожалению, работа над проектом закона идет очень трудно, до настоящего времени он не принят.

Среди наиболее значимых документов, принятых Правительством, следует выделить также:

  1. «Положение о лицензировании отдельных видов деятельности на памятниках истории и культуры» [3];
  2. «Положение о порядке приватизации памятников истории и культуры»;
  3. «Положение об основах хозяйственной деятельности организаций культуры и искусства».

Принятие последнего положения  имеет особое значение. До этого  учреждения культуры работали согласно документу, принятому еще в 1989 году комиссией под руководством Л.И.Абалкина при Совете Министров России. После принятия множества законодательных актов об основах хозяйствования в условиях рыночной экономики крайне важно было юридически закрепить те права, которыми сейчас пользуются учреждения культуры. Это и было сделано благодаря принятию нового положения.

 

 

    1. Административно-правовой статус органов управления в области культуры

 

Управленческая деятельность в области культуры осуществляется Правительством, системой федеральных  и иных органов исполнительной власти.

Правительство обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение, как культурного  наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов  Российской Федерации [12].

Информация о работе Основные принципы государственной политики в области культуры