Основные принципы государственной политики в области культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 12:52, реферат

Описание работы

В России же одной из главных проблем является традиционное понимание культуры как сферы неполитической. Это выводит ее из области приоритетных направлений социального развития. В сознании региональных элит и лиц, принимающих политические решения на федеральном уровне, культура выступает неким дополнительным, вторичным фактором развития, решение проблем которой можно безболезненно отложить до лучших времен. Едва ли нужно объяснять, к каким реальным последствиям приводит такой подход.

Файлы: 1 файл

Государственное управление культурой.docx

— 39.66 Кб (Скачать файл)

Компетенцию на определенных участках культурного «строительства»  реализуют такие федеральные  органы исполнительной власти, как: Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральная служба по надзору  за соблюдением законодательства в  сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федеральное  архивное агентство, Федеральное агентство  по культуре и кинематографии, Федеральное  агентство по печати и массовым коммуникациям. Ряд управленческих вопросов решают союзы журналистов, кинематографистов, художников и другие творческие союзы, действующие в соответствии с  их уставами.

Соответствующие органы исполнительной власти создаются в субъектах  Федерации. В их непосредственном ведении  находится большинство объектов культуры (библиотеки, дома и дворцы культуры, клубы, кинотеатры, цирки, музеи  и т.д.).

Министерство культуры и  массовых коммуникаций Российской Федерации, согласно Положению о нем, утвержденному  постановлением Правительства от 17 июня 2004 г., является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия и кинематографии, средств массовой информации и массовых коммуникаций, архивного дела.

 Министерство является специально уполномоченным государственным органом охраны памятников истории и культуры, а также специально уполномоченным органом государственного контроля за соблюдением установленного порядка вывоза из России и ввоза на ее территорию культурных ценностей, реализации предметов антиквариата, а также правил внешнеэкономической деятельности в отношении культурных ценностей.

Министерство культуры России имеет территориальные органы по сохранению культурных ценностей [8].

Основными задачами Министерства являются:

  • осуществление в сфере культуры государственной политики, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционных прав граждан РФ на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям и направленной на сохранение исторического и культурного наследия;
  • содействие развитию национальных культур народов России;
  • определение целей и приоритетов в развитии отдельных видов культурной деятельности, профессионального искусства, музейного и библиотечного дела, народного творчества, образования и науки в сфере культуры;
  • разработка и реализация в соответствии с международными обязательствами РФ системы мер по предупреждению незаконных вывоза, ввоза культурных ценностей и передачи права собственности на культурные ценности;
  • осуществление государственного контроля за вывозом из России культурных ценностей, соблюдением установленного порядка реализации предметов антиквариата, а также соблюдением правил внешнеэкономической деятельности в отношении культурных ценностей;
  • управление деятельностью подведомственных организаций.

Министерство культуры и  массовых коммуникаций Российской Федерации  осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федерального архивного агентства, Федерального агентства по культуре и кинематографии, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям [5].

Цели, задачи, основные направления  и приоритеты  государственной библиотечной политики, осуществляемые Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации определяются вхождением России в информационное общество, формированием общества знаний, а также социально-политическими и экономическими преобразованиями в стране. Круг задач, стоящих перед библиотеками и решаемых ими постоянно расширяется. В условиях реформирования России и бурного развития глобального информационного пространства библиотеки играют весомую роль в социокультурной адаптации населения,  вносят важный вклад в сохранение информационной и культурной целостности нашей огромной страны, в обеспечение единства ее регионов и центра, в развитие демократии и местного самоуправления, в становление гражданского общества [4].

Библиотеки собирают, хранят и постоянно актуализируют информацию обо всем, что человек создал,  что захотел и что смог сохранить. Людям необходим доступ к информации и знаниям именно с помощью библиотек практически единственных бесплатных учреждений культуры, сеть которых охватывает всю территорию страны. Весь мир сегодня активно развивает систему библиотечного обслуживания населения, понимая, что информационные ресурсы библиотек имеют значение стратегических ресурсов, определяющих уровень социально-экономического развития и интеллектуальный потенциал любой страны.

Поэтому в Основных направлениях государственной культурной политики по развитию культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации до 2015 года и  в плане действий по их реализации, утвержденных Правительством Российской Федерации, важнейшее место занимают вопросы развития библиотечного дела.

Целью государственной политики России в области библиотечного  дела является содействие созданию и  функционированию системы библиотечного  обслуживания, способной обеспечить гражданам максимально быстрый  и полный доступ к информации, реализация их конституционных прав на свободный  доступ к информации и знаниям, а  также сохранение национального  культурного наследия, хранящегося  в библиотеках [10].

Не менее важна функция  организации государственной политики России в области музейного фонда  РФ. По законодательству РФ, музейный фонд – совокупность постоянно находящихся  на территории РФ музейных предметов  и музейных коллекций, гражданский  оборот которых допускается только с соблюдением ограничений, установленных  федеральными законами.

Музейный фонд РФ состоит  из государственной и негосударственной  частей. По законодательству РФ в состав государственной части входят музейные предметы и музейные коллекции, находящиеся в федеральной собственности и в собственности субъектов РФ, независимо от того, в чьем владении они находятся. Тогда как в состав негосударственной части входят музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав музейного фонда РФ и не относящиеся к его государственной части.

 

Заключение

 

Можно ли управлять культурой? По этому  поводу ведутся долгие и подчас непримиримые споры между двумя сторонами, которые в тех или иных вариантах  существуют почти во всяком обществе. На одной стороне выступают преимущественно  сами деятели культуры, постоянно  отвергающие «вмешательство» государства  или каких-либо «посторонних» институтов в такое «творческое и тонкое»  дело, как культурное созидание. Борьба против всякого рода бюрократических  или идейных ограничений за свободу  художника от всего, что сковывает  его творчество, и за доступ широких  слоев населения к продуктам  художественного и интеллектуального  творчества – постоянный факт истории культуры.  
 Вместе с тем, как мы уже видели, существуют различного рода регулирующие институты, направляющие культурную жизнь, что-то поощряющие, что-то ограничивающие, а иногда и подавлявшие.

 В развитии культурного  процесса возникают коллизии  между тенденциями к централизации  культурной деятельности со стороны  государства и ее демократизацией,  которую требуют неправительственные  организации. Вмешательство правительственных  органов в работу культурных  организаций и групп зачастую  просто необходимо, так как без  правительственной поддержки они  могут не выдержать затруднений  разного рода (и не только финансовых, но и правовых, политических и  т.д.) и перестанут существовать. Вместе с тем государственное  вмешательство чревато зависимостью  культурной деятельности от власти, правящих кругов и деформацией  культурной жизни в целом.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.)
  2. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (принят ГД ФС РФ 14.04.1995, с изм. и доп., вступающими в силу с 18.04.2006)
  3. Федеральный закон от 08.08.2001 №128-ФЗ (ред. от 04.12.2006) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (принят ГД ФС РФ от 13.07.2001)
  4. Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 24.04.1996 г.
  5. Федеральный закон от 29.12.1994 №78-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О библиотечном деле» (принят ГД ФС РФ от 23.11.1994)
  6. Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.1992 г. (в ред. Федеральных законов от 23.06.1999 N 115-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 03.11.2006 N 175-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ)
  7. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 
    "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" 
    (с изменениями от 20 мая 2004 г., 15 марта, 14 ноября, 23 декабря 2005 г., 27 марта 2006 г.)
  8. Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Культура России (2006-2010 годы)» от 8.12.2005 г.  N 740
  9. Постановление Правительства РФ «О Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации» от 17 июня 2004 г. N 289 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.01.2005 N 40, от 04.11.2006 N 653)
  10. Востряков Л. Е. «Государственная  культурная политика современной России: региональное измерение» (Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук) [Текст] / Л.Е. Востряков. – М., 2007.
  11. Жидков В.С.  Что такое культурная политика? // "Культура в современном мире" / В.С. Жидков – 1994г.,– №10,– С.53-60.
  12. Столяров И.А.  Управление культурой: организационно-экономический механизм. [Текст] / И.А. Столяров – М., «Экономика», 1989.- С.42-95.
  13. Шишкин С.В.  Экономика и управление в сфере культуры: поиск новых моделей. [Текст] / С.В. Шишкин – М., НИИК, 1992.- С.15-23.
  14. Якобсон Л.И.  Экономические методы управления в социально-культурной сфере. [Текст] / Л.И. Якобсон – М.: Экономика, 1991.- С.23-54.
  15. Официальный сайт Министерства культуры и массовых коммуникаций – www.mkmk.ru

Информация о работе Основные принципы государственной политики в области культуры