Основные принципы, правила и порядок проведения сертификации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:25, реферат

Описание работы

Тема контрольной работы «Сертификация продукции» выбрана не случайно, так как сертификация является одним из важнейших механизмов управления качеством, дающим возможность объективно оценить продукцию (услуги), предоставить потребителю подтверждение ее безопасности, экологической чистоты, а также повысить ее конкурентоспособность.

Содержание работы

Введение 3
1 Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» 5
2 Основные принципы, правила и порядок проведения сертификации продукции 10
3 Сертификация экспортируемых товаров 13
Заключение 15
Список источников и литературы 17

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО СЕРТИФ..doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

    - «разработка прогнозов развития  сертификации, правил и рекомендаций по ее проведению; обеспечение официальной информацией в области сертификации;

    - участие в работе международных  (региональных) организаций по сертификации  и проведение работ с зарубежными  национальными органами по сертификации;

    - разработка и (или) участие в разработке международных (региональных) правил и рекомендаций по сертификации;

    - разработка проектов актов законодательства  в области сертификации;

    - проведение научно - исследовательских и иных работ по сертификации, имеющих общегосударственное значение;

    - проведение государственного контроля  и надзора за соблюдением правил  сертификации и за сертифицированной  продукцией;

    - ведение Государственного реестра по сертификации и аккредитации и архивное хранение материалов по государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия;

    - другие работы по обязательной  сертификации, определяемые законодательством  Российской Федерации».

    Все работы, связанные с обязательной сертификацией, оплачивает заявитель (изготовитель продукции). Установленный порядок оплаты подлежит согласованию с Министерством финансов. Окончательный размер стоимости сертификации устанавливается в договоре между заявителем и органом по сертификации. Согласно Закону, эти расходы заявитель вправе отнести на себестоимость продукции, а в соответствии с налоговым законодательством они исключаются из подлежащих налогообложению сумм.

    Раздел  IV Закона «О сертификации продукции и услуг» устанавливает ответственность за нарушение положений данного документа. Ответственность может носить уголовный, административный или гражданско-правовой характер. Она определяется по фактам нарушения правил обязательной сертификации. Ее несут виновные юридические, физические лица или органы государственного управления. Норма ответственности определяется законодательством. Ответственность за нарушение правил сертификации установлена Законом «О защите прав потребителей» для субъектов хозяйственной деятельности, органов по сертификации, испытательных лабораторий.

    В соответствии с законами «О защите прав потребителей» и «О сертификации продукции и услуг» в России организованы испытательные лаборатории (центры), система аккредитации испытательных лабораторий, работы по сертификации в рамках большого количества систем как обязательной, так и добровольной сертификации. Для повышения доверия к результатам сертификации, защиты от необъективной информации, возможности взаимного признания и сопоставления результатов испытаний продукции были приняты Правила сертификации (работ, услуг) в Российской Федерации.  

  • 2 Основные принципы, правила и порядок проведения сертификации продукции 
  •     «Сертификация – это деятельность по подтверждению  соответствия продукции установленным требованиям».

        К основным принципам сертификации относятся:

        - обеспечение достоверности информации  об объекте сертификации;

        - объективность и независимость,  как от изготовителя продукции,  так и от потребителя;

        - профессиональность испытаний;

        - исключение дискриминации по отношению к иностранным заявителям;

        - право заявителя выбирать орган  по сертификации и испытательную  лабораторию;

        - открытость информации о результатах  сертификации или по прекращению  срока (отмене) сертификата, знака  соответствия;

        - многообразие методов испытаний с учетом особенностей объекта сертификации, его производства и потребления;

        - использование в деятельности  по сертификации рекомендаций  и правил ИСО/МЭК, региональных  организаций, положений международных  стандартов и других международных документов;

        - признание в России аккредитации  зарубежных органов по сертификации  и испытательных лабораторий,  сертификатов и знаков соответствия  на основе многосторонних и  двусторонних соглашений, в которых  участвует Российская Федерация;

        - соблюдение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну;

        - привлечение в необходимых случаях  к работам по сертификации  обществ потребителей.

        Госстандарт РФ рекомендует следующие правила по сертификации продукции:

      1. Допускается аккредитация в качестве органов по обязательной сертификации и испытательных лабораторий некоммерческих объединений и организаций любых форм собственности. К этим организациям предъявляются требования компетентности и независимости, что должно полностью исключать влияние со стороны изготовителя и потребителя на результаты испытаний и сертификации.
      2. Аккредитацию организуют и осуществляют Госстандарт и другие государственные органы управления на основании результатов аттестации организаций, претендующих выполнять функции сертификационных органов.
      3. В системе может быть аккредитовано несколько органов по сертификации одной и той же продукции. В таком случае заявителю предоставлено право выбора органа, который будет заниматься сертификацией его продукции.
      4. Орган по сертификации однородной продукции устанавливает схемы, по которым возможно сертифицировать продукцию в соответствующей системе.
      5. При положительных результатах сертификации орган по сертификации выдает сертификат соответствия и лицензию на применение знака соответствия. Последний может быть нанесен на тару (упаковку) самого товара, сопроводительную или техническую документацию, которая поступает к покупателю вместе с товаром (инструкцией по использованию и т. п.).
      6. Вся информация о центральных органах по сертификации, аккредитованных органах и испытательных лабораториях, утвержденных системах сертификации однородной продукции, аттестованных экспертах и т.п. содержится в государственном реестре, который ведет Госстандарт РФ.

          «Сертификат соответствия (сертификат) – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции (услуг) установленным требованиям, т.е. сертификат соответствия – документ, которым завершается процесс сертификации.

        Наряду  с сертификатом существует знак соответствия, зарегистрированный в установленном порядке, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям».

        Порядок проведения сертификации установлен постановлением Госстандарта РФ от 21 сентября 1994 года по отношению к обязательной сертификации продукции (в том числе и импортируемой). Однако он может применяться и при добровольной сертификации. Для систем сертификации однородной продукции с учетом ее особенностей допускается разработка соответствующего порядка.

             Порядок проведения сертификации устанавливает последовательность действий, составляющих совокупную процедуру сертификации, в частности:

        А) Подача заявки на сертификацию

        Б) Отбор, идентификация образцов и их испытания

        В) Оценка производства

        Г) Выдача сертификата соответствия

        Д) Применения знака соответствия

        Е) Инспекционный контроль за сертифицированной  продукцией

        Ж) Корректирующие мероприятия 

      1. Сертификация  экспортируемых товаров
     

        Сертификация в международной торговле – один из методов нетарифного регулирования, смысл которого сводится к защите прав потребителей своей страны при импорте продукции и содействию продвижения отечественной продукции на внешних рынках. Для экспортера особую значимость приобретает наличие сертификата соответствия, признаваемого в международном масштабе.

        Согласно  Российскому законодательству контроль за вывозимыми товарами возложен на таможенные органы. Однако ни федеральное законодательство, касающееся сертификации, ни таможенные правила не предусматривают каких-либо положений по сертификации экспортируемой продукции. Таким образом, сложилась ситуация, когда сертификация товара, предназначенного для продажи за рубежом, полностью зависит от заинтересованности самого экспортера. Между тем в мировой практике существуют диаметрально противоположные примеры. «Так, в Японии экспортируемые товары подлежат обязательной сертификации, причем предпочтительно  в международных системах, что обеспечивает беспрепятственное признание сертификата в любой принимающей стране».

        В Росси обсуждается предложение  о введении предтаможенного инспектирования  товаров для экспорта, что позволит решить такие задачи, как определение соответствия качества товара условиям контракта и учет количества перемещаемых товаров с оценкой их стоимости в зависимости от качества.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Заключение 

        Основные  задачи по развитию сертификации сводятся к следующим моментам:

        - организационно-методическое совершенствование;

        - сертификация экспортируемых товаров;

        - развитие сравнительных испытаний. 

        Актуальная  проблема – сертификация товаров  малых предприятий, выпускающих  ее небольшими партиями, а также  фермерской продукции. Для них, как  правило, мало подходят принятые схемы  сертификации. Необходимы более простые схемы, позволяющие уменьшать финансовые и временные затраты.

        Сертификация  в международной торговле – один из методов нетарифного регулирования, смысл которого сводится к защите прав потребителей своей страны при  импорте продукции и содействию продвижения отечественной продукции на внешних рынках. Для экспортера особую значимость приобретает наличие сертификата соответствия, признаваемого в международном масштабе.

        В Росси обсуждается предложение  о введении предтаможенного инспектирования  товаров для экспорта, что позволит решить такие задачи, как определение соответствия качества товара условиям контракта и учет количества перемещаемых товаров с оценкой их стоимости в зависимости от качества.

        Основной  аспект сертификации – безопасность – предопределяет информирование потребителя посредством сертификата или знака соответствия лишь о безопасности товара (услуги). Ведь потребителя при выборе товара интересует его надежность, экономичность и т.д.

        В зарубежной практике подробные сведения об аналогичных товарах от разных производителей обеспечивают результаты сравнительных испытаний (тестирование), проводимые аккредитованными испытательными центрами. Результаты сравнительных испытаний публикуются в специализированных изданиях, которые в порядке рекламы доводят до потребителей информацию о качестве предлагаемых на рынке товаров.

        Отмечается, что товары, получившие оценку «удовлетворительно», постепенно исчезают с рынка, так  как спрос на них заметно падает. Оценка «плохо» или «с большими недостатками»  влечет за собой полное отсутствие спроса. Все это вынуждает производителей постоянно совершенствовать свою продукцию, если они планируют удерживать позиции на рынке.

        В странах ЕС введены единые методики по проведению однотипных сравнительных  испытаний различными испытательными центрами. Введение таких методик обеспечивает необходимыми сведениями аккредитующие органы, так как согласно разработкам ИСО/МЭК результаты сравнительных испытаний рассматриваются как критерий оценки технической компетентности лаборатории.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

        Литература 

    1. Гражданский кодекс РФ. М.: – 2006.
    2. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02. 1992 № 2300 – 1 (с изм. от 21.12.2004).
    3. Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.1993 № 5151-1 (с изм. от 22.11.2001).
    4. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. управление качеством. Учебник для ВУЗов. – М.: 2002 – 212 с.
    5. Гиссин В.И. Управление качеством продукции: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 256 с.
    6. Управление качеством продукции: Учебное пособие/под ред. Новицкого Н.И., 3-е изд., стереотипное ООО «Новое знание», 2004. – 367 с.
    7. Федько В.П., Альбеков А.У. маркировка и сертификация товаров и услуг: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 640 с.

    Информация о работе Основные принципы, правила и порядок проведения сертификации продукции