Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 04:17, контрольная работа
Основными составляющими любой организации являются люди, входящие в данную организацию, задачи, для решения которых данная организация существует, и управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал организации для решения стоящих перед ней задач.
Исходя из этого организацию можно определить как систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей. В том случае, если существуют устоявшиеся границы организации, если определено ее место в обществе, организация принимает форму общественной ячейки и выступает в виде социального института.
Содержание
Организация – объединение индивидуумов в единое целое для совместного труда. Данный термин обычно употребляют для обозначения:
а) совокупности процессов и действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;
б) внутренней упорядоченности автономных частей целого.
Понятие организации
Основными составляющими любой организации являются люди, входящие в данную организацию, задачи, для решения которых данная организация существует, и управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал организации для решения стоящих перед ней задач.
Исходя из этого организацию можно определить как систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей. В том случае, если существуют устоявшиеся границы организации, если определено ее место в обществе, организация принимает форму общественной ячейки и выступает в виде социального института.
Любую организацию можно назвать системой. Система – объединение частей в целое, свойства которого могут отличаться от свойств входящих в него элементов. Система может быть открытой и закрытой. Открытая система – это система, обладающая внешним источником энергии или принимающая извне ресурсы для своего существования. Закрытая система имеет источник энергии внутри себя и не нуждается в подпитке извне.
Таким образом, организация может
быть представлена как открытая система,
встроенная во внешний мир. На входе организация получает
ресурсы из внешней среды, на выходе она
отдает ей созданный в организации продукт.
Поэтому жизнедеятельность организации
– получение сырья или ресурсов из внешнего окружения;
- изготовление продукта;
- передача продукта во внешнюю среду.
Все эти три процесса являются жизненно важными для организации. Если хотя бы один из них прекращается, то организация уже не сможет существовать. Ключевая роль в поддержании баланса между этими процессами, а также в мобилизации ресурсов организации на их осуществление принадлежит менеджменту.
Любую организацию можно охарактеризовать
по следующим признакам и
- количественная определенность – необходимость минимального количества сотрудников;
- обособленность – «границы», которые отделяют одну организацию от других и создают целостность системы, несмотря на взаимодействие с внешней средой; –
- управляющий, руководящий и координирующий центр – управленцы разных уровней, начиная с начальника смены и заканчивая генеральным директором и советом директоров;
– наличие общих целей и задач, ради которых создается конкретная организация. Цели – это конечные состояния или желаемый результат, к которому стремится трудовой коллектив. Задачи – это предписанная работа или ее часть, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки;
– ресурсы – целью всякой организации является преобразование ресурсов, которые используются для достижения ею тактических и стратегических целей;
- зависимость от среды – ни одна организация не может функционировать изолированно, вне зависимости от внешних условий, т.е. от условий, которые возникают в окружающей среде независимо от деятельности организации и так или иначе воздействуют на нее;
- подразделения или структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в форме, позволяющей с наибольшей эффективностью достигать целей организации;
- разделение труда – некоторая организация трудовых ресурсов (людей) для наиболее эффективной работы;
- технология – это сочетание квалифицированных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих знаний, необходимых для осуществления желаемых результатов и преобразований в материалах, информации и людях.
Решения можно классифицировать, руководствуясь различными классификационными признаками (таблица 1). При рассмотрении данной классификации следует иметь в виду, что, как и любая классификация, приведенная классификация решений использует частично пересекающиеся, порой не однозначно определенные классификационные признаки. Например, трудно провести четкие разграничения между творческими и рациональными решениями, при принятии последних, безусловно, присутствуют элементы творчества. То же можно сказать про программируемые и формализуемые решения, про творческие и уникальные решения и т.п. Реальные решения одновременно могут относиться к различным типам решений.
Рассмотрим представленную в таблице классификацию более подробно.
Степень повторяемости проблемы. В зависимости от повторяемости проблемы, требующей решения, все управленческие решения можно подразделить на традиционные, неоднократно встречавшиеся ранее в практике управления, когда необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся альтернатив, и нетипичные, нестандартные решения, когда их поиск связан прежде всего с генерацией новых альтернатив.
Содержание. В зависимости от содержания принятогоруководителем решения
Длительность реализации. Реализация решения может потребовать нескольких часов, дней или месяцев. Если между принятием решения и завершением его реализации пройдет сравнительно короткий срок - решение краткосрочное. В то же время все более возрастает количество и значение долгосрочных, перспективных решений, результаты осуществления которых могут быть удалены на несколько лет.
Критерии |
Классы решений |
Степень повторяемости проблемы |
Традиционные Нетипичные |
Содержание |
Экономические Социальные Организационные Технические Научные |
Длительность реализации |
Долгосрочные Краткосрочные |
Количество критериев выбора |
Однокритериальные Многокритериальные |
Значимость цели |
Стратегические Тактические |
Форма принятия решения |
Индивидуальные Групповые |
Уровень принятия решения |
Организации в целом Структурных подразделений Функциональных служб Отдельных работников |
Уровень творчества |
Рутинные Творческие |
Направления решения |
Внутри организации как системы Выходящие за пределы организации |
Способ фиксации решения |
Документированные Недокументированные |
Таблица 1. Классификация решений, принимаемых организацией
Количество критериев выбора. Если выбор наилучшей альтернативы
производится только по одному критерию,
то принимаемое решение будет простым,
однокритериальным. И наоборот, когда
выбранная альтернатива должна удовлетворять
одновременно нескольким критериям, решение
будет сложным, многокритериальным. В
практике менеджмента подавляющ
Значимость цели. Принятие решения может преследовать собственную, самостоятельную цель или же быть средством, способствовать достижению цели более высокого порядка. В соответствии с этим решения могут быть стратегическими или тактическими.
Форма принятия решений. Лицом, осуществляющим выбор из имеющихся
альтернатив окончательного решения,
может быть один человек и его решение
будет соответственно индивидуальным.
Однако в современной практике менеджмента
все чаще встречаются сложные ситуации
и проблемы, решение которых требует всестороннего, комплексного ан
Уровень принятия решения. Результат решения может сказаться на каком - либо одном или нескольких подразделениях организации.
Уровень творчества определяется степенью использования руководителем творческого потенциала. Рутинные решения практически не предполагают использования творческого потенциала руководителя, применения специальных методов обоснования решений. Примером таких решений являются решения о найме и увольнении, при обосновании которых руководствуются четкими законами и правилами, критериями, характеризующими соответствие кандидатов определенным требованиям (имеется в виду объективный подход к принятию данных решений). Творческие решения основываются на нетрадиционных подходах, инновациях, на умении нестандартно взглянуть на возникшую проблему. Для таких решений обычно заранее не известны все имеющиеся альтернативы, невозможно использовать прежний опыт. Творческий подход используется при выборе направлений развития организации, разработке стратегических планов, различных комплексных программ, принятии уникальных решений.
Направление решения. Принятое управленческое решение может быть направлено на решение задач внутри организации как системы, так и выходить за ее пределы.
Способ фиксации. По этому признаку управленческие решения могут быть разделены на фиксированные, или документированные (т. е. оформленные в виде какого либо документа - приказа, распоряжения, письма и т.п.), и недокументированные (не имеющие документальной формы, устные). Большинство решений в аппарате управления оформляется документально, однако мелкие, несущественные решения, а также решения, принятые в чрезвычайных, острых, не терпящих промедления ситуациях, могут и не фиксироваться документально.
Решения можно оценивать как хорошие или плохие по любому из двух общих критериев:
Соответствие решения общему критерию предполагает, что указанное решение:
Искусство управлять – это величайшее из искусств. И хотя многим людям кажется, что они знают все лучше всех и могли бы менять жизнь других, а работу компании делать эффективней, на самом деле, умение управлять – это достаточно редкий дар. И как всякий редкий дар, эффективное управление с трудом поддается анализу.
Каждый менеджер высшего звена располагает своими собственными секретами управления, которыми он не особенно стремится делиться с окружающими. Несмотря на это, за столетия человеческой истории и десятилетия существования менеджмента как науки, успели сформироваться классические методы принятия решений в менеджменте, на которые приходится опираться каждому управляющему.
Самый простой метод принятия решения – это принятие решения по аналогии. То есть, управляющий анализирует события, имевшие место в прошлом, находит схожую ситуацию, которая была успешно разрешена, и принимает аналогичное решение. Таким методом, к слову, активно пользовались и пользуются до сих пор английские судьи при вынесении приговора. Недостаток этого метода состоит в том, что он не позволяет добиться по-настоящему эффективного результата, так как не учитывает особенностей современной среды. Поэтому важнейшие стратегические решения в менеджменте никогда не принимаются с помощью этого метода.
Относительно схожим является метод экспертных оценок. Только в этом случае решение основывается не на исторических фактах, а на личном опыте человека, ответственного за принятие решения. Решение в этом случае может быть рисковым и безрисковым. Первый вариант предполагает то, что эксперт является своего рода игроком, который пытается определить оптимальный вариант, с учетом возможных убытков и возможной прибыли. Без доли риска, как известно, мало кому удавалось добиться успеха. В повседневных делах фирмы, однако, в риске нет необходимости, поэтому эксперты стараются принять максимально эффективное и безопасное решение.
Более сложные методы принятия решений в менеджменте предполагают составление моделей. Моделирование необходимо для решения ключевых, важнейших для развития компании вопросов. Группой экспертов прорабатываются самые различные варианты разрешения ситуации, и на основе получившихся результатов делается определенный вывод. Способ выбора оптимального решения диктуется ситуацией. В определенных случаях оно принимается исходя из экономической выгоды, в других, - исходя из показателей качественного роста и т.д.