Основные тенденции развития менеджмента в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Любая организация существует и функционирует во взаимосвязи со множеством факторов. Эти факторы по разному воздействуют на организацию и оказывают очень существенное влияние на возможности организации, ее перспективы и стратегию. Совокупность факторов взаимодействия рассматривается в менеджменте как среда организации. В этой работе мы раскроем понятие и значение факторов внешней среды организации.

Файлы: 1 файл

курс 1.docx

— 74.49 Кб (Скачать файл)

Руководство должно уметь  оценивать, как скажутся на операциях  организации общие изменения  состояния экономики. Состояние  мировой экономики влияет на стоимость  всех вводимых ресурсов и способность  потребителей покупать определенные товары и услуги. Если, например, прогнозируется инфляция, руководство может счесть желательным увеличение запасов  поставляемых организации ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда  с тем, чтобы сдержать рост издержек в скором будущем. Оно может также  решить сделать займ, поскольку при  наступлении сроков платежей деньги будут стоить дешевле и тем  самым будут частично скомпенсированы  потери от выплаты процентов. Если же прогнозируется экономический спад, организация может предпочесть  путь уменьшения запасов готовой  продукции, поскольку могут появиться  трудности ее сбыта, сократить часть  работников или отложить до лучших времен планы расширения производства.

Важно понимать, что то, или  иное конкретное изменение состояния  экономики может оказать положительное  воздействие на одни и отрицательное  на другие организации. К примеру, если при экономическом спаде магазины розничной торговли могут серьезно пострадать в целом, то магазины, расположенные, например, в богатых пригородах, вообще ничего не почувствуют. Во время  экономического спада отрасль, занимающаяся выпуском запчастей для автомобилей, процветает. Потребители предпочитают ремонтировать, а не покупать автомобили. Кризис 1998 г. в России привел к банкротству  многих предприятий, занимавшихся импортом продуктов питания. Зато стимулировал возрождение и развитие пищевой промышленности внутри страны, изменил структуру импорта в пользу ввоза технологий, а не готовых продуктов.

Индикатором состояния экономической  среды выступают показатели деловой  активности (снижением, стагнацией, подъемом, стабильностью); инфляции, дефляции; ценовой  политики участников рынка и др.

Социокультурные факторы

Деятельность предприятия  проходит в обществе. В процессе этой деятельности предприятие устанавливает  взаимоотношения с различными элементами структуры общества, что обуславливает  влияние на предприятие факторов социальной и культурной среды. К  социо-культурным факторам макросреды относят демографические характеристики, нормы, обычаи и жизненные ценности страны, в которой оперирует организация. Социо-культурные факторы влияют на формирование спроса населения, на трудовые отношения, уровень заработной платы, на условия труда и т.д.

В первую очередь рассматривается  демографическая ситуация, в рамках которой учитываются географическое распределение и плотность населения, половозрастная структура, социальная стратификация общества, национальная однородность, уровень образования  населения, уровень доходов. Эти  показатели воздействуют на спрос и  покупательские привычки населения; позволяют  оценить перспективы обеспеченности рабочей силой и качественные характеристики рынка труда.

Большое влияние на деятельность фирм оказывают факторы системы  общественных норм: социального поведения  и культурной среды. Эти факторы  включают общественные ценности и принятые принципы поведения (к примеру, отношение  к работе, проведение свободного времени) социальные ожидания. Важными вопросами  в настоящее время являются преобладающее  в обществе отношение к предпринимательству, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, изменение социальных установок менеджеров, движение в  защиту интересов потребителей. Наблюдение изменений, происходящих в системе  общественных норм, а также прогнозирование  последствий, очень важны для  принятия решений в менеджменте.

Почти для всех организаций  имеет первостепенное значение отношение  к ней местной общины, в которой  та или иная организация функционирует. В каждой общине существуют конкретные законы и установки по отношению  к бизнесу, определяющие, где можно  развернуть деятельность того или иного  предприятия. Некоторые города, к  примеру, не жалеют усилий для создания стимулов, привлекающих промышленные предприятия в черту города. Другие, напротив, годами бьются за то, чтобы  не допустить в город предприятия, имеющие экологически опасное производство. В некоторых o6щинах политический климат благоприятствует бизнесу, составляющему  основу притока средств местного бюджета от налогообложения. В других местах владельцы собственности  предпочитают взять на себя большую  долю расходов муниципальных органов  либо с целью привлечения новых  предприятий в данную общину, либо для оказания помощи предприятиям в  предотвращении загрязнения среды  и в решении других проблем, которые  может порождать бизнес вместе с  создаваемыми им новыми рабочими местами.

Особую роль играют социально-организационные  структуры – партии, профсоюзы, пресса, объединения потребителей, учреждения, организации молодежи. Особенный  интерес вызывают здесь принципы построения семьи, социальное деление  и влияние авторитетных лиц.

Часто именно социальные факторы  могут создавать самые крупные  проблемы для фирмы. С тем, чтобы  эффективно реагировать на изменение  социальных факторов, фирма должна меняться, осознанно преобразуясь в  форму, приспособленную к новой  внешней среде.

Законодательно-политические факторы

В основе этого фактора  лежат федеральные и местные  законодательные акты, а также  политические действия, направленные на установление контроля над деятельностью  компании. Политическая составляющая внешней среды должна изучаться  в первую очередь для того, чтобы  иметь ясное представление о  намерениях органов государственной  власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых  государство намерено проводить  в жизнь свою политику. В изучение политической обстановки входит выяснение  того, какие программы воплощают  в жизнь различные партии, отношение  правительства к различным отраслям экономики и регионам страны и  т. д.

Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей  организации особое значение. Один из них — настроения администрации, законодательных органов и судов  в отношении бизнеса. Тесно увязанные  с социокультурными тенденциями, в  демократическом обществе эти настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов  корпорации, установление налоговых  льгот или льготных торговых пошлин, требования в отношении практики найма и продвижения представителей национальных меньшинств, законодательство по защите потребителей, контроль цен  и заработной платы, соотношение  силы трудящихся и управляющих фирмой.

Большое значение для компаний, ведущих операции или имеющих  рынки в других странах, имеет  фактор политической стабильности. Национальные конфликты, деятельность террористических организаций или нестабильные политические режимы  - это условия, препятствующие развитию нормальной деятельности. Они увеличивают имущественные, операционные, финансовые риски. Частые смены политическсих режимов в странах Латинской Америки привели к разрушению национальных экономик, гипперинфляции и разорению многих частных предприятий.  Активизация деятельности террористических организаций в течение последних нескольких лет привела к кризису и застою в индустрии туризма и авиаперевозок.

Руководство организации  должно также учитывать и существование  разнообразных групп влияния, представители  которых тесно связаны с законодательными и политическими кругами и  заинтересованы в том, чтобы деятельность компаний не выходила за социально приемлемые рамки.Наибольшую известность среди нах получили  борцы с курением, за безопасность автомобилей, экологическое движение. Так, активисты Greenpeace  добились изменения в правилах китобойного промысла, лова тунца, наложили запрет на многие меховые производтсва и размещение некоторых промышленных предприятий в Европе и США.

3. Методы  анализа внутренней и внешней  среды организации

 

Анализ внешней среды  представляет собой оценку состояния  и перспектив развития важнейших, с  точки зрения организации, субъектов  и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может  оказывать непосредственное влияние.

Проведя анализ внешней среды  и получив данные о факторах, которые  представляют опасность или открывают  новые возможности, руководство  должно оценить: обладает ли фирма внутренними  силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут  осложнить будущие проблемы, связанные  с внешними опасностями. 

Метод, который используют для диагностики внутренних проблем, называется управленческим обследованием. Управленческое обследование представляет собой методичную оценку функциональных зон организации, предназначенную  для выявления ее стратегически  сильных и слабых сторон. В управленческое обследование включаются пять функций - маркетинг, финансы, (операции) производство, человеческие ресурсы, а также культура и образ корпораций.

Существует большое количество методов анализа внутренней и  внешней среды организации, рассмотрим некоторые из них:

3.1 SWOT- анализ

Для того чтобы получить ясную  оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.

SWOT-анализ — это определение  сильных и слабых сторон предприятия,  а также возможностей и угроз,  исходящих из его ближайшего  окружения (внешней среды) [1].

§   Сильные стороны (Strengths) — преимущества организации;

§   Слабые стороны (Weaknesses) — недостатки организации;

§   Возможности (Opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;

§   Угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

Для проведения анализ необходимо:

§   Определить основное направление развития предприятия (его миссию)

§   Взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);

§   Поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей предприятия)

Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В  соответствующие ячейки матрицы  необходимо занести сильные и  слабые стороны предприятия, а также  рыночные возможности и угрозы [9].

Сильные стороны  предприятия — то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.

Слабые стороны  предприятия — это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.

Рыночные  возможности — это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать.

Рыночные  угрозы — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.

Один и тот же фактор для разных предприятий может  быть как угрозой, так и возможностью. Например, для магазина, торгующего дорогими продуктами, рост доходов  населения может быть возможностью, так как приведет к увеличению числа покупателей. В то же время, для магазина-дискаунтера тот  же фактор может стать угрозой, так  как его покупатели с ростом зарплат  могут перейти к конкурентам, предлагающим более высокий уровень  сервиса.

Шаг 1. Определение  сильных и слабых сторон предприятия

Для того чтобы определить сильные и слабые стороны предприятия  необходимо:

§ Составить перечень параметров, по которому будет оцениваться  предприятие;

§ По каждому параметру  определить, что является сильной  стороной предприятия, а что —  слабой;

§ Из всего перечня выбрать  наиболее важные сильные и слабые стороны предприятия и занести  их в матрицу SWOT-анализа

Для оценки предприятия можно  воспользоваться следующими параметрами:

Организация (здесь может оцениваться уровень квалификации сотрудников, их заинтересованность в развитии предприятия, наличие взаимодействия между отделами предприятия и т.п.)

Производство (оцениваются производственные мощности, качество и степень износа оборудования, качество выпускаемого товара, наличие патентов и лицензий (если они необходимы), себестоимость продукции, надежность каналов поставки сырья и материалов и т.п.)

Финансы (могут оцениваться издержки производства, доступность капитала, скорость оборота капитала, финансовая устойчивость предприятия, прибыльность бизнеса и т.п.)

Инновации (здесь может оцениваться частота внедрения новых продуктов и услуг на предприятии, степень их новизны (незначительные либо кардинальные изменения), сроки окупаемости средств, вложенных в разработку новинок и т.п.)

Маркетинг (здесь можно оценивать качество товаров/услуг (как это качество оценивают потребители), известность марки, полноту ассортимента, уровень цен, эффективность рекламы, репутацию предприятия, эффективность применяемой модели сбыта, ассортимент предлагаемых дополнительных услуг, квалификацию обслуживающего персонала).

Заполняется таблица.  

 Таблица 1   

Пример  определение сильных и слабых сторон вашего предприятия

Параметры оценки

Сильные стороны

Слабые стороны

1.Организация

Высокий уровень квалификации руководящих сотрудников предприятия

Низкая заинтересованность рядовых сотрудников в развитии предприятия

Информация о работе Основные тенденции развития менеджмента в современных условиях