Основные типы структур управления, их содержание, достоинства и недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 21:21, контрольная работа

Описание работы

Развитие рыночных отношений экономики способствует возникновению серьезных социально-экономических изменений в обществе. В этих условиях важнейшим фактором эффективного, прогрессивного развития является современный научный менеджмент как система управления на всех уровнях народного хозяйства – от фирм, корпораций до государства в целом.

Содержание работы

Введение 3
1. Основные типы структур управления, их содержание, достоинства и недостатки. 4
2. Понятие «дерево целей» организации и его роль в менеджменте 13
Задача 18
Заключение 19

Файлы: 1 файл

Менеджмент.doc

— 258.00 Кб (Скачать файл)

Организационное проектирование представляет собой моделирование системы управления предприятием, осуществляемое перед его созданием либо накануне его значительных преобразований.

 

  1. Понятие «дерево целей» организации и его роль в менеджменте

 

 

 Организационные системы представляют собой системы, обеспечивающие функционирование коллектива людей для достижения определенных целей. В самом определении организационной системы заложен целенаправленный характер её функционирования.

Развитие методологии  анализа целей направлено на исследование ряда взаимосвязанных проблем. Так, ведется изучение закономерностей целеобразования в организационных системах, его свойств, характеристик и т.д. Разрабатываются методы и процедуры (как правило, с элементами эвристики) описания и анализа целей. Ряд методов направлен на выявление и обработку субъективной экспертной информации о целях организационных систем. В последние годы методы формирования и анализа целей были расширены за счет привлечения возможностей и средств машинной имитации.

В процессе анализа целей  организационных систем был предложен целый ряд принципов и условий их классификации. Так, можно разделять их на общие и частные, внутренние и внешние, количественные и качественные и т.д.

Цели различаются по уровням иерархии. Цели низлежащего  уровня выступают в качестве средств  достижения целей следующего, более высокого уровня. Следовательно, при формировании комплекса целей организационной системы может осуществляться их декомпозиция.

В организационных системах существуют состязательность и взаимодополняемость  целей.

Важен временной аспект целей, при этом используется «траекторная» и «точечная» их формулировка. При описании стратегических долгосрочных целей высшего уровня используется «траекторная» формулировка, поскольку эти цели задают лишь спектр возможных траекторий, продвижение по которым понимается как реализация данной цели [5, с. 27]. Они задаются в качественном виде, определяющем общее направление развития. Их конкретизация по времени и количественным характеристикам может осуществляться с помощью «точечной» формулировки на основе использования целевых нормативов.

Формирование целей  организационной системы должно основываться на использовании всей накопленной объективной и субъективной информации. Объективная информация об организации существует в виде директивных документов, определяющих её цели и критерии (в содержательном или даже количественном виде, в виде целевых нормативов, планов, управляющих параметров, норм и т.д.) и задающих способы, которые обеспечивают реализацию этих целей. Субъективная информация определяется индивидуальным и коллективным знанием, опытом и интуицией руководства организации, приобретенным в результате наблюдения и участия в процессе функционирования системы. Она проявляется в виде различных систем предпочтения отдельных людей, служб и организаций. Эти предпочтения часто систематизированы не полностью, разрозненно. Установить их априори часто не представляется возможным. Кроме того, предпочтения неизбежно изменяются во времени, и в процессе получения информации и демонстрирует определенную устойчивость лишь в среднем.

Формирование целей  организации - своеобразный итерационный адаптивный механизм. В результате повторения процесса их формирования, наблюдения за результатами функционирования системы снимается целый ряд  неопределенностей, устанавливается более ясное, согласованное понимание [5, с. 33].

Необходимость адаптивной подстройки процесса формирования целей  и критериев системы управления обусловлено ещё и тем, что  в процессе функционирования организации  могут меняться внешние условия, в существенной мере оказывающие влияние на их формирование.

Современная методология  выделения, описания и анализа целей  основывается на использовании методов декомпозиции (расчленения), включающих элементы эвристики, использующих дедуктивные и индуктивные способы человеческого мышления и реализуемых с участие экспертов.

Методика системного анализа, процесс формирования целей  укрупнено представляется тремя  этапами:

1) Анализ исходной  информации. Анализу подлежат, нормативные  документы, различные государственные  программы, дынные о территории, схемы развития и размещения производительных сил, мировой и отечественный опыт и т.д.;

2) Написание сценария. Сценарий представляется как  инструмент упорядоченности нашего  представления о будущем. Систематизация  черт этого будущего в едином  документе. Систематизация черт этого будущего в едином документе. Сценарий как модель содержит два важных аспекта: а) описание существующих позитивных и негативных тенденций, т.е. разрабатывается модель современного состояния; б) разрабатывается модель будущего состояния. Это анализ тенденций будущего в зависимости от ситуаций, которые могут возникнуть и оказать влияние на развитие системы. Общесистемные цели задаются в качественном виде и определяются, какими видами деятельности будет заниматься организация. Рассматриваются два варианта представления о будущем:

· Опорное представление, на основе экстраполяции и факторного анализа;

· Целевое представление. То есть, то чего хочет добиться компания в будущем. При этом целевое отношение рассматривается в трех аспектах: пессимистическом, реалистическом и оптимистическом.

Задача сценария состоит  в анализе всевозможных ситуаций, выборе наиболее вероятного состояния  и путей его достижения.

3) Декомпозиция целей. Основываясь на главных свойствах целей, развертываемости и подчиненности, конечная цель раскладывается на составляющие подцели, таким образом, чтобы конъюнкция этих подцелей определялась в конечную цель. Инструментом, с помощью которого осуществляется систематизация целей, является модель - «дерево целей».

Использование метода дерево целей производится в соединении с экспертными процедурами. Место ряда экспертных вероятностей и оценок могут занять разнообразные математические модели и оценки, полученные на основе формализованных методов анализа.

Методы анализа и моделирования целей опираются на процедуры декомпозиции, синтеза и оценки. Сначала общие цели сводятся к частным, упорядочиваются в виде дерева целей. Расщепление проводится до целей, поддающихся количественной или качественной оценке. В результате формируется система частных оценочных критериев. В свою очередь, частные критерии сворачиваются в агрегаты для получения оценок более общих целей и упорядочиваются в виде дерева показателей. В итоге дерево вербально заданных целей проецируется в некоторое дерево оценочных показателей.

Построение дерева идет «сверху вниз», от общих целей  к частным, путем их дезагрегирования, декомпозиции и редукции. Так, достижение главной цели обеспечивается за счет реализации целей первого уровня.

В свою очередь, каждая из этих целей может быть декомпозирована на цели следующего, более низкого уровня. В основе декомпозиции могут лежать различные основания, например, по областям деятельности, а внутри областей - по подобластям, по элементам организованной структуры, по региональной структуре системы и т.д.

Один из основных принципов  построения дерева целей - полнота редукции: каждая цель данного уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня таким образом, чтобы  их совокупность полностью определяла понятие исходной цели. Представление главной цели в виде дерева целей может оказаться неполным, так как могут быть потеряны присущие её свойства. Проблема полноты в этом случае решается за счет квалификации эксперта, формирующего полное описание, и использования более сложных структур.

Оценка важности целей  может быть выражена в их ранжировании. В этом случае каждой цели приписывается  порядковый номер, показывающий её относительную  важность для достижения соответствующей  цели более высокого уровня. Другим способом является нормирование по значимости.

Многие цели по своей  природе не поддаются формализации, и, следовательно, их не удается точно  измерить. Другие же цели измеримы, но их величины несопоставимы одна с  другой. Поэтому, чтобы осуществить  общее ранжирование всего дерева целей, используются условные показатели и оценки.

Ранжирование и нормирование целей часто осуществляется на основе метода экспертных оценок. При этом на основе индивидуальных оценок выводят  общую усредненную оценку.

 

Задача

 

Выберите оптимальное управленческое решение по вопросу оценки качества и приобретения сотового телефона по следующим исходным условиям.

Имеются:

  1. Марки сотовых телефонов: Nokia 7610, Motorola V3, Samsung D500, SonyEricsson K600, LG M4410.
  2. Таблица критериев, по которым будет производиться оценка и выбор телефона (табл.1).

Таблица 1 – Таблица критериев

Критерии

%

Σ = 1

Nokia 7610

Motorola V3

Samsung D500

SonyEricsson K600

LG M4410

 

Цена

0,15

0,25

0,2

0,1

0,3

0,15

=1

Вес

0,05

0,1

0,3

0,25

0,2

0,15

=1

Качество изображения  на экране

0,25

0,15

0,2

0,3

0,15

0,2

=1

Звук

0,25

0,2

0,2

0,25

0,15

0,2

=1

Функции

0,3

0,2

0,15

0,25

0,15

0,25

=1

Σ

1=

0,19

0,19

0,24

0,175

0,205

 

Наиболее оптимальным по функциям является Samsung D500.

Тест:

Валютный риск – это  спекулятивный риск:

1)  Да

2)  Нет

Нет, т.к. Валютный риск – это риск потерь при покупке-продаже иностранной валюты по разным курсам.

Спекулятивный риск – этот риск предполагает наличие как положительных, так и отрицательных результатов.

Заключение

 

 

В заключении важно подчеркнуть, что экспериментирование с разработкой и введением новых структур управления стало характерной чертой последнего десятилетия нашего века. В ходе этих экспериментов нередко используются самые разнообразные комбинации известных видов и типов структур, приспосабливаемых организациями к конкретным условиям их функционирования. Но все же главная тенденция состоит в том, что каждая последующая структура становится более простой и гибкой по сравнению с ранее действовавшими. При этом называются следующие десять требований и характеристик формирования эффективных структур управления:

1) сокращение размеров  подразделений и укомплектование  их более квалифицированным персоналом;

2) уменьшение числа  уровней управления;

3) групповая организация труда как основа новой структуры управления;

4) ориентация текущей  работы, в том числе графиков  и процедур, на запросы потребителей;

5) создание условий  для гибкой комплектации продукции;

6) минимизация запасов;

7) быстрая реакция  на изменения;

8) гибко переналаживаемое  оборудование;

9) высокая производительность  и низкие затраты;

10) безупречное качество  продукции и ориентация на  прочные связи с потребителем.

Можно не сомневаться  в том, что в ближайшем будущем  мы столкнемся с большим разнообразием  структур, каждая из которых будет  отвечать потребностям конкретной организации.  

 

Список литературы:

 

1.     Менеджмент: Учебно-практическое пособие/Игнатьева А.В, Максимцов М.М., Вдовина И.В., Доценко Е.В., Горностаева А.И. – М:.2010 

2.     Менеджмент: Учебник/ под. ред. М.М. Максимцова, М.А. Комарова. – М:. 2007  

3.     Менеджмент: Учебник/ Ю.В. Кузнецова. – М.: 2010 

4.     Менеджмент: Учебник/ под. ред. М.П. Переверзева. – М:.2007 

5.     Менеджмент: Учебник/ В.Р. Веснин. – М:. 2009  

 

 

 

 

 




Информация о работе Основные типы структур управления, их содержание, достоинства и недостатки