Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:03, реферат
Существенный вклад в развитие управленческой мысли внес итальянский государственный деятель Макиавелли (1469—1527). Он, в частности, говорил: «Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это люди преданные и способные, то можно всегда быть уверенным в его мудрости, ибо он сумел распознать способности и удер¬жать их преданность».
2.3 Основные вехи развития управления………………………………………..3
12.7 Понятие, предпосылки формирования и виды лидерства……………….11
Список литературы………………………………………………………………19
2.3 Основные вехи развития управления
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования РФ
«Тихоокеанский Государственный университет»
Кафедра:
Экономики и менеджмента
Контрольная работа
По дисциплине:
л
СОДЕРЖАНИЕ
2.3 Основные вехи развития управления………………………………………..3
12.7 Понятие, предпосылки
формирования и виды лидерства…
Список литературы…………………………………
2.3 Основные вехи
развития управления
Существенный вклад в развитие управленческой мысли внес итальянский государственный деятель Макиавелли (1469—1527). Он, в частности, говорил: «Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это люди преданные и способные, то можно всегда быть уверенным в его мудрости, ибо он сумел распознать способности и удержать их преданность».
Макиавелли также отмечал: «Есть один безошибочный способ узнать, чего стоит помощник. Если помощник больше заботится о себе, чем о государстве, и во всяком деле ищет своей выгоды, он никогда не будет хорошим слугой государю» [2].
Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:
Основные этапы развития менеджмента зарождались ещё с древних времён. Даже в самих древних обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т.п.). Возмём к примеру египетские пирамиды - это памятник управленческого искусства древнего мира, поскольку строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в планировании, организации работы великого множества людей, контроля за их деятельностью.
Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя. На глиняных табличках датированных третьим тысячелетием до нашей эры записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии, являя собой четкое доказательство существования там практики управления По археологическим раскопкам можно проследить и более древние доказательства существования организаций даже до исторические люди часто жили организованными группами. Однако, как управление, так и организации древности сильно отличались от тех, что описаны в нашей школе. Хотя само управление старо как мир, идея управления как научной дисциплины, профессии области исследований - относительно нова.
Рассматривая основные этапы развития менеджмента как развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов [3].
Первый этап развития менеджмента:
I период развития менеджмента - древний период. Наиболее длительным был первый период развития управления - начиная с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XVIII в. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.
Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.
Примерно в 9-7 тысячелетии до н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охоты, сбора плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов - их производству (производящая экономика). Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления [4].
В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000 - 2800 гг. до н.э.) сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).
Одним из первых, кто дал
характеристику управления как особой
сферы деятельности, был Сократ (470-399
гг. до н.э.). Он проанализировал различные
формы управления, на основе чего провозгласил
принцип универсальности
Платон (428-348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.
Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.
Третий этап развития менеджмента
III период развития менеджмента - период систематизации (1856-1960). Наука менеджмент, как наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении. Некоторые из них решали свои управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды. Другие исследователи искали более систематизированные подходы к управлению. Их индивидуальные успехи и провалы могут дать ценные уроки для сегодняшних менеджеров.
В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в XIX в. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников - обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры. Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в двадцатом веке [4].
Четвертый этап развития менеджмента
IV период школы управления — информационный период (1960 г. по настоящее время).
Более поздние теории управления разработаны в основном представителями количественной школы, часто называемой управленческой школой. Появление управленческой школы управления - следствие применения математики и компьютеров в управлении. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е гг. начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров [4].
На базе системного подхода
разрабатывались задачи управления
в нескольких направлениях. Так возникла
теория непредвиденных ситуаций. Суть
ее состоит в том, что каждая ситуация,
в которой оказывается
В 70-е гг. появилась идея
открытой системы управления. Организация
как открытая система имеет тенденцию
приспосабливаться к весьма многообразной
внутренней среде. Такая система
не является самообеспечивающейся, она
зависит от энергии, информации и
материалов, поступающих извне. Она
имеет способность
Таким образом, следуя теории систем, можно предположить, что любая формальная организация должна иметь систему функционализации (т.е. различные формы структурного деления):
С точки зрения экономики
организации наиболее существенные
в научно-методическом плане результаты
были получены в рамках ситуационного
подхода. Суть ситуационного подхода
состоит в том, что формы, методы,
системы, стили управления должны существенно
варьироваться в зависимости
от сложившейся ситуации, т.е. центральное
место должна занимать ситуация. Это
конкретный набор обстоятельств, которые
сильно влияют на организацию в данное
конкретное время. Другими словами,
суть рекомендаций по теории системного
подхода состоит в требовании
решать текущую, конкретную организационно-управленческую
проблему в зависимости от целей
организации и сложившихся
Ситуационный подход внес
большой вклад в развитие теории
управления. Он содержит конкретные рекомендации,
касающиеся применения научных положений
к практике управления в зависимости
от сложившейся ситуации и условий
внешней и внутренней среды организации.
Используя ситуационный подход, менеджеры
могут понять, какие методы и средства
будут наилучшим образом
Таким образом мы охарактеризовали основные этапы развития менеджмента.
12.7 Понятие, предпосылки формирования и виды лидерства
Теперь исследователей интересовал
вопрос о поведении лидеров в
организации: какие роли они играют,
как управляют и
Особняком от этой дискуссии
о врожденности и приобретенности
лидерских качеств стоят
Абсолютизация внутренних факторов
приводит к представлению о лидере
как о своеобразной «вещи в
себе», которая существует независимо
от окружения и ситуации, напротив,
крайнее «овнешнение» феномена лидерства
превращает лидера в «пустую фикцию»,
ничем не обоснованную «изнутри». Поэтому
многие исследователи пытаются создать
интегративный подход к лидерству,
в котором будут обобщены все
факторы, инициирующие и поддерживающие
процесс лидерства в группе. Например,
американский социолог и психолог Дуглас
Мак-Грегор создал теорию взаимосвязанных
факторов; в которой выделил четыре
основных фактора: характеристики личности
лидера, отношения, потребности, интересы,
личностные характеристики ведомых, особенности
организации, ее структура, природа
решаемых в ней задач, политическая,
экономическая, социальная среда. В
последние годы в лидерологии
не просто появились новые теории,
а изменился принцип