Основные вехи развития управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:03, реферат

Описание работы

Существенный вклад в развитие управленческой мысли внес итальянский государственный деятель Макиавелли (1469—1527). Он, в частности, говорил: «Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это люди преданные и способные, то можно всегда быть уверенным в его мудрости, ибо он сумел распознать способности и удер¬жать их преданность».

Содержание работы

2.3 Основные вехи развития управления………………………………………..3
12.7 Понятие, предпосылки формирования и виды лидерства……………….11
Список литературы………………………………………………………………19
2.3 Основные вехи развития управления

Файлы: 1 файл

Менеджемент1.docx

— 34.23 Кб (Скачать файл)

В настоящее время существует несколько направлений в изучении теорий лидерства. В соответствии с  «традиционной концепцией лидерства» лидерские качества основываются на личных характеристиках. Они в соответствии с данной теорией могут быть либо врожденными, либо воспитанными. Позднее  Френк Фидлер предложил «ситуационную  теорию лидерства... Данная теория предполагает, что, для того чтобы человек проявил  себя как лидер, ему прежде всего  необходима ситуация, в которой он сможет реализоваться соответствующим  образом. Третья концепция, «Новая концепция  лидерства», включила в себя первых два направления, но в ней уделяется  больше внимания внутреннему миру лидера и его способностям за счет своих  личностных качеств оказывать влияние  на других людей. Власть лидера обеспечивается хорошим знанием людей, т.е. настоящий  лидер - это хороший психолог. Он прекрасно чувствует моральный  настрой собеседника, будь то единомышленник или оппонент, и умело ведет  беседу в официальных и неофициальных  условиях. Лидерство - это талант, без  развития он угасает, как и все  другие способности. Настоящим лидером  человек становится к 30-35 годам, когда  он набирается жизненного опыта. Специалисты  по менеджменту выделяют две группы лидеров:

1)«игроки»;

2)«открытые» 

«Игроки» используют свою способность разбираться и управлять  окружающими людьми исключительно  в собственных целях. За их внешним  благородством кроется холодный расчет в личных интересах. Это актеры, которые постоянно меняют свои маски  и роли «Игроки» - это карьеристы, которые ни перед чем не остановятся, чтобы добиться более высокого. положения.

«Открытые» лидеры живут  интересами коллектива, некой всеобщей идеей. В своей работе такие лидеры руководствуются обстоятельствами, в остальном они являются полной противоположностью «игрокам» [6].

Эти люди и есть настоящие  лидеры, взаимоотношения которых  с людьми, в том числе и их последователями, складываются на основе искренних отношений. Лидерство  нельзя делегировать только сверху, оно  делегируется и снизу от групп, коллективов  и подчиненных.

Благополучный в социальном плане человек и психически полноценно развитый всегда будет стремиться к  лидерству. Это стремление  — не что иное, как попытка человека занять достойное место в обществе или в определенном коллективе. Поэтому противоестественным будет то, если человек не стремится любыми способами стать лидером [7].

Однако совершенно с другой стороны можно смотреть на масштабы возможных видов лидерства. В данном случае для человека совершенно необходимым является его признание, как лидера, со стороны окружающих его людей. 

Таким образом, понятие лидерства  невозможно определить без общего взаимодействия коллектива людей и лидера в этом коллективе. Психологи уже много  лет назад выделили три вида лидерства, то есть, три разных модели взаимоотношений между лидером и группой. Этими видами лидерства являются демократический, авторитарный и либеральный виды.

Авторитарный вид лидерства  представляет собой такую модель, когда лидер принимает решения  только сам, когда лидер критикует  в достаточно резкой форме своих  подчиненных и применяет при  этом санкции. Все члены такой  группы беспрекословно должны подчиняться  своему лидеру, при этом лидер относится  к своим подчиненным не по результатам  их деятельности, а от наличия симпатии к ним или антипатии [8]. 

 Демократическое лидерство  подразумевает ситуацию, когда лидер  принимает решения только советуясь  с участниками группы, приглашая  собственнолично своих подчиненных участвовать в обсуждении принятия того или иного решения. При такой модели лидерства лидер дает своим подчиненным свободу в выборе и принятии решений.

При либеральном виде лидерства  у лидера группы не наблюдается особого  рвения контролировать деятельность участников группы, контролировать выполнение принятых группой решений. При такой модели лидерства у лидера не существует определенных требований к деятельности участников группы. Таким же образом лидер относится к процессу принятия решений. При таком варианте лидерства существует возможность некоторых санкций со стороны лидера, причем практически всегда, это является неожиданным для членов данной группы [9].

В настоящее время используются следующие виды классификаций типов  лидерства:

Использования роли, которую  выполняют руководители-лидеры:

1) ведущие за собой.  Это наиболее наглядный тип.  К нему относятся те, кто любит  принимать решения самостоятельно  под личную ответственность. Лидерство  — их естественное состояние,  но они обладают врожденными  лидерскими качествами;

2) организаторы групп.  Их отличительной чертой является  знание психологии своих последователей. Они лучше всего подходят для  управления людьми в малых  группах;

3) исполнители. Самый рациональный  тип лидеров. Их отличает энергичная  деятельность, личный пример, целеустремленность, умение преодолевать барьеры,  создавать сплоченный коллектив;

4) дипломаты. Легко контактируют  с сотрудниками. Могут отстоять  свое мнение, используют диалоги  и разрешают проблемы персонифицированно;

5) генераторы идей отличаются  ориентацией на новые задачи, содействием передовому, интуицией,  синтезом знаний, самокритичностью;

6) продавцы идей — предприимчивы,  обладают креативностью и способностью к контролю своих, а также чужих эмоций;

7) синтезаторы. Умеют выделить  самое главное из очень большого  объема информации, что позволяет  им использовать нетрадиционные  подходы;

8) разъяснители. Умеют разъяснить  последователям суть даже самой  сложной ситуации;

9) реакторы. Активно и  разумно критически реагируют  на идеи других, что позволяет  сделать их своими последователями;

10) коммуникаторов отличает  высокая коммуникабельность, умение  слушать людей;

11) исследователи могут  получать и обрабатывать информацию, сопоставлять и анализировать  факты, проводить эксперименты;

12) следопыты обладают  способностью к самостоятельным  действиям, т. е. автономии;

13) хранители информации. Умеют собирать информацию, знают,  где ее можно найти и как  использовать;

14) организаторы. Руководители  с талантом практической организации  производства и управления персоналом [10].

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Генкин Б.М., Коновалова Г.А., Кочетков В.И. и др. Основы управления персоналом - М.: Высш. школа, 1996.
  1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: "Дело ЛТД", 1994.
  1. Травин В, В.,  Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело, 1995.
  2. Комарова Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы. // Человек и труд, №10, 1997.
  3. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления. - М.: ГАУ, 1993.

6. Прыгин Б.Д. Руководство и лидерство. Л. 2000

7.  Кретов Б. И. Типология лидерства. Социально-гуманитарные знания. №3 2000

8.  Смольков В. Г. Сущность и типология социального лидерства. Социально-гуманитарные знания. №6 2001.

9.  http://www.vestniknlp.ru/index.php?sid=250&did=890

10. http://www.xapaktep.net/virtues/roman/authority/desc.php

Лазебная  Д.В.; № зач. книжки 12041031399; специальность  Финансы и Кредит; 13.05.2013г


Информация о работе Основные вехи развития управления