Реферат:
«Основы менеджмента»
Москва, 2013
Оглавление
Общая
характеристика планирования 3
Виды
планирования. 4
Стратегия
развития предприятия 5
Содержание
средне и краткосрочных планов 7
Оперативное
планирование 8
Бизнес-план
предприятия 9
Выводы 10
Список
используемой литературы 11
Общая характеристика планирования
Планирование - это определение
целей и задач предприятия
на определенную перспективу, анализ способов
их реализации и ресурсного обеспечения.
Основные принципы планирования:
- Принцип обоснованности целей и задач предприятия. При этом выделяют цели:
- хозяйственно-экономические, обеспечивающие эффективность производства;
- производственно-технологические, определяющие функциональное назначение предприятия;
- научно-технические, обеспечивающие научно-технический прогресс;
- социальные, обеспечивающие удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия;
- экологические, обеспечивающие изготовление экологически чистой продукции без негативного воздействия на окружающую среду.
- Принцип системности. Он означает, что планирование представляет целую систему планов и охватывает все сферы деятельности предприятия;
- Принцип научности. Требует учета перспектив научно-технического прогресса и применения научно обоснованных прогрессивных норм использования всех видов ресурсов;
- Принцип непрерывности. Означает параллельное сочетание текущего и перспективного планирования;
- Принцип сбалансированности плана. Указывает на количественное соответствие между взаимосвязанными разделами и показателями плана, между потребностями в ресурсах и их наличием;
- Принцип директивности. В соответствии с ним план приобретает силу закона для всех подразделений предприятия после утверждения его руководителем предприятия.
Важнейшими целями, которые преследуются
в планировании на предприятии, как
правило, являются: объем продаж товарной
массы, прибыль и доля на рынке.
Виды планирования.
В зависимости от продолжительности
планового периода выделяют перспективное
(долгосрочное и среднесрочное) и
текущее (краткосрочное) планирование.
Долгосрочное планирование обычно
охватывает трехлетний или пятилетний
периоды и определяет общую стратегию
предприятия в рамках, "продукт-рынок".
При составлении плана изучаются
варианты расширения производства и
снижения издержек. Прогнозируются изменения
в номенклатуре продукции и уточняется
политика в функциональных сферах.
Результатом этого плана являются
формулировка долгосрочных целей, составление
долгосрочных проектов и принятие долгосрочной
политики в основных областях.
Среднесрочное планирование (от 2 до 3-х
лет) учитывает возможности всех
подразделений на основе их собственной
оценки. Разрабатывается план предприятия
по маркетингу, план производства, план
по труду и финансовый план.
Текущее планирование обычно рассчитано
на год, полгода, квартал, месяц и
включает объем производства, план
по труду и заработной плате, планирование
материально-технического обеспечения,
себестоимости, прибыли, рентабельности
и т.д.
В планировании используются следующие
основные методы:
- нормативный - на основе прогрессивных норм использования ресурсов;
- балансовый - целенаправленное согласование направлений использования ресурсов с источниками их образования (поступления) по всей системе взаимосвязанных материальных, финансовых и трудовых балансов;
- экстраполяции - выявленные в прошлом тенденции развития предприятия распространяются на будущий период;
- интерполяции - предприятие устанавливает цель в будущем и, исходя из нее, определяет промежуточные плановые показатели;
- факторный - на основе расчетов влияния важнейших факторов на изменение плановых показателей;
- матричный - путем построения моделей взаимосвязей между производственными подразделениями и показателями;
- экономико-математического моделирования с применением ЭВМ и другие.
Стратегия развития предприятия
Целью разработки стратегии развития
предприятия является выявление
основных направлений его эффективного
функционирования на основании максимальной
реализации существующего научно-технического
потенциала во взаимосвязи с внутрипроизводственными
резервами и внешней окружающей
средой.
Основными задачами формирования стратегии
предприятия являются:
- выбор эффективных направлений хозяйственной
деятельности, которые необходимо развивать;
- определение размера капитальных вложений
и других ресурсов, необходимых для осуществления
выбранных направлений хозяйственной
деятельности;
- оценка результатов отдачи.
Стратегический план предприятия
составляется в такой последовательности:
- Анализ деловой окружающей внешней и внутренней среды.
- Определение хозяйственной политики предприятия.
- Формулировка базовой стратегии и выбор стратегической альтернативы.
- Формулировка функциональных стратегий: маркетинга, НИОКР, производства, организационных изменений, а также финансовая, социальная и экологическая стратегия.
Стратегический план предприятия
состоит из следующих разделов:
- Цели и направления деятельности;
- Текущие и долгосрочные задачи;
- Базовая стратегия;
- Функциональные стратегии;
- Описание наиболее важных программ;
- Описание внешних операций;
- Объем капитальных вложений и распределение ресурсов;
- Формулировка резервных стратегий.
При составлении стратегического
плана используется следующая информация:
объем годовых продаж по группам
товаров; годовая прибыль и убытки
по структурным подразделениям; годовой
объем экспорта и его удельный
вес к общему объему продаж; доля
рынка; объем ежегодных капитальных вложений;
баланс на конец последнего года плана;
финансовый план.
Стратегия предприятия разрабатывается
на различные периоды времени
в зависимости от степени предсказуемости
будущего, продолжительности периода
внедрения идеи, отраслевой принадлежности
предприятия и уровня технической
оснащенности (от 3 до 10 лет).
Существуют следующие разновидности
базовых стратегий:
- стратегия роста, обосновывающая намерения предприятия увеличивать объем производства, продаж, капитальных вложений и т.п.;
- стратегия стабилизации - это план деятельности предприятия в условиях нестабильности объемов продаж и доходов;
- стратегия выживания - это оборонительная стратегия, применяемая в условиях глубокого кризиса деятельности предприятия.
Одной из важнейших составных частей
стратегии предприятия является
планирование риска. Сущность этого
плана заключается в достижении
высокого уровня противодействия возмущениям
внешней среды и уменьшение потерь
от этих возмущений.
Методы выбора стратегии:
- метод PIMS - моделирование влияния стратегических факторов на показатели эффективности предприятия (рентабельность, прибыль);
- метод кривых освоения - строится на зависимости размеров затрат на производство от его объема;
- метод жизненного цикла товара, т.е. для каждой стадии (освоение, рост, зрелость, спад) определяются приоритетные стратегические направления и действия;
- метод Бостонской консультативной группы (матричный). Показателями, формирующими оценочную матрицу, являются темп роста производства и контролируемая данным предприятием доля рынка;
- метод "мак-кинси" (матричный), основными оценочными показателями служат конкурентная позиция предприятия (слабая, средняя, сильная) и привлекательность рынка (аналогичные три оценки).
Содержание средне и краткосрочных
планов
- Планы предприятия включают следующие основные разделы:
- маркетинговая программа: планы маркетинга для основных видов продукции (услуг) и в целом по всей продукции;
- производственная программа: задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении (в показателях валовой, товарной и реализуемой продукции) с учетом повышения качества;
- план развития науки и техники: мероприятия по созданию и освоению новых изделий, внедрению новой техники и технологии;
- план по труду и кадрам: рост производительности труда, численность персонала по категориям, фонд оплаты труда, средняя заработная плата работников, балансовый расчет дополнительной потребности в рабочих и служащих и источников ее обеспечения;
- план капитального строительства: объемы капитальных вложений, строительных и строительно-монтажных работ, технического перевооружения предприятия, ввод в действие основных фондов и производственных мощностей;
- план материально-технического обеспечения: определение потребности производства в материально-технических ресурсах и источников их удовлетворения с расчетами по снижению удельных расходов сырья, материалов, топлива, энергии;
- план по издержкам производства, прибыли и рентабельности: себестоимость основных видов продукции, валовой товарной и реализованной продукции; смета затрат на производство; прибыль и рентабельность по видам деятельности и в целом по предприятию;
- финансовый план: потребность в собственных оборотных средствах и задание по ускорению их оборачиваемости; баланс доходов и расходов; взаимоотношения с бюджетом, кредитные отношения;
- план социального развития коллектива: мероприятия по улучшению условий труда, отдыха и быта работников предприятия;
- план мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов включает такие направления: охрана и рациональное использование водных ресурсов; охрана воздушного бассейна; охрана и рациональное использование минеральных ресурсов.
Показатели, применяемые в планирования
и, подразделяются:
- по экономическому содержанию - на натуральные, трудовые и стоимостные;
- по экономическому назначению - на количественные и качественные (производительность труда, фондоотдача, материалоемкость);
- по способу характеристики предмета - абсолютные (прибыль) и относительные (рентабельность).
Оперативное планирование
Оперативное планирование
- это детальная разработка планов
предприятия и его подразделений. Оно соединяет:
1) Календарное планирование, включающее
детализацию текущего плана предприятия
и доведение заданий до каждого
цеха, отдела, участка, бригады, рабочего.
Планы и графики при этом
составляются на месяц, декаду,
сутки, смену, а иногда и
каждый час;
2) Диспетчеризацию, обеспечивающую:
- сплошной контроль за ходом производственного
процесса и оперативное устранение неполадок
и сбоев в работе на каждом рабочем месте;
- организацию доставки на рабочие места
сырья, материалов, заготовок, инструмента;
вывоз готовой продукции, отходов производства;
контроль исправности оборудования; подачу
энергии, топлива, сжатого воздуха; организацию
контроля качества.
Различают:
- межцеховое оперативное планирование
- обеспечивающее скоординированную
деятельность и необходимые производственные
пропорции между цехами предприятия
в соответствии с последовательностью
технологических процессов и
с учетом функций основных, вспомогательных,
побочных и обслуживающих цехов;
- внутрицеховое оперативное планирование
- осуществляющее распределение
работ по участкам и рабочим
местам. Основная задача распределения
- обеспечение полного и четкого
выполнения заданий производственной
программы и сохранение ритмичной
работы предприятия, его цехов,
участков, бригад, рабочих.
Бизнес-план предприятия
Бизнес-план позволяет очертить круг
проблем, с которыми сталкивается предприятие
при реализации своих целей в
изменчивой, неопределенной, конкурентной
хозяйственной среде. Поможет определить
и обеспечить пути решения этих проблем.
Он ориентирован на достижение успеха,
главным образом, в финансово-экономической
деятельности.
Бизнес-план является основой бизнес-предложения
при переговорах с будущими партнерами
и возможными инвесторами. Это определяет
некоторые требования к его оформлению,
форме, содержанию и структуре. Он должен
быть представлен в форме, позволяющей
заинтересованному лицу получить четкое
представление о существе дела и
перспективах своего участия в нем.