Основы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:58, реферат

Описание работы

Планирование - это определение целей и задач предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.
Основные принципы планирования:
Принцип обоснованности целей и задач предприятия. При этом выделяют цели:
хозяйственно-экономические, обеспечивающие эффективность производства;
производственно-технологические, определяющие функциональное назначение предприятия;
научно-технические, обеспечивающие научно-технический прогресс;

Содержание работы

Общая характеристика планирования 3
Виды планирования. 4
Стратегия развития предприятия 5
Содержание средне и краткосрочных планов 7
Оперативное планирование 8
Бизнес-план предприятия 9
Выводы 10
Список используемой литературы 11

Файлы: 1 файл

менеджмент Реф.docx

— 26.58 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Реферат:

 

«Основы менеджмента»

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2013 

Оглавление

Общая характеристика планирования 3

Виды планирования. 4

Стратегия развития предприятия 5

Содержание средне и краткосрочных планов 7

Оперативное планирование 8

Бизнес-план предприятия 9

Выводы 10

Список используемой литературы 11

 

 

Общая характеристика планирования

Планирование - это определение  целей и задач предприятия  на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.

Основные принципы планирования: 

  1. Принцип обоснованности целей и задач предприятия. При этом выделяют цели: 
    • хозяйственно-экономические, обеспечивающие эффективность производства; 
    • производственно-технологические, определяющие функциональное назначение предприятия; 
    • научно-технические, обеспечивающие научно-технический прогресс; 
    • социальные, обеспечивающие удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия; 
    • экологические, обеспечивающие изготовление экологически чистой продукции без негативного воздействия на окружающую среду. 
  1. Принцип системности. Он означает, что планирование представляет целую систему планов и охватывает все сферы деятельности предприятия; 
  1. Принцип научности. Требует учета перспектив научно-технического прогресса и применения научно обоснованных прогрессивных норм использования всех видов ресурсов; 
  2. Принцип непрерывности. Означает параллельное сочетание текущего и перспективного планирования; 
  3. Принцип сбалансированности плана. Указывает на количественное соответствие между взаимосвязанными разделами и показателями плана, между потребностями в ресурсах и их наличием; 
  4. Принцип директивности. В соответствии с ним план приобретает силу закона для всех подразделений предприятия после утверждения его руководителем предприятия. 

Важнейшими целями, которые преследуются в планировании на предприятии, как  правило, являются: объем продаж товарной массы, прибыль и доля на рынке.  

Виды планирования.

В зависимости от продолжительности  планового периода выделяют перспективное (долгосрочное и среднесрочное) и  текущее (краткосрочное) планирование. 

Долгосрочное планирование обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды и определяет общую стратегию  предприятия в рамках, "продукт-рынок". При составлении плана изучаются  варианты расширения производства и  снижения издержек. Прогнозируются изменения  в номенклатуре продукции и уточняется политика в функциональных сферах. Результатом этого плана являются формулировка долгосрочных целей, составление  долгосрочных проектов и принятие долгосрочной политики в основных областях. 

Среднесрочное планирование (от 2 до 3-х  лет) учитывает возможности всех подразделений на основе их собственной  оценки. Разрабатывается план предприятия  по маркетингу, план производства, план по труду и финансовый план. 

Текущее планирование обычно рассчитано на год, полгода, квартал, месяц и  включает объем производства, план по труду и заработной плате, планирование материально-технического обеспечения, себестоимости, прибыли, рентабельности и т.д. 

В планировании используются следующие основные методы: 

    • нормативный - на основе прогрессивных норм использования ресурсов; 
    • балансовый - целенаправленное согласование направлений использования ресурсов с источниками их образования (поступления) по всей системе взаимосвязанных материальных, финансовых и трудовых балансов; 
    • экстраполяции - выявленные в прошлом тенденции развития предприятия распространяются на будущий период; 
    • интерполяции - предприятие устанавливает цель в будущем и, исходя из нее, определяет промежуточные плановые показатели; 
    • факторный - на основе расчетов влияния важнейших факторов на изменение плановых показателей; 
    • матричный - путем построения моделей взаимосвязей между производственными подразделениями и показателями;
    • экономико-математического моделирования с применением ЭВМ и другие. 

Стратегия развития предприятия

Целью разработки стратегии развития предприятия является выявление  основных направлений его эффективного функционирования на основании максимальной реализации существующего научно-технического потенциала во взаимосвязи с внутрипроизводственными  резервами и внешней окружающей средой. 

Основными задачами формирования стратегии  предприятия являются:  
- выбор эффективных направлений хозяйственной деятельности, которые необходимо развивать;  
- определение размера капитальных вложений и других ресурсов, необходимых для осуществления выбранных направлений хозяйственной деятельности;  
- оценка результатов отдачи. 

Стратегический план предприятия  составляется в такой последовательности: 

  1. Анализ деловой окружающей внешней и внутренней среды. 
  2. Определение хозяйственной политики предприятия. 
  3. Формулировка базовой стратегии и выбор стратегической альтернативы. 
  4. Формулировка функциональных стратегий: маркетинга, НИОКР, производства, организационных изменений, а также финансовая, социальная и экологическая стратегия. 

Стратегический план предприятия  состоит из следующих разделов: 

  1. Цели и направления деятельности; 
  2. Текущие и долгосрочные задачи; 
  3. Базовая стратегия; 
  4. Функциональные стратегии; 
  5. Описание наиболее важных программ; 
  6. Описание внешних операций; 
  7. Объем капитальных вложений и распределение ресурсов; 
  8. Формулировка резервных стратегий. 

При составлении стратегического  плана используется следующая информация: объем годовых продаж по группам  товаров; годовая прибыль и убытки по структурным подразделениям; годовой  объем экспорта и его удельный вес к общему объему продаж; доля рынка; объем ежегодных капитальных вложений; баланс на конец последнего года плана; финансовый план. 

Стратегия предприятия разрабатывается  на различные периоды времени  в зависимости от степени предсказуемости  будущего, продолжительности периода  внедрения идеи, отраслевой принадлежности предприятия и уровня технической  оснащенности (от 3 до 10 лет). 

Существуют следующие разновидности базовых стратегий: 

    • стратегия роста, обосновывающая намерения предприятия увеличивать объем производства, продаж, капитальных вложений и т.п.; 
    • стратегия стабилизации - это план деятельности предприятия в условиях нестабильности объемов продаж и доходов; 
    • стратегия выживания - это оборонительная стратегия, применяемая в условиях глубокого кризиса деятельности предприятия. 

Одной из важнейших составных частей стратегии предприятия является планирование риска. Сущность этого  плана заключается в достижении высокого уровня противодействия возмущениям  внешней среды и уменьшение потерь от этих возмущений. 

Методы выбора стратегии: 

    • метод PIMS - моделирование влияния стратегических факторов на показатели эффективности предприятия (рентабельность, прибыль); 
    • метод кривых освоения - строится на зависимости размеров затрат на производство от его объема; 
    • метод жизненного цикла товара, т.е. для каждой стадии (освоение, рост, зрелость, спад) определяются приоритетные стратегические направления и действия; 
    • метод Бостонской консультативной группы (матричный). Показателями, формирующими оценочную матрицу, являются темп роста производства и контролируемая данным предприятием доля рынка; 
    • метод "мак-кинси" (матричный), основными оценочными показателями служат конкурентная позиция предприятия (слабая, средняя, сильная) и привлекательность рынка (аналогичные три оценки). 

Содержание средне и краткосрочных  планов

    • Планы предприятия включают следующие основные разделы: 
    • маркетинговая программа: планы маркетинга для основных видов продукции (услуг) и в целом по всей продукции; 
    • производственная программа: задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении (в показателях валовой, товарной и реализуемой продукции) с учетом повышения качества; 
    • план развития науки и техники: мероприятия по созданию и освоению новых изделий, внедрению новой техники и технологии; 
    • план по труду и кадрам: рост производительности труда, численность персонала по категориям, фонд оплаты труда, средняя заработная плата работников, балансовый расчет дополнительной потребности в рабочих и служащих и источников ее обеспечения; 
    • план капитального строительства: объемы капитальных вложений, строительных и строительно-монтажных работ, технического перевооружения предприятия, ввод в действие основных фондов и производственных мощностей; 
    • план материально-технического обеспечения: определение потребности производства в материально-технических ресурсах и источников их удовлетворения с расчетами по снижению удельных расходов сырья, материалов, топлива, энергии; 
    • план по издержкам производства, прибыли и рентабельности: себестоимость основных видов продукции, валовой товарной и реализованной продукции; смета затрат на производство; прибыль и рентабельность по видам деятельности и в целом по предприятию; 
    • финансовый план: потребность в собственных оборотных средствах и задание по ускорению их оборачиваемости; баланс доходов и расходов; взаимоотношения с бюджетом, кредитные отношения; 
    • план социального развития коллектива: мероприятия по улучшению условий труда, отдыха и быта работников предприятия; 
    • план мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов включает такие направления: охрана и рациональное использование водных ресурсов; охрана воздушного бассейна; охрана и рациональное использование минеральных ресурсов. 

Показатели, применяемые в планирования и, подразделяются: 

    • по экономическому содержанию - на натуральные, трудовые и стоимостные; 
    • по экономическому назначению - на количественные и качественные (производительность труда, фондоотдача, материалоемкость); 
    • по способу характеристики предмета - абсолютные (прибыль) и относительные (рентабельность). 

Оперативное планирование

Оперативное планирование - это детальная разработка планов предприятия и его подразделений. Оно соединяет:

1) Календарное планирование, включающее  детализацию текущего плана предприятия  и доведение заданий до каждого  цеха, отдела, участка, бригады, рабочего. Планы и графики при этом  составляются на месяц, декаду, сутки, смену, а иногда и  каждый час; 

2) Диспетчеризацию, обеспечивающую:  
- сплошной контроль за ходом производственного процесса и оперативное устранение неполадок и сбоев в работе на каждом рабочем месте;  
- организацию доставки на рабочие места сырья, материалов, заготовок, инструмента; вывоз готовой продукции, отходов производства; контроль исправности оборудования; подачу энергии, топлива, сжатого воздуха; организацию контроля качества. 

Различают: 

- межцеховое оперативное планирование - обеспечивающее скоординированную  деятельность и необходимые производственные  пропорции между цехами предприятия  в соответствии с последовательностью  технологических процессов и  с учетом функций основных, вспомогательных,  побочных и обслуживающих цехов; 

- внутрицеховое оперативное планирование - осуществляющее распределение  работ по участкам и рабочим  местам. Основная задача распределения  - обеспечение полного и четкого  выполнения заданий производственной  программы и сохранение ритмичной  работы предприятия, его цехов,  участков, бригад, рабочих. 

Бизнес-план предприятия

Бизнес-план позволяет очертить круг проблем, с которыми сталкивается предприятие  при реализации своих целей в  изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде. Поможет определить и обеспечить пути решения этих проблем. Он ориентирован на достижение успеха, главным образом, в финансово-экономической  деятельности. 

Бизнес-план является основой бизнес-предложения  при переговорах с будущими партнерами и возможными инвесторами. Это определяет некоторые требования к его оформлению, форме, содержанию и структуре. Он должен быть представлен в форме, позволяющей  заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и  перспективах своего участия в нем. 

Информация о работе Основы менеджмента