Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 15:08, курсовая работа
Главной целью курсовой работы является - изучение особенностей проектирования структуры организации. В связи с этим ,в соответствии с поставленной целью предстоит решить следующие задачи:
- изучить сущность организационного проектирования;
- исследовать способы формирования организационной структуры;
- исследовать методы проектирования организационных структур;
• Введение…………………………………………………………………………..3
• Глава 1. Теоретические основы проектирования структуры организации
• 1.1 Понятие и сущность организации…………………………………………...4
• 1.2 Характеристика организационной структуры управления………………...5
• 1.3 Классификация организационных структур………………………………...8
• 1.4 Характеристика основных типов организационных структур…………….9
• Глава 2. Особенности проектирования структуры организации
• 2.1 Сущность организационного проектирования…………………………….12
• 2.2 Формирование организационной структуры………………………………16
• 2.3 Методы проектирования организационных структур……………………..18
• 2.4 Оценка эффективности организационных систем…………………………22
• Заключение………………………………………………………………………..24
• Глоссарий…………………………………………………………………………25
• Список литературы…………………
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Рязанский |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Менеджмент |
Тема |
Основы проектирования организационных систем |
Фамилия студента |
Кудинова |
Имя студента |
Вера |
Отчество студента |
Александровна |
№ контракта |
0420411400201001 |
Актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике - научно обоснованное проектирование организационных структур управления.
Особую важность организационному проектированию как методу формальной организации целостных систем придают радикальные изменения, происходящие в сфере производственных отношений, приведшие к существенному возрастанию организационного фактора.
В этой связи необходимо отметить, что ни одна из новых (модернизированных) форм целостных образований в различных сферах общественного бытия человечества, будь то в экономике, политике, образовании, культуре, науке, военном деле и других, не сможет достичь своего конечного воплощения без проведения организационного проектирования. То есть, любые организационные нововведения структурного и процессного характера являются прежде всего продуктами организационного проектирования.
Таким образом, тема курсовой работы является актуальной и важной, потому как без развития методов проектирования структур управления затруднено дальнейшее совершенствование управления и повышение эффективности деятельности организации.
Главной целью курсовой работы является - изучение особенностей проектирования структуры организации. В связи с этим ,в соответствии с поставленной целью предстоит решить следующие задачи:
- изучить сущность организационного проектирования;
- исследовать способы формирования организационной структуры;
- исследовать методы проектирования организационных структур;
- изучить методы оценки эффективности организационных структур.
Объектом исследования является проектирование структуры организации. Предметом исследования является процесс, механизм, методы и способы проектирования структуры организации.
Теоретические основы проектирования структуры организации
1.1 Понятие и сущность организации
Первоочередным шагом , приступая к исследованию вопроса проектирования структуры организации, является определение главного понятия, используемого в данном пункте - понятия организация.
Применение термина - организация, в современной науке и практике настолько же обыденно, насколько и многообразно. Он используется в оборотах, отражающих и раскрывающих самые разнообразные области жизни.
Организация - представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определёнными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей.
Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Термин организация (от лат. organizare - сообщать стройный вид, устраивать) интерпретируется в науке как достижение структурированности, внутренней упорядоченности, согласованности взаимодействия относительно самостоятельных частей в системном объекте. В ежедневном бытовом употреблении под организацией, прежде и чаще всего, понимается официальное учреждение или общественная структура (институт, предприятие, компания, представительство, орган власти, и т.д.), то есть реально существующая, целенаправленно функционирующая социальная система.
Единого понимания организации до сих пор не выработано. Однако , эта дифференциация взглядов не вносит неопределенности в процесс познания организации как явления, скорее напротив, позволяет более полно ее изучить.
Характеризует организацию упорядоченность частей, которые образуют единство (целое), обратное воздействие таково, что целое содействует сохранению частей. Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей.
Организация определяется и как внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная ее внутренним строением. Это в свою очередь совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязи между частями целого, или объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. Уже такой, достаточно поверхностный, первичный анализ приводит к выводу о том, что исключительно широкое и разнообразное восприятие, понимание и применение термина организация отражает явления и события.
Они могут представлять собой как процесс, так и систему, иметь субъективную, объективную и смешанную природу, проявляться в материальных, интеллектуальных и смешанных формах.
Следовательно, организация является не аморфной массой, а упорядоченной системой. Поддерживать эту упорядоченность помогает организационная структура. В следующем пункте курсовой работы, будет рассмотрено понятие организационной структуры организации.
1.2 Характеристика
организационной структуры упра
Главным элементом любой организации является ее структура, т.е. стабильные связи, которые существуют между элементами организации, конструкция организации, на основе которой управляется фирма.
Структура - это организационная характеристика системы; совокупность устойчивых систем связей и отношений, обеспечивающих стабильность и равновесие системы, взаимодействие, соподчиненность и пропорциональность между составляющими ее элементами.
Организационная структура управления - это состав, взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления. Организационная структура управления вырабатывается составляющими ее звеньями и уровнями управления. Эта структура должна обеспечивать устойчивость связей между элементами управления и надежность функционирования системы в целом. Организационные структуры приобрели свое название по аналогии с деятельностью живой материи, живой клетки и являются более гибкими и адаптивными. Для них свойственно небольшое число управленческих уровней, правил и инструкций, большая самостоятельность в принятии решений на низовом уровне. В настоящее время основным принципом построения любых организационных систем - биологических, технологических, социальных - является иерархия.
В современной теории организации понятие "иерархия" применяется в основном для отражения вертикального подчинения между различными уровнями управления организацией: иерархия властных полномочий, иерархия функций и функциональных обязанностей - соответственно подчинение по службе, функциональное подчинение. С иерархией властных полномочий тесно сплетается распределение ответственности и компетенции, связанных с деятельностью организации.
Не взирая на то, что иерархические структуры управления в настоящее время признаны во всем мире наиболее эффективными, они обладают рядом существенных недостатков, ведущим к накапливанию отрицательных тенденций. Если не принять своевременных мер по коррекции действия системы управления организацией, то начинают возникать проблемные ситуации, которые, в конечном счете, могут привести к погибели всей организации.
Всё же , за многие годы удалось выделить основные направления преодоления нарушений развития организационных систем. При ликвидации недостатков иерархических структур особое значение приобретает разработка методов выявления отклонений от нормы в работе деловых организаций уже на начальном этапе их развития и реорганизация системы управления.
Организационная структура позволяет организации:
- избежать хаоса и неопределенности :работники вникают, что они должны делать, как им нужно это делать и с кем им следует работать, а руководители различных подразделений представляют себе, как их работа сочетается с работой других подразделений;
- эффективно взаимодействовать с внешней средой;
- продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников, устанавливать четкие взаимосвязи между отдельными подразделениями, распределять права и ответственность;
- избежать политиканства и фаворитизма в вопросах повышения в должности и продвижения, без точного описания должностных обязанностей не могут быть созданы основы для подготовки других работников к выполнению работ тех сотрудников, которые продвинуты по службе;
- удовлетворять потребности клиентов;
- достигать своих целей с высокой эффективностью.
Организационная структура и поддерживающая документация важны для любой организации с самого начала ее существования.
Руководитель должен учитывать и некоторые негативные характеристики организационной структуры :
схемы организационной структуры не показывают важные связи между работниками и организационными единицами. А то, что они показывают, может ввести в заблуждение, потому , как на них не изображены неофициальные линии коммуникации и управленческие каналы влияния ( телефонные и компьютерные сети дают возможность людям контактировать с другими быстро и эффективно). Схемы организационной структуры изображают иерархии должностей, подразумевая, что чем они выше, тем более важны и влиятельны, что не всегда верно, так как некоторые работники являются влиятельными при принятии одних решений и лишены влияния при принятии других.
Схемы организационной структуры способствуют очень узкому представлению работников о своих должностях, а так как дефиниции должностей означают, чего люди могут не делать, равно как разъяснение того, что они должны делать, то результатом этого является организация, не реагирующая на изменения.
Признаки эффективной организационной структуры:
- структура соответствует стратегическим целям организации;
- структура соответствует среде функционирования организации;
- отсутствие противоречий между элементами организационной структуры;
- сведение к минимуму или регулирование влияния индивидуального поведения в организации, структура обеспечивает согласование людей, входящих в организацию, с ее требованиями, а не наоборот;
- структура помогает осуществлять властные функции (структуры устанавливают или определяют, какие позиции являются главными и определяющими с точки зрения иерархии), в которых принимаются решения и в которых выполняется деятельность организации (структура является местом действия организации).
1.3 Классификация организационных структур
В XX веке организационные структуры управления испытали значительную эволюцию. Анализ эволюции организационных структур предусматривает определенную классификацию.
Механистическая (бюрократическая) структура выступает как жесткая иерархия, как пирамида управления. Механистические структуры функционируют подобно хорошо работающей машине, механизму. Органистические структуры получили свое название по аналогии с деятельностью живой материи, живой клетки. Они являются более гибкими и адаптивными. Для них свойственно небольшое число управленческих уровней, правил и инструкций, большая самостоятельность в принятии решений на низовом уровне.
В больших организациях многоуровневые организационные структуры различают по признаку дифференциации и выделяют: стратифицированные и совмещенные структуры управления.
В стратифицированных структурах на одном уровне управления используется один признак, а на более низком - другой. В отличие от этого в совмещенных структурах на одном и том же уровне применяется два и более признака дифференциации, что порождает двойное и более подчинение и приводит к матричной организации. В первой половине XX века первостепенными были сначала линейные и функциональные организационные структуры, а затем их комбинации.
Во второй половине этого века крупные западные корпорации стали всюду переходить к дивизиональным структурам.
В условиях рыночной экономики и острой конкурентной борьбы особо интенсивно развиваются структуры управления органического типа. Главным достоинством таких гибких структур является их способность быстро адаптироваться к меняющимся внешним условиям и изменению целевых установок.
Информация о работе Основы проектирования организационных систем