Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:46, реферат
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.
Стратегическое планирование имеет дело не с будущими решениями, а с будущим решений, принимаемых сегодня.
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала». Военное происхождение этого термина не должно вызывать удивления. Именно strategos позволило Александру Македонскому завоевать мир.
Организация
считается добившейся успеха, если
она достигла поставленной
Не существует
стратегии, единой для всех компаний,
так же, как и не существует единого
универсального стратегического управления.
Каждая фирма уникальна в своем
роде, поэтому и процесс выработки
стратегии для каждой фирмы уникален,
так как он зависит от позиции
фирмы на рынке, динамики её развития,
её потенциала, поведения конкурентов,
характеристик производимого ею
товара или оказываемых ею услуг,
состояния экономики, культурной среды
и ещё многих факторов. В то же
время есть некоторые основополагающие
моменты, которые позволяют говорить
о некоторых обобщенных принципах
выработки стратегии поведения
и осуществления
Стратегическое управление – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
Сегодняшним
менеджерам приходится думать стратегически
о положении, в котором находится
компания, и о влиянии, которое
на неё оказывают меняющиеся условия.
Они вынуждены анализировать
внешнюю среду достаточно тщательно,
чтобы знать, когда вносить изменения
в стратегию. Они должны быть достаточно
хорошо знакомы с деятельностью
компании, чтобы знать, какие изменения
вносить в стратегию. Другими
словами, стратегическое управление является
фундаментом общего подхода к
управлению всей компанией. Исполнительный
директор одной из преуспевающих
компаний удачно сформулировал эту
мысль: «В основном наши конкуренты знают
те же самые фундаментальные
Преимуществами стратегического мышления, имеющего первостепенное значение, и осознанного стратегического управления (в противоположность свободной импровизации, интуиции или бездеятельности) являются:
1). Обеспечение
направленности всей
2). Необходимость
менеджеров более четко
3). Возможность
для менеджеров оценивать
4). Возможность
объединить решения
5). Создание
среды, благоприятствующей
Процесс стратегического планирования подразумевает следующие
действия:
Стратегическое планирование дает основу для принятия решений. Знание того, чего организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий. Формальное планирование способствует снижению риска при принятии решений.
Рассмотрим более подробно понятие «миссии организации» и принципы ее формирования. Миссия организации – это четко выраженная причина ее существования, основная общая ее цель. Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка миссии организации должна содержать следующее:
1. Задачи фирмы с точки зрения ее основных услуг или изделий, ее основных рынков и используемых технологий.
2. Отношение внешней среды к организации, которая определяет рабочие принципы фирмы;
3. Культуру
организации. Какого типа
При определении миссии организации необходимо учитывать интересы следующих лиц:
- сотрудники организации;
- собственники (акционеры);
- покупатели продукта организации;
- деловые партнеры фирмы;
- местное сообщество;
- общество в целом
В миссии должны быть отражены следующие характеристики организации:
- целевые ориентиры;
- сфера деятельности компании;
Цели
формулируются и
1. Должны быть конкретными и измеримыми.
2. Ориентированными во времени. Следует точно определять не только, что организация хочет осуществить, но также в общем, когда должен быть достигнут результат. Цели обычно устанавливаются на длительные или краткие временные промежутки. Долгосрочная цель - имеет горизонт планирования, приблизительно равный пяти годам, иногда больше — для передовых в техническом отношении фирм. Краткосрочная цель в большинстве случаев представляет один из планов организации, который следует завершить в пределах года. Среднесрочные цели имеют горизонт планирования от одного до пяти лет.
3. Достижимыми.
Установление цели, которая превышает
возможности организации либо
из-за недостаточности
4. Взаимоподдерживающими, т.е. действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей.
Согласно теории стратегического менеджмента цели могут быть по следующим характеристикам деятельности организации:
Классификации целей
Количество и разнообразие целей и задач менеджмента настолько велико, что без комплексного и системного подходов к определению их состава не может обойтись ни одна организация. В качестве удобного и апробированного на практике инструмента можно использовать построение целевой модели в виде «дерева целей».
Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам:
1. Общая цель, находящаяся в вершине дерева должна содержать описание конечного результата.
2. При развертывании общей цели в иерархическую структуру целей исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня.
3. При формулировке целей различных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их достижения.
4. Подцели каждого уровня должны быть независимы и невыводимы друг от друга.
5. Фундамент
дерева целей должны
Современный менеджмент широко использует концепцию управления по целям (MBO – management by objectives). Менеджмент как целостная система управления ориентируется на достижение всей совокупности целей и задач, стоящих перед организацией. Поэтому каждый руководитель, от высшего до низшего должен иметь четкие цели в рамках возложенных на него обязанностей. Соответствующую целевую ориентацию работы своего подразделения он должен обеспечивать в течении планового периода времени.
Процесс менеджмента по целям состоит из следующих этапов:
1. Определяется
круг полномочий и
2. Осуществляется разработка целей менеджмента в рамках установленных обязанностей.
3. Составляются
реальные планы достижения
4. Производится контроль, измерение, оценка работы и полученных каждым руководителем результатов.
Данная
классификация стратегий
- продукт;
- рынок;
- отрасль;
- положение фирмы внутри отрасли;
- технология.
Каждый из этих пяти элементов в различных стратегиях может оставлять или менять существующее положение. В связи с этим можно представить следующую классификацию эталонных стратегий.
Стратегии концентрированного роста связаны с изменением продукта и рынка и не затрагивают три других элемента. Конкретными типами стратегий первой группы являются следующие:
- стратегия усиления позиции на рынке.
В данном случае организация делает все, чтобы с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции. Для реализации этой стратегии требуются большие маркетинговые усилия;
- стратегия развития рынка, заключающаяся в поиске новых рынков для уже производимого продукта;
- стратегия развития продукта, предполагающая решение задачи роста за счет производства нового продукта на уже освоенном рынке.
Стратегии интегрированного роста предполагают расширение фирмы путем добавления новых структур. Фирма может осуществлять интегрированный рост как путем приобретения собственности, так и путем расширения изнутри. При этом в обоих случаях происходит изменение положения фирмы внутри отрасли.
Выделяют два основных типа интегрированного роста:
- стратегия
обратной вертикальной
- стратегия
вперед идущей вертикальной
Стратегии диверсифицированного роста реализуются в том случае, если фирмы дальше не могут развиваться на данном рынке с данным продуктом в данной отрасли. Стратегиями данного типа являются следующие:
- стратегия центрированной диверсификации. Она базируется на поиске и использовании заключенных в существующем бизнесе дополнительных возможностей для производства новых продуктов. При этом существующее производство остается в центре бизнеса, а новое возникает из тех возможностей, которые заключены в освоенном рынке, используемой технологии либо же в других сильных сторонах функционирования фирмы;
- стратегия
горизонтальной диверсификации. Она
предполагает поиск
- стратегия конгломеративной диверсификации. Она состоит в том, что фирма расширяется за счет производства технологически не связанных с уже производимыми новых продуктов, которые реализуются на новых рынках.
Стратегии
сокращения реализуются тогда, когда
фирма нуждается в
Информация о работе Основы стратегии экономического управления предприятием