Особенности менеджмента в цивилизациях Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 15:26, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является рассмотрение вопросов на тему возникновения и развития менеджмента в восточных цивилизациях. Какую роль играют характерные черты, принадлежащие той или иной цивилизации: климат, культура, особенности менталитета, развитие экономических отношений, государственный строй в формировании менеджмента, как науки.
Задача реферата состоит в раскрытии управленческой мысли Цивилизации Двуречья (Месопотамии), а так же идей менеджмента в трудах мыслителей Древнего Египта.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ХАРАКТЕРИСТИКА МЕНЕДЖМЕНТА В ЦИВИЛИЗАЦИЯХ ВОСТОКА 4
2.1.УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ ДВУРЕЧЬЯ (МЕСОПОТАМИИ) 5
2.2 ИДЕИ МЕНЕДЖМЕНТА В ТРУДАХ МЫСЛИТЕЛЕЙ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

Файлы: 1 файл

Реферат по истории управленческой мысли Обуховой Кристины БМД-12.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования

«Уральский  государственный экономический  университет»

                  

 

РЕФЕРАТ

 

Тема: Особенности менеджмента  в цивилизациях Востока

 

 

 

 

Выполнила: Обухова Кристина Вячеславовна

Группа БМД-12

 

 

Проверил: Арашин Сергей Николаевич

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012 

Содержание

 

Введение

Исторический опыт является базовым элементов любой науки. Изучение истории, опыта прошедших лет даёт шанс избежать противоречий и ошибок, которые встретились обществу на ранних этапах развития науки. 
 Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие общества, управленческой деятельности. 
 В практике управления существуют примеры организаций, возникших в глубокой древности и успешно функционирующих в настоящее время благодаря созданию рациональной структуры управления.

Идеи и знания менеджмента отображали поэтапно обогащающийся опыт управления хозяйством рода, нескольких родов, племени, общины, где для решения общих задач проводились собрания соплеменников и избирались сменяемые руководители-старейшины.

Решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут  определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.

Существуют общие принципы управления, которые порождают японскую, американскую, французскую или немецкую системы управления со своими неповторимыми особенностями, поскольку учитывают   определённые национальные ценности, особенности национальной психологии, культуры, менталитета и т.д.

Страны Древнего Востока внесли большой вклад в развитие мировой  цивилизации. Они заложили первоначальные основы многих духовных и материальных ценностей, которые впоследствии были восприняты и творчески развиты, став достоянием всего человечества.

Целью данного реферата является рассмотрение вопросов на тему возникновения и развития менеджмента в восточных цивилизациях. Какую роль играют характерные черты, принадлежащие той или иной цивилизации: климат, культура, особенности менталитета, развитие экономических отношений,  государственный строй  в формировании менеджмента, как науки.

Задача реферата состоит в раскрытии управленческой мысли Цивилизации Двуречья (Месопотамии), а так же идей менеджмента в трудах мыслителей Древнего Египта.

 

 

1.Характеристика менеджмента в цивилизациях Востока

Древний Восток является колыбелью великих культур, которые проложили человеку путь из лона первобытного мифа.

Первые попытки осмысления хозяйственной и управленческой деятельности осуществлялись в рамках общего мифологического мировоззрения политические, правовые, хозяйственные, экономические, этические, управленческие и многие другие представления жителей Древнего Востока об окружающем их мире. Что касается мифологической литературы, то она пестрит разного рода иносказаниями, символами, знаками, иероглифами, имевшими определенный смысл.

Сфера жизни древних восточных цивилизаций – это вселенная, в которой человек лишь зависимая частица. При всём том, теперь, это не тот космос, в котором жил человек первобытной общины.

Сейчас фетишизированы не только природные стихии, но и разросшаяся над человеком сила деспотического государства. Древние боги вечной Природы отныне являются в облике первопроходцев и попечителей Государства, которое представляется как продолжение божественного уклада.

В восточной истории нужда в государстве появилась раньше, чем стали выражать себя очевидные зародыши внешних проявлений свободы и самостоятельности человека. А всё потому, что выжить на Востоке можно лишь, занимаясь орошаемым земледелием, создавая общественные запасы зерна.

Данные обстоятельства запрашивают огромной и планомерной  затраты ресурсов, жёсткого административного  управления и объединения множества обособленных общин в единое целое.

Уже в III тысячелетии до н.э. на территории Египта, Междуречья и Индии зарождаются ранние восточные государства. Данный тип государства родился из потребности жёсткого слияния, что было ответом на вызов природных условий. В основе древневосточного государства лежит идеал совершенного единства, отвергающий проявление индивидуальности и свободы человека.

В этом и состоит суть восточной деспотии. Такой тип  государственности свойственен  всем странам Древнего Востока.

 

2.1.Управленческая мысль Цивилизации Двуречья (Месопотамии)

Древняя цивилизация Месопотамии предоставляет возможность рассмотреть механизм становления профессионального менеджмента, поэтому является чрезвычайно интересной для исследователей.

Города-государства являются наиболее ранней формой государственной структуры Месопотамии. В III тыс. до н.э. в Двуречье создаются города-государства: Ур, Урук, Лагаш, Киш, Шурунпак, Исин, Ниппур и другие образования, на их базе позднее формируются и действуют наиболее крупные царства и княжества.

Источники Двуречья подтверждают разветвленность и интенсивность управленческой деятельности в самые древние времена. Источник «Надписи Лагашского царя Урукагины» упоминает о наличии в государстве управленческих должностей: патеси (старейшины, местные царьки), атриги (крупные чиновники государственного и храмового управления), землемеры, надзиратели за пастухами, за овчарами, за кораблями, начальники дома трав, пивоварни, заведующие складами и т.д.

Древний Вавилон одним из первых в мире предложил и фактически воплотил в жизнь идею дробления страны на административные округа и назначения во главе них правителей, присланных вавилонскими царями.

Трактуя направленность развития менеджмента, переднеазиатские Источники сообщали о тенденции правителей государств улучшать и совершенствовать управление. Источники заключали в себе данные о первых государственных реформах в области управления, инициированных царем Лагаша Уру-кагиной, шумерским царем Ур-Намму.

Довольно насыщенными являются более поздние реформы царя Ассирии Тиглата. Данные реформы сконцентрированы на организации фиксированного управления завоеванными территориями. На смену старым территориальным образованиям, царём создавались новые округа, меньшие по размерам, а это намного способствовало управлению. Во главе округов назначались надёжные наместники царя. В округа распределялись особые чиновники для сбора податей и основания воинских подразделений.

Составление в Новохетском царстве индивидуальных предписаний для сановников и государственных служащих стало новшеством в пользу улучшения менеджмента. Особенно подробной была «Инструкция» для «господина пограничной охраны». В «Инструкции» перечислялись подчинённые крепости, отряды, учреждения. Вводились функции господина, которые были направлены на обеспечение постоянной оборонной готовности, руководство работами в царском хозяйстве, решение судебных проблем.

Шумерский царь выразил устремлённость управления на обеспечение достоверности и служения подданным. В изданных законах шумерского царя Ур-Намму заявлено, что он «установил справедливость в стране, воистину изгнал зло, насилие и раздор». Царь делает акцент на том, что «сирота не был отдаваем во власть богатого, вдова — во власть сильного, бедняк — во власть богачу».

В известных законах вавилонского царя Хаммурапи так же обращается внимание на служение управления интересам справедливости и защиты подданных. Основная задача: «справедливо управлять своей страной», «справедливо руководить людьми и дать стране счастье», добиваясь, «чтобы сильный не притеснял слабого».

Практика Малой Азии беспрестанно осуществляет позицию решительности и твёрдости в управлении, обязывающее безропотное исполнение принятых установок. Это подтверждает высказывание царя Хаммурапи: «Пусть мои указы не имеют нарушителей их».

Выражение жестокости, в рамках данного  вопроса, свойственно  древнехеттскому Царю Хаттусилису I. В своём завещании, он писал: «Кто словам царя будет перечить, тотчас же должен умереть. Он не может быть моим посланником, он не может быть моим первым подданным».

Неприязнь злоупотреблений служебным положением, алчности, использования власти для личного обогащения  характерно для всех правителей и присуще всем странам.

Законы Хаммурапи предусматривают смертную казнь сотникам и десятникам за присвоение имущества воинов и их притеснение. Царь Хаттусилис 1 заявлял: «Как бы царь ни поступил — по своей воли или иначе, — все равно злонамеренности да не будет дано».

 

2.2 Идеи  менеджмента в Древнем Египте

Формирование малых государств Древнего Египта в долине Нила происходило в IV тыс. до н.э. Позднее, на их основе в середине IV-го тыс. до н.э. были образованы царства Верхнего и Нижнего Египта. Около 3000 г. до н.э. при царе Менесе они были централизованы в единое Древнеегипетское царство, и началось правление 1 династии царей.

Первые письменные источники, созданные в Древнеегипетском царстве, хранят упоминания простейших подходов менеджмента. Содержание текстов данных источников до предела просто. В них свидетельствовалась важность управления государством, указывалось на существование особых групп людей, занятых данным видом деятельности.

Государь являлся центральной  фигурой, около которой развивались мысли об управлении. Облик царя часто превозносился и восхвалялся. Тексты упоминают о правлении царей, действиях высокопоставленных сановников и придворных, имеющих отношение к управлению государством, провинциями, государственным хозяйством.

Также в текстах присутствует перечень управленческих должностей и иерархия должностей. Излагались точки зрения относительно возникающих фрагментов организации, ее координационной структуры, целей, приоритетов и функций менеджмента.

Земледелие – ведущая форма хозяйства в эпоху древнейших царств. В более поздних государствах  Шумер и Аккада земледелие базируется на искусственном орошении. Именно поэтому одной из центральных функций правителей была организация и поддержание в порядке ирригационной сети.  Характеризуя менеджмент, древние египтяне ставили на первый план взаимоотношения, устанавливавшиеся между верховными правителями и высшими чиновниками.

«Поучения Гераклеопольского царя своему сыну Мери-кара» представляют  значительный интерес в данном вопросе. «Велик царь своими вельможами», — отмечал автор поучений Ахтой III. Он писал своему сыну: «Уважай твоих вельмож…Возвышай твоих вельмож, чтобы они поступали по твоим законам».

Потребность в обучении людей, занимающихся управлением, являлась главнейшим принципом царя. При этом ключевое место занимали искусное обоснование и изложение решений: «Будь искусным в речах, и сила твоя будет велика. Меч - это язык, слово сильнее, чем оружие».

Жестокость рабовладельческого строя не давала запрета на  идеи о гуманистическом направлении в менеджменте, отражении в управлении интересов простых людей, защите справедливости.

Очень четко эта мысль звучала  в «Поучениях Гераклеопольского  царя», где Ахтой III советовал сыну: «Не будь злым, будь доброжелательным... Умножай богатство горожан своих... Твори истину... Сделай, чтоб умолк плачущий, не притесняй вдову... Не делай различия между сыном человека и простолюдина... Заботься о людях... Не причиняй страданий... Увеличивай отряды молодых, следующих за тобой».

Понятие о  заботе царя над подданными в управленческой деятельности совмещалось со многими другими функциями. При этом существует восхваление царя, его качества идеализируются и обожествляются. Надпись царя Сенусерта III, высеченная в крепости Семне: «Я увеличил то, что досталось мне. Это я, царь, говорящий и делающий. То, что задумывает мое сердце, мною выполняется... Прекрасен сын — поборник своего отца, укрепляющий границу ради того, кто породил его!» наглядно подтверждает факт превозношения личности царя.

В   общем  круге  управленческих  обязанностей  внимание  уделялось   карательным   функциям, которые были устремлены на обеспечение порядка в стране и подавление противодействия верховной власти.

Для совершенствования организации менеджмента египтяне стали составлять должностные инструкции для важных участников процесса управления государственным хозяйством. В инструкциях перечисляются функции, порядок служебной деятельности, должностные обязанности и права визирей — верховных сановников.

Описания, раскрывающие данные параметры, сохранились в иероглифических списках на стенах фиванских гробниц визирей Рехмира, Усера и Аменемонета. Характеристики показывали, что визири занимались обширной областью вопросов центрального и местного управления в закрепленных за ними частях государства и в подчиненных им ведомствах.

В отсутствии царя один визирь управлял Верхним Египтом и замещал царя в Фивах, другой занимался делами Нижнего Египта. Сквозь визирей проходили все обращения к царю, все распоряжения, касающиеся территорий, закреплённых за визирем. 

Информация о работе Особенности менеджмента в цивилизациях Востока