Особенности менеджмента в цивилизациях Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 15:26, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является рассмотрение вопросов на тему возникновения и развития менеджмента в восточных цивилизациях. Какую роль играют характерные черты, принадлежащие той или иной цивилизации: климат, культура, особенности менталитета, развитие экономических отношений, государственный строй в формировании менеджмента, как науки.
Задача реферата состоит в раскрытии управленческой мысли Цивилизации Двуречья (Месопотамии), а так же идей менеджмента в трудах мыслителей Древнего Египта.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ХАРАКТЕРИСТИКА МЕНЕДЖМЕНТА В ЦИВИЛИЗАЦИЯХ ВОСТОКА 4
2.1.УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ ДВУРЕЧЬЯ (МЕСОПОТАМИИ) 5
2.2 ИДЕИ МЕНЕДЖМЕНТА В ТРУДАХ МЫСЛИТЕЛЕЙ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

Файлы: 1 файл

Реферат по истории управленческой мысли Обуховой Кристины БМД-12.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

Устанавливалось, что визирь:

  • назначает на этих территориях ключевых руководителей;
  • каждые 4 месяца заслушивает их доклады о делах;
  • рассматривает присылаемые ими документы;
  • дает указания начальникам округов, квартальным государственных имений и палаты войск, сотникам отрядов;
  • выслушивает князей и правителей поселений;
  • устанавливает границы всех округов, владений и пастбищ;
  • исчисляет подати и организует их сбор;
  • направляет чиновников округа для организации летних сельскохозяйственных работ, для устройства огражденных плотинами каналов и порубки смоковниц;
  • посылает воинов и «писцов циновки» для организации выполнения распоряжений владыки;
  • докладывает царю о состоянии закрепленных за ним территорий;
  • выполняет другие обязанности.

Решения, принятые визирем, должны быть на основе как устных сообщений чиновников и просителей, так и разобранных документов.  Порядок использования документов жёстко регламентировался. Документы доставлялись визирю вместе с книгами надлежащих хранителей за печатями опрашивавших и в сопровождении писцов. После использования они возвращались на своё место, скреплённые печатью визиря.

Описывая участников процесса управления, египетские источники детально писали  о роли  и деятельности  писцов, занимающихся как составлением текстов, делопроизводством, так и  исполнением различных административно-финансовые функций.

 «Тексты пирамид», составленные во время V и VI династий, содержат первые сведения о писцах. Текст войскового писца Каипера перечисляет 27 должностей, которые им занимались. Источники Древнего Египта не раз показывали полезность менеджмента, который давал прямые и дополнительные доходы от выполняемых должностных функций.

В «Поучениях Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи», датируемых XX в. до н.э. подчёркивалось: «Когда ты поставлен во главе местного управления, благодарят бога отец и мать твои. Ты поставлен на дорогу жизни». Ахтой соглашался с тем, что писец — это уже руководитель, что «он сам руководит другими», что «нет писца, лишенного еды от вещей дома царева», что богиня счастья находится «на плече писца со дня рождения его». Из этого можно сделать вывод: «Если ты будешь знать писания, то будет это добрым для тебя».

В других египетских документах так  же делался акцент на значимости роли писцов в управленческой деятельности, их выгодном положении в обществе.

Папирусы 1-го и 2-го тыс. до н.э., повествуют о том, что став писцом, «ты будешь управлять населением всей земли». При этом отмечается, что писец «управляет работами всякими, которые в земле есть», что «должность освобождает от подати, защищает от тяжелого труда, удаляет от мотыги и хлопот, позволяет не быть «под владыками многими и под начальниками многочисленными».

В папирусе «Анастаси II» о писцах заявлялось следующее: «Это он руководит работой всякой в стране этой»; в «Анастаси III»: «Обрати сердце свое к деятельности писца, и ты будешь руководить всеми»;

в «Анастаси V»: «Писец — он руководит всеми, и не обложена налогами работа в письме».

Совершенствуя данные оценки роли писца, авторы «Анастаси V» подчёркивали: «Прекраснее должность твоя, чем любая другая должность, ибо возвеличивает человека она: найденный искусным в ней становится вельможей». В папирусе «Лансинг» отмечалось, что писец «сближается с большими, чем он сам», и письмо «для знающего его полезнее, чем любая должность».

Источники Древнего Египта признавали выгодность управления. Особо отмечалось то, что при его осуществлении нередко встречаются недобросовестность, вымогательство, мздоимство. Египтяне боролись с данными обстоятельствами и выступали за устранение этих злоупотреблений.

Фараон Хоремхей в своем указе (XIV в. до н.э.) заявлял чиновникам и судьям: «Я наставлял их по пути жизни и направил их на правду. Мое наставление для них: "Не якшайтесь с другими, не берите взятку..."». В «Поучениях Ани» для борьбы со злоупотреблениями в управлении предлагалось не передавать управленческие должности по наследству, так как «нет сына, чтобы стать начальником сокровищницы, нет наследника начальника канцелярии, вельможи, контролера и писца, искусного своей рукой и в своей работе... Это не то, что дается детям по наследству».

Древние египтяне впервые начали использовать понятия, которые соответствуют современным понятиям: «организация», «административно - территориальное деление», «аппарат управления», «решения», «исполнительность», «ответственность», «управление объектом», «идеология управления».

Таким образом, в Египте складывалась некая концепция управления, основные положения которой можно сформировать следующим образом:

  • вертикальная структура власти;
  • аппарат управления, построенный по иерархичному принципу, начиная от приближенных к фараону и заканчивая начальниками, занимающими невысокие должности (староста общины, сотник крепостного гарнизона, писец – сборщик налогов);
  • использование стимулирования – поощрения и наказания, морали и этики управления;
  • обучение управленческих кадров (подготовка писцов);
  • осознание необходимости планирования, организации и контроля (при строительстве крупных и сложных объектов, например, пирамид)
  • необходимость децентрализации в управлении большими проектами, использования в связи с этим в управлении «письменных документов» и создание своего рода штабов.

 

Заключение

Владея некоторым опытом проведения историко-научного исследования, мы можем утверждать, что в истории общественной мысли предпринимались неоднократные попытки начать разрабатывать историю управленческой мысли.

Появление работ данной области началось XVIII—XIX вв. В работах XIX в. по гражданской истории, истории права, социологии, экономике, политике встречаются главы и разделы, содержащие исторический анализ развития управленческой мысли.

Он начинается с анализа  трактатов мыслителей Древнего мира, в которых ставились и решались вопросы организации управления государственным хозяйством.

Ведение государственного хозяйства в древнюю пору предначертало появление классических управленческих функций планирования, организации, координации, мотивации, учета и контроля.

Эти виды управленческой деятельности являлись необходимыми и реализовывались при строительстве оросительных систем; для обеспечения и соблюдения пропорций между отраслями; для рационализации производства продуктов и услуг инженерной инфраструктуры.

Государства Древнего Востока: Месопотамия, Египет, Передняя Азия, Индия, Китай развивались по пути, который был основан на обособлении, приоритете и соответствующей монополизации роли общественных функций в общественной организации труда.

При всей простоте образования механизмов и структур управления общинами Древнего мира им присущи: ясность и демократичность.

На сегодняшний день историки управленческой мысли работают с письменными источниками двух видов:

1) Документы, характеризующие  управление хозяйством как деятельность и появившиеся еще в государствах Древнего Востока

2)Работы, благодаря которым не только осмысляются, но и систематизируются представления об управленческой деятельности – менеджменте.

 

Список литературы

  1. Новая Российская энциклопедия/Т.6(1)./ - М.: «Энциклопедия», 2008.
  2. Энциклопедия по Всемирной истории./- М.: «Аванта +», 1995.
  3. Маршев, В.И. История управленческой мысли./В.И. Маршев. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 731с.
  4. Радугин, А.А. Культурология: Учебное пособие./А.А. Радугин. – М.: Центр, 2001. – 304с.
  5. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», электронный ресурс, 2010.

Информация о работе Особенности менеджмента в цивилизациях Востока