Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 13:37, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотреть и проанализировать этапы истории развития теории и практики менеджмента. В соответствии с данной целью в курсовой работе сделана попытка решить следующие задачи:
выявить основные стадии развития науки управления и проследить попытки классификации подходов и школ менеджмента;
рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ управления;
изучить разнообразие моделей менеджмента;
определить особенности менеджмента в России.
Введение……………………….……………………………………………………..3
1. Возникновение, формирование и содержание различных школ управления………………….………………………………………………………..6
1.1 Эволюция управленческой мысли…………….…………………………6
1.2 Школа научного управления…………………..…………………………10
1.3 Классическая (административная) школа в управлении…..…………13
Школа психологии и человеческих отношений…………..…………15
Школа науки управления (количественная школа)………….………17
2. Разнообразие моделей менеджмента……………………………………….…19
2.1 Особенности американской модели………………………………….…19
2.2 Характеристика японской модели …………………………………..…21
2.3 Западноевропейская модель менеджмента…………………………….23
3. Особенности менеджмента в России…………………………………………...25
3.1 Проблемы российского менеджмента в условиях рынка………………25
3.2 Эволюция управления бизнесом в рыночных условиях……………..…29
Выводы и предложения.…………………………………………………………...31
Список использованной литературы ………………………………
Следующая особенность российской системы управления бизнесом связана с тем, что в ней никогда не выделялся основной фактор успеха, основное стратегическое преимущество, без достижения которого нельзя выжить. Нет такой традиции, нет потребности, нет навыков выполнения такой работы.
В условиях, когда не ясно, куда плывет корабль, любой ветер становится попутным. Потому закономерно, что используются разрозненные «улучшения», не дающие ощутимых результатов. Чаще всего ориентируются на рост объемов сбыта, считая, что уж рост объема производства можно обеспечить всегда, то есть исходная точка имеет внешний характер, но реальная логика иная. Зная, что ценит потребитель, обеспечиваем производство продукции соответствующего качества, что и позволяет при правильной организации процесса реализации наращивать сбыт. Таким образом, внутренние действия подкрепляют внешние. Обеспечение успеха на втором этапе происходит за счет усложнения уже отлаженной системы первого этапа.
И, наконец, последняя
особенность рассматриваемой
Система управления бизнесом на протяжении ХХ века неоднократно менялась. Россия оказалась вне этого процесса. Переход к рыночным отношениям объективно требует освоения тех приемов и методов управления, которые давно стали нормой на Западе.
Общепризнанно, что промышленные предприятия являются основой любой экономики. За годы перестройки отношение к ним неоднократно менялось. Первоначально их успех связывался с изменениями в макросреде. Предполагалось, что изменение отношений собственности, ликвидация распределительной системы и вертикали Госплан - министерство - предприятие заставят последних измениться и начать работать по рыночному. Однако этого не произошло.
Тогда акцент сместился в сторону малого бизнеса. Рыночность малых предприятий не подвергалась сомнению. Была сделана попытка, через изменение мезоуровня, революционизировать социалистических неповоротливых производителей. Но и этот вариант не был удачен. Внимание реформаторов вновь сосредоточилось на макроэкономических преобразованиях.
Пройденные 10 лет показали,
что одной либерализации
Для осуществления любых преобразований необходимо понимать, что желательно получить и в чем состоят недостатки того, что имеется. Только в этом случае можно разработать рациональную программу действий. Отечественный руководитель таким знанием не обладает. Более того, его видение управляемого объекта осуществляется не с рыночных позиций.
Главным критерием успешности управления предприятием в социалистической экономике была исполнительность (четкое выполнение указаний сверху), причем главным образом по количественным параметрам и календарным срокам. Ресурсы не принадлежали предприятию, они выделялись «сверху», и там же принимались решения относительно действий с ними (устанавливались нормы и сроки списания, санкционировалось обновление, контролировалось текущее использование). Поэтому реально осуществлялось управление производством, а не бизнесом (предприятием как потребителем ресурсов общества). По сути дела нарушался основной экономический закон – максимум результата с минимально возможными затратами.
Ни одно «рыночное» предприятие такого себе позволить не может. Более того, именно необходимость оптимизации затрат и укрепления своих позиций в меняющейся внешней среде являлось и является тем двигателем, который толкает к изменениям, к поиску все новых методов управления бизнесом.
3.2 Эволюция
управления бизнесом в
В начале века рынки не были насыщены, и система управления фирмой должна была научиться обеспечивать производство большого количества продуктов с минимальными издержками (эпоха массового производства). Главным ограничителем успеха выступает производственная подсистема, на ней менеджмент и акцентирует свое внимание. Анализу подвергается каждое рабочее место и их взаимосвязь, активно используются достоинства стандартизации для техники и узкой специализации для работников. Сосредотачиваясь на поиске организационных резервов и ориентируясь внутрь предприятия, система управления обеспечивает резкий рост производства при минимальных затратах.
Массовый успех фирм, управляемых на этих принципах, приводит к насыщению рынков сбыта и появлению новой проблемы для менеджмента. Главным ограничителем успеха становится сбыт. Переход к каждому новому этапу происходит как прибавление к достигнутому ранее, а не как его отрицание. На новом этапе, этапе массового сбыта, система управления учится взаимодействовать с внешней средой (пока только в лице покупателя) и изменяться. Появляется отдел маркетинга и подразделения НИОКР, отрабатываются методики изучения спроса и изменения продукта, что заставляет пересмотреть сложившиеся принципы организации производства. Объектом оптимизации становится технологическая цепочка операций, обеспечивающая выпуск более разнообразного продукта при жестко контролируемом допустимом увеличении затрат.
Постиндустриальный этап знаменуется новым усложнением внешней среды. Развертывание НТР, насыщение рынков и рост благосостояния общества усиливают давление на фирмы со стороны внешней среды: ужесточаются требования к качеству продуктов, выдвигаемые потребителями, появляются требования со стороны общества. Материальный капитал перестает быть основной ценностью, все большее значение придается человеческому фактору и его творческому потенциалу, растет самостоятельность исполнителей. Акцент смещается в сторону социальной составляющей. Система управления фирмой вновь усложняется. Используя новые методы работы с человеческим ресурсом, она наращивает свою адаптивность, свою способность к изменениям.
Четвертый этап развития, начавшийся в 80-е годы, пока не имеет устоявшегося названия, но суть происходящих изменений вырисовывается достаточно ясно. Они связаны, во-первых, с широким использованием информационных технологий, а, во-вторых, с глобализацией экономики. Назовем его условно эпохой глобализации.
Рамки внешней среды становятся значительно шире, а предсказуемость изменений - меньше. Успешная работа бизнеса в этих условиях требует от менеджмента приобретения новых навыков. Решение этой проблемы связано во многом с тем, что пройденный путь развития дал необходимые навыки и научил не только считать прирост прибыли, но и жертвовать ей в определенном интервале времени для укрепления критерия выживания фирмы [13, c.69].
Таким образом, начало третьего тысячелетия ставит перед менеджментом развитых и постсоциалистических стран совершенно разные задачи. Для первых - это научиться выживать в условиях, когда будущее предсказать невозможно. Для вторых - овладеть накопленным опытом развитых стран и осуществить «догоняющее развитие». Понимая эту разницу, и следует действовать.
В соответствии с целью и задачами курсовой работы можно сделать следующие выводы:
1. Подготовка современных менеджеров-профессионалов невозможна без знания истории развития менеджмента. Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науку. Значительное влияние на формирование менеджмента оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления (количественная школа), а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и другие.
2. Рыночная экономика требует адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления.
3. Большое значение приобретает изучение передового и прогрессивного опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе собственных управленческих проблем. Поэтому изучение истории развития теории и практики зарубежного менеджмента крайне актуально.
В современных условиях перестройки экономики на основе рыночных отношений одним из приоритетных ее направлений является выработка основных теоретических и методологических позиций по использованию менеджмента в практической деятельности российских организаций. Основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования системы управления, выработка позиции по различным проблемам управления применительно к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта.
Список использованной литературы
1. Балабанов, И.Т. Основы финансового менеджмента: учебник/ И.Т. Балабанов. - М.: НОРМА, 2005. – 313 с.
2. Бараненко, С. П. Основы менеджмента: Учебник / С. П. Бараненко, М. Н. Дудин, Н. В. Лясников, А. Ю. Семенихин. - М. : Российская академия предпринимательства, 2012. - 292 с.
3. Балашов, А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, 2008. - 288 с.
4. Блинов, А. О. Основы менеджмента: учебник / А. О. Блинов, Х. Х. Кучмезов, А. Х. Кучмезов, Е. И. Шиповалов. - М. : ЭЛИТ, 2008. - 352 с.
5. Веснин, В. Р. Основы менеджмента : учебник / В. Р. Веснин. - М. : Проспект, 2012. - 320 с.
6. Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 5-e изд., стер. - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2013. - 576 с.
7. Гуськов, Ю. В. Основы менеджмента: Учебное пособие / Ю. В. Гуськов. - М. : Флинта, НОУ ВПО МПСИ, 2010. - 264 с.
8. Димитриев, А. Д. Основы менеджмента: Учебник / А. Д. Димитриев, Е. Д. Амбросьева. - М. : Дашков и Ко, АкадемЦентр, 2009. - 240 с.
9. Егоршин, А. П. Основы менеджмента: Учебник / А. П. Егоршин. - М. : НИМБ, 2012. - 320 с.
10. Колпаков, С. В. Основы менеджмента: учебник / С. В. Колпаков, М. В. Пономарев. - М. : КноРус, 2010. - 496 с.
11. Кравченко, А. И. История менеджмента: учебник / А. И. Кравченко. - М. : Академический проект, Трикста, 2009. - 560 с.
12. Коргова, М. А. История менеджмента: учебник / М. А. Коргова, А. М. Салогуб. - М. : Феникс, 2010. - 240 с.
13. Круглова, Н. Ю. Основы менеджмента : Учебник/ Н. Ю. Круглова. - М. : КноРус, 2009. - 512 с.
14. Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления: Учебник для вузов / В.И. Кнорринг. - 3-e изд., изм. и доп. - М.: НОРМА, 2009. - 544 с.
15. Лапыгин, Ю. Н. Теория менеджмента: учебное пособие / Ю. Н. Лапыгин. - М. : Рид Групп, 2011. - 336 с.
16. Михненко, П. А. Теория менеджмента : учебное пособие/ П. А. Михненко. - М. : Синергия, 2012. - 304 с.
17. Миськевич, В. И. Основы менеджмента : Учебник/ В. И. Миськевич. - М. : Дашков и Ко, АкадемЦентр, 2010. - 272 с.
18. Полукаров, В. Л. Психология менеджмента / В. Л. Полукаров, В. И. Петрушин. - М. : КноРус, 2010. - 280 с.
19. Пустынникова, Е. В. Основы менеджмента : Учебник/ Е. В. Пустынникова. - М. : КноРус, 2011. - 320 с.
20. Попов, А.В. Теория и организация американского менеджмента: учебник/ А.В.Попов. - М.: МГУ, 2008. – 212 с.
21. Репина, Е.А. Основы менеджмента: Учебное пособие / Е.А. Репина, М.А. Чернышев, Т.Ю. Анопченко. - М.: ИНФРА-М; Ростов н/Д: Академцентр, 2011. - 240 с.
22. Семенов, А. К. Теория менеджмента / А. К. Семенов, В. И. Набоков. - М. : Дашков и Ко, 2012. - 492 с.
23. Симкина, Л. Г. Основы менеджмента: Учебное пособие/ Л. Г. Симкина. - М. : Дашков и Ко, 2012. - 272 с.
24. Столяренко, А. М. Психология менеджмента / А. М. Столяренко, Н. Д. Амаглобели. - М. : Юнити-Дана, 2011. - 456 с.
25. Семенова, И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов/ И.И. Семенова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 222 с.
26. Тихомирова, О.Г. Менеджмент организации: теория, история, практика: Учебное пособие / О.Г. Тихомирова, Б.А. Варламов. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 256 с.
27. Теория менеджмента / Под редакцией А. М. Лялина. - М. : Питер, 2009. - 464 с.