Особенности мотивации организационного поведения женщин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 22:27, реферат

Описание работы

Критическое состояние современной российской экономики является фактором стресса для различных категорий населения. В частности, ситуация на рынке труда, характеризующаяся значительным рассогласованием структуры спроса и предложения рабочей силы, может приводить к повышенному психологическому напряжению значительного количества людей. Одним из наиболее сильных источников болезненных переживаний для любого человека является потеря работы. Вероятно, негативные психологические последствия безработицы в наибольшей мере сказываются на состоянии женщин, испытывающих наибольшие затруднения в трудоустройстве.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..….3

1. Методика исследования…………………………………………….….4
2. Организация исследования.....................................................................8
3.Характеристика мотивации работающих женщин……………………9

Вывод………………………………………………………………………12
Список литературы……………………………………………………….14

Файлы: 1 файл

Реферат мотивация.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

 

Институт социологии и управления персоналом

Кафедра управления персоналом

 

 

 

 

 

Реферат

по учебной дисциплине

"Мотивация трудовой деятельности"

на тему

«Особенности мотивации организационного поведения женщин»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила  студентка

очной формы обучения

специальности "Управление персоналом"

4  курса 2 группы                                         ______________        __Зиборова В. В. ____

                                                                                  (подпись)                (инициалы и фамилия)

 

Руководитель проекта

_к.э.н., проф.______                                ______________               Баткаева И. А.      _

  (ученая степень, звание)                                                       (подпись)                 (инициалы и фамилия)

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2012

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

 

Введение………………………………………………………………..….3

 

1. Методика исследования…………………………………………….….4

2. Организация исследования.....................................................................8

3.Характеристика мотивации работающих женщин……………………9

 

Вывод………………………………………………………………………12

Список литературы……………………………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Критическое состояние современной российской экономики является фактором стресса для различных категорий населения. В частности, ситуация на рынке труда, характеризующаяся значительным рассогласованием структуры спроса и предложения рабочей силы, может приводить к повышенному психологическому напряжению значительного количества людей. Одним из наиболее сильных источников болезненных переживаний для любого человека является потеря работы. Вероятно, негативные психологические последствия безработицы в наибольшей мере сказываются на состоянии женщин, испытывающих наибольшие затруднения в трудоустройстве.

Поэтому, представляет значительный интерес изучение мотивации женщин, потерявших работу. С одной стороны, потеря работы может приводить к изменению мотивации и негативному эмоциональному состоянию в связи с ограничением возможности удовлетворения всех без исключения потребностей: материальных, в безопасности, в контактах, в самоутверждении, в самоактуализации. Следовательно, состояние мотивационной сферы может быть индикатором степени выраженности стрессового воздействия безработицы. С другой стороны, изменение мотивации само может способствовать или препятствовать адаптации на рынке труда. В частности, содержание и структура мотивов могут влиять на эффективность поиска работы и трудоустройства.

Таким образом, особенности мотивации безработных женщин являются существенным показателем и фактором состояния их здоровья и адекватности поведения. Они могут служить в качестве одного из критериев оценки актуальности психологической поддержки и эффективности оказания различных услуг, оказываемых безработным в службе занятости. Результаты исследования динамики мотивации безработных женщин могут использоваться для решения задач профессиональной ориентации и психологической поддержки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Методика исследования.

 

Решение поставленной задачи требует наличия объективных, надежных и научно обоснованных методов диагностики мотивов человека. Между тем, методики исследования потребностей и направленности личности наименее разработаны по сравнению с другими качествами личности.

Для изучения различных аспектов мотивации человека наиболее часто используются анкетные методы. Однако опрос не всегда может дать объективную информацию о потребностях. Сложность изучения мотивов связана с тем, что прямые методы диагностики, основанные на самоотчете, выявляют лишь осознаваемые, а не реально действующие мотивы. Кроме того, даже адекватно осознанные мотивы могут искажаться при тестировании вследствие различной их социальной желательности, что проявляется в маскировке порицаемых и демонстрации одобряемых мотивов. Поэтому, актуальной задачей является поиск защищенных от неискренности испытуемого методов диагностики реальных его отношений к действительности.

Проективные методы разрешают проблему мотивационных искажений со стороны испытуемого, поскольку от него скрыто истинное содержание такого рода методов. Однако, использование проективных тестов является сложной процедурой, а их достоверность и надежность в большой мере зависит от квалификации и опыта экспериментатора. Кроме того, разрешающая способность большинства проективных методик не позволяет использовать их для точных количественных измерений, допуская лишь качественное определение тех или иных черт.

В настоящее время в диагностике мотивации личности интенсивно развивается третье направление — экспериментальные психосемантические методы. Методы экспериментальной психосемантики используются для измерения индивидуальной системы субъективных значений различных объектов для человека. Экспериментальная психосемантика возникла на границе разделов семиотики, психолингвистики, психологии восприятия и личности. Исследования Дж.Келли и Ч.Осгуда [1; 2] заложили теоретические и методические основы экспериментальной психосемантики. В дальнейшем экспериментальные психосемантические методы получили широкое распространение за рубежом при исследовании самооценки, межличностных отношений, средств массовой информации и пропаганды, рекламы, искусства, дизайна, политики, в области клинической психологии, профессионального и семейного консультирования, в сфере образования. В литературе на русском языке экспериментальная психосемантика представлена работами А.Г.Шмелева, В.Ф.Петренко, В.И.Похилько, Ф.Франселлы и Д.Баннистера .

Рост популярности экспериментальных психосемантических методик был связан с использованием персональных компьютеров и обусловлен уникальными возможностями по изучению сознания человека. Действительно, психосемантические методы наиболее адекватны для исследования представлений человека о различных объектах действительности и отношений к ним, что составляет суть сознания. Если же определить сознание как отражение действительности в знаковой форме, то связь между сознанием и психосемантикой становится еще более явной. Ведь знак — это искусственный стимул или символ, замещающий объект в процессе познания и общения, а значение как отношение знака к объекту является предметом психосемантического исследования.

Условием эффективного использования экспериментальных психосемантических методик стала простая и удобная математическая модель индивидуального сознания — семантическое пространство. Семантическое пространство — это система признаков, описывающих объекты некоторой действительности. Различные признаки можно представить как координатные оси многомерного семантического пространства, объекты — как точки в этом пространстве, значения признаков этих объектов — как координаты или проекции точек на оси, а различия между объектами — как расстояния между точками.

Испытуемый в психосемантическом исследовании оценивает ряд объектов по специально разработанным шкалам. В отличие от традиционных психодиагностических методик результат испытуемого представляет собой не строку, а целую матрицу значений показателей, где в строках представлены оцениваемые объекты, а в столбцах — оценочные признаки. Матрица данных каждого испытуемого подвергается многомерному статистическому анализу с целью получения расчетных показателей и повышения наглядности результатов.

Таким образом, в психосемантике личность представляет собой не точку в многомерном пространстве объективных признаков, а целое пространство субъективных признаков, точки в котором представляют различные объекты действительности. Измерение субъективных значений основано не на межиндивидуальных, а на внутрииндивидуальных различиях, то есть, результаты оценки испытуемым некоторого объекта сравнивается не с результатами оценки этого объекта другими испытуемыми, не с групповой нормой. Эталоном служат собственные оценки этим испытуемым других объектов. С помощью экспериментальных психосемантических методов осуществляется не номотетическое описание личности в терминах общих, универсальных для всех людей признаков, а так называемое идеографическое описание на основе категорий уникальных для данного конкретного человека. Психосемантические методы направлены на диагностику не столько устойчивых поведенческих черт личности, сколько динамичных ситуационно обусловленных особенностей сознания. Поэтому, психосемантические методы не исключают, а дополняют традиционные психодиагностические методики, предназначенные для изучения поведения (анкеты) и бессознательных переживаний (проективные тесты), позволяя получить информацию о сознании человека.

 

Для определения содержания и структуры мотивации безработных женщин использовалась методика глубинной психологической диагностики «Mind Mapping».

«Mind Mapping» — это точный и надежный психометрический инструмент, основанный на технике экспериментальной психосемантики, который позволяет получить карты сознания и бессознательной сферы человека в виде наглядных графических изображений.

Методика «Mind Mapping» предназначена для решения следующих задач:

- защищенное от неискренности выявление реальных мотивов человека, в том числе тех, которые он скрывает от других людей,

 

- диагностика подлинных представлений и переживаний человека, утаиваемых им чувств, замыслов и намерений,

 

- измерение как осознанных, так и неосознаваемых отношений человека к себе, другим людям и различным видам деятельности, например, диагностика отношений к профессии, обучению, работе в фирме, другим фирмам, руководству, коллективу,

 

- определение побуждений к конкретным видам деятельности, в частности, познавательных, социальных, материальных и других мотивов трудовой и учебной деятельности,

 

- диагностика силы различных потребностей — пищевых, сексуальных, в сне и отдыхе, в безопасности, в общении, во власти, испытываемых человеком в различных жизненных ситуациях — дома, на работе, при контактах с различными людьми.

Традиционные психологические тесты и анкеты позволяют получить ответы на вопросы: как человек ведет себя в разных ситуациях, что он говорит о себе и других людях. В отличие от них, методика «Mind Mapping» дает возможность узнать, что человек думает и чувствует на самом деле, то есть, ориентирована на выявление содержания и структуры сознания и бессознательной сферы человека.

При этом методика «Mind Mapping» сочетает в себе свойства анкет и проективных тестов. Полная стандартизация, точная количественная оценка, простота проведения и возможность массовых обследований сближают ее с анкетированием, а защищенность от мотивационных искажений, полнота получаемой информации не только об отдельных свойствах, но и об их структуре — с проективной техникой.

Методика «Mind Mapping» включает в свой состав методы семантического дифференциала и репертуарных решеток, модифицированные и настроенные специально для диагностики мотивации человека. Методика жестко алгоритмизирована по форме и гибка по содержанию. Количественная форма представления данных и унифицированность алгоритмов их обработки позволяют, во-первых, уменьшить влияние экспериментатора, во-вторых, автоматизировать процедуру проведения и обработки результатов. Трудоемкость вычисления многомерных статистических показателей при большом числе оцениваемых понятий предполагает обязательное использование компьютера. При помощи простой замены эталонных понятий возможна модификация методик для изучения интересующих нас отношений любой группы людей.

Методика позволяет с высокой точностью измерять характеристики общественного мнения, психологический климат в трудовых коллективах, отношение людей к содержанию труда, условиям труда, жилищно-бытовым условиям, экологической обстановке, материальному вознаграждению, отношение к самим себе, к состоянию своего здоровья, к своему общественному положению, к своей семье, к коллегам по работе, к администрации, интерес к различным фирмам, товарам и услугам, видам досуга, областям знаний и сферам деятельности и т.п. Методика психосемантической диагностики мотивации может быть полезна для профессиональной ориентации, отбора и расстановки кадров, выбора способов управления, оптимизации отношений в группе, оптимизация учебно-воспитательного процесса, выявления предболезненных состояний, контроля эффективности психотерапии и психокоррекции, изучения спроса, оценки эффективности рекламы, оценки факторов окружающей среды.

Методика «Mind Mapping» реализована в виде пакета программ для IBM-совместимых персональных компьютеров, работающих в среде операционной системы MSDOS. Программы «Mind Mapping» позволяют обследовать человека в режиме диалога с компьютером или ввода его ответов с бланков. Данные обрабатываются с помощью специальных алгоритмов многомерного статистического анализа с использованием математической модели семантического пространства. Вывод результатов обработки в табличной и графической форме производится на дисплей, принтер или диск.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Организация исследования.

 

Информация о работе Особенности мотивации организационного поведения женщин