Особенности организации планирования в зарубежных фирмах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 14:42, реферат

Описание работы

Тема данной работы « особенности организации планирования в зарубежных фирмах» является, и всегда будет являться актуальной и чрезвычайно важной для любой фирмы, как Российской, так и зарубежной. Актуальность данной темы обоснована тем, что без правильного планирования невозможно нормальное развитие фирмы. А важность изучения планирования зарубежных фирм состоит в том, что российским компаниям следует осмысливать и использовать положительный опыт планирования зарубежных фирм. Цель исследования данной работы – рассмотреть и проанализировать процесс планирования в фирмах различных стран, разработать рекомендации.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Тема данной работы « особенности организации планирования в зарубежных фирмах» является, и всегда будет являться актуальной и чрезвычайно важной для любой фирмы, как Российской, так и зарубежной. Актуальность данной темы обоснована тем, что без правильного планирования невозможно нормальное развитие фирмы. А важность изучения планирования зарубежных фирм состоит в том, что российским компаниям следует осмысливать и использовать положительный опыт планирования зарубежных фирм. Цель исследования данной работы – рассмотреть и проанализировать процесс планирования в фирмах различных стран, разработать рекомендации.

 

 

1. Организация процесса  планирования в зарубежных странах

 

1.1 Организация системы  планирования в фирмах США

 

Американские фирмы обычно используют два вида планирования: долгосрочное, или стратегическое, планирование и годовое финансовое планирование.

Стратегическое планирование осуществляется, как правило, небольшой группой  специалистов при высшем руководстве  фирмы и концентрирует свое внимание на разработке долгосрочных решений, принимаемых фирмой на основе экономического анализа рыночной ситуации. Ввиду сложности этого процесса в нем используются такие инструменты планирования, как эконометрические прогнозы или модели, разработанные соответствующими специалистами. Первичным объектом анализа для стратегического планирования является стратегический хозяйственный центр, объединяющий несколько производственных отделений фирмы, действующий на рынке как самостоятельная хозяйственная единица - центр прибыли.

Текущее, или годовое, планирование основывается в американских фирмах на показателях стратегического  плана. Годовой план (бюджет) - это  оперативный документ, согласно которому стратегический хозяйственный центр  определяет планируемый на текущий год объем производства, составляет планы по использованию рабочей силы, капиталовложений, выпуску новых видов продукции. В годовом плане детализируются планы производства и сбыт поквартально и помесячно, а также устанавливаются задания для низовых уровней фирмы.

Процесс разработки годового плана  начинается с прогноза объема продаж товаров и услуг. Затем рассчитываются издержки производства и годовая  прибыль. В рамках стратегического  хозяйственного центра обычно составляются планы по каждому из его подразделений (заводу, отделу), выступающему центром издержек производства. Управление ими осуществляется на основе показателей отклонения расходов от бюджета.

Крупные американские фирмы используют множество детализированных вариантов  контроля за расходами, которые являются управленческими инструментами во всех фирмах и дают возможность определить показатель стоимости продаж продукции как основу для разработки годовых планов вышестоящих подразделений.

В американских фирмах планирующие  системы построены таким образом, чтобы была возможность быстро реагировать на изменение потребительского спроса и рыночной конкуренции. Свою гибкость они повышают двумя путями. Первый путь предусматривает:

- сокращение планируемого периода  (от пяти до двух лет стратегического  планирования);

- прогнозирование и планирование  заданий на скользящей основе, а именно каждый месяц, вместо  установки жестких показателей  на год.

Второй путь предполагает:

- сокращение времени выполнения  заказа и его поставки;

- установление более тесных  контактов с заказчиком путем приглашения его представителей на заседания руководящего состава фирмы с обсуждением вопросов планирования, путем объединения информационных систем с заказчиком для обеспечения необходимой последовательности поставок продукции, оказания заказчику услуг типа проверки качества, условий поставки. Такие деловые контакты способствуют размещению заказчиком новых заказов.

Как правило, управляющий заводом  мало занимается контролем за производственным процессом. Значительно больше времени  он тратит на работу по снижению издержек производства и переговоры с заказчиком. Руководители заводов обычно тратят минимум времени и усилий на поиск необходимого поставщика и максимум на то, чтобы он поставлял качественную продукцию.

Для американских компаний исходным пунктом планирования является прогноз рынка состояния и развития рыночной ситуации. Такой прогноз подготавливается службой маркетинга и доводится до высшего руководства фирмы и руководства отделений и заводов. На его основе заводы готовят свои планы (бюджеты), которые направляются для утверждения наверх, а затем идут вниз для выполнения. Отчеты о выполнении плана идут опять снизу вверх.

Выполнение плановых показателей  для заводов (себестоимость, качество, своевременность поставок) составляет основу управленческой деятельности руководителя завода. Управляющий службой контроля главное внимание уделяет выполнению показателей качества, главный экономист - снижению издержек, инженеры завода - созданию нового продукта.

Итак, из всего вышесказанного можно  сделать вывод, что планирование в американских компаний осуществляется «сверху вниз». Американские компании очень гибкие, быстро приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды. Прогнозирование, в основном, сводится к прогнозу ситуации на рынке.

 

1.2 Организация  системы планирования в фирмах  Японии

 

В японских фирмах широко распространены системы стратегического  планирования (в 70% крупных компаний), причем в разработке стратегических планов ведущую роль играет плановый отдел (на уровне центральных служб).

Характер планирования во многом зависит от структуры фирмы, то есть от того, является она специализированной или диверсифицированной по номенклатуре выпускаемой продукции.

В специализированных компаниях  с узким ассортиментом выпускаемой  продукции основной упор в планировании делается на разработку структуры фирмы и обоснование новых инвестиционных проектов. Предложение и решение этих вопросов сосредоточено на высшем уровне управления, поскольку именно там имеется вся информация. Поэтому в специализированной компании подготовка плана ведется более централизованно и «сверху вниз». Важную роль в осуществлении планирования в таких компаниях играет центральный плановый отдел. Приоритетное значение здесь играют цели: увеличение доли на рынке, рост объема продаж и массы прибыли. Ключевыми проблемами для специализированных компаний являются конкуренция и капиталовложения. Временной горизонт планирования в таких компаниях обычно равен пяти годам, а прогнозирование охватывает длительный период на перспективу. Контроль за деятельностью специализированной компании обычно осуществляется на основе финансовых показателей непосредственно высшим руководством фирмы.

В диверсифицированной  компании основной задачей планирования является координация деятельности производственных отделений.

 

Элементы планирования

Тип компании

Специализированная

Диверсифицированная

Назначение

Формирование стратегии  и структуры

Объединение стратегии  отделений

Выработка идей и разработка плана

Централизованы

Децентрализованы

Поиск

Поиск в широкой сфере, но узкий и глубокий, в основном силами планового отдела

Широкий поиск преимущественно  в отделениях

Цели

Приоритеты: доля на рынке, рост продаж и прибыль

Приоритеты: норма прибыли, рост продаж и доля на рынке

Ключевые вопросы

Конкуренция, совершенствование продукта и объем производства

Разработка новых продуктов, номенклатура продуктов

Временной горизонт

Средне и долгосрочный

Долгосрочная стратегия  плюс среднесрочный план

Неопределенность

Гибкий план

Гибкий план и диверсификация

Контроль

Прямой

Финансовые показатели


 

Различия в характере  планирования в специализированных и диверсифицированных компаниях.

Обычная модель состоит  из четырех стадий: формулирование предпосылок, постановка проблем, долгосрочная стратегия, среднесрочные планы.

Стадия 1. Формулирование предпосылок

Философия и цели компании пересматриваются с участием акционеров с учетом ресурсов. На основе собранной  информации о внешней среде как  в целом, так и о состоянии  и развитии отрасли и о конкуренции  составляются прогнозы о положении фирмы на будущее. Анализ прогнозов выявляет возможности и угрозы. Оценка результатов прошлой деятельности и текущих итогов выявляет проблемы и дает информацию для прогнозирования будущего развития фирмы.

Стадия 2. Уточнение проблем

Исходя из вышеперечисленных предпосылок определяются уровни притязаний, например, темпы роста ежегодно должны превышать 10%. Затем прогнозируются важнейшие результаты при условии сохранения действующей политики, которые сравниваются с уровнем притязаний, и выявляются разрывы. Вырабатываются стратегии, позволяющие ликвидировать эти разрывы.

Стадия 3. Долгосрочная стратегия

Чтобы устранить разрывы  между прогнозными значениями показателей  и теми, на которые претендует компания, разрабатываются новые стратегии  «продукт-рынок», например, исследуются возможности развития новых производств, вертикальной интеграции, создания зарубежных филиалов, совместных инициатив. Изучаются варианты расширения производства и снижения издержек (здесь может использоваться матрица БКГ). Прогнозируются результаты при использовании той или иной из названных выше стратегий и выясняется, будут ли ликвидированы разрывы. Долгосрочная стратегия состоит из трех элементов: долгосрочные цели, подкрепленные долгосрочными стратегиями, долгосрочные стратегические проекты, долгосрочная политика в основных областях.

Стадия 4. Среднесрочные  планы

Исходя из принятого  решения относительно долгосрочной стратегии намечаются среднесрочные  задачи и направления и составляются среднесрочные планы. Последние  состоят также из трех частей. Во-первых, намечаются среднесрочные проекты и осуществляется их хронологическая привязка, распределяются ресурсы; во-вторых, составляются планы по укрупненной номенклатуре продукции, исходя из изменения номенклатуры и стратегии конкурентной борьбы для каждой группы продукции. Эта работа выполняется соответствующими отделениями по продукту. Третий элемент — функциональные планы корпорации, составляемые ее функциональными службами. Сюда входят планы развития производственных мощностей, планы по труду и прибыли.

В японских компаниях  тактика оперативной деятельности разрабатывается обычно отделом  по управлению персонала, а принятие решений носит групповой характер.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в  японских компаниях используются как планирование «сверху», так и «снизу», когда учитываются большинства работников фирмы. Японские фирмы больше внимания уделяют человеческому фактору. В специализированных компаниях с узким ассортиментом выпускаемой продукции основной упор в планировании делается на разработку структуры фирмы и обоснование новых инвестиционных проектов, а в диверсифицированной компании - на координацию деятельности производственных отделений.

 

 

2. Методы управления  в зарубежных странах

 

2.1 Методы управления  в Японских компаниях

 

Методы управления фирмой в Японии отличаются, прежде всего, своей направленностью: основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский управляющий - повысить эффективность работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда работников. Между тем, в европейском и американском менеджменте основной целью является максимализация прибыли, то есть получение наибольшей выгоды с наименьшими усилиями. Очевидна разница в акцентах.

По мнению японских специалистов по менеджменту, есть шесть характерных  признаков японского управления.

Гарантия занятости  и создание обстановки доверительности. Такие гарантии ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть  кадров.

Гласность и ценности корпорации. Когда все уровни управления и рабочие начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности.

Управление, основанное на информации.

Управление, ориентированное на качество.

Постоянное присутствие  руководства на производстве.

Поддержание чистоты  и порядка.

В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений: согласованность, групповую  ориентацию, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношения между рабочими и управляющими. Теперь рассмотрим особенности управленческого контроля в Японии на примере фирмы «Мацусита».

В основу организации  фирмы положена система филиалов. Они классифицируются следующим образом:

для высших управляющих  компаний с целью контроля управляющих  филиалами - система планирования в  филиалах, система внутреннего капитала филиалов, система ежемесячных бухгалтерских  отчетов;

Информация о работе Особенности организации планирования в зарубежных фирмах