Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение особенности применения стратегического управления на российских предприятиях. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить предпосылки стратегического менеджмента на предприятии;
2) проанализировать основные направления и факторы стратегического управления на российских предприятиях;
Введение………………………………………………………………………….3
1. Предпосылки стратегического менеджмента на предприятии……….5
2. Основные направления и факторы стратегического управления на российских предприятиях…………………………………………………….10
3. Реализация стратегии на предприятии и ее особенности…………….14
Заключение…………………………………………………………………….21
Список использованной литературы……………………………………….23
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Предпосылки стратегического менеджмента на предприятии……….5
2.
Основные направления и
3. Реализация стратегии на предприятии и ее особенности…………….14
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….23
Введение
Управление фирмой как научное направление в экономике сформировалось и начале XX века. Школа научного менеджмента, а затем и классическая (административная) школа управления выделяли планирование как одну из основных функций управления предприятием.
Л. Чадлер,
автор одной из пионерных работ
в области стратегического
Данное определение представляет собой классический взгляд на саму сущность стратегии. Здесь мы сталкиваемся с прагматичным и полезным определением сущности стратегического процесса планирования и управления. Прежде всего, в данном случае следует определить долгосрочные цели развития фирмы. Эти цели должны быть постоянными и не меняться.
Проблема стратегического управления становится очень актуальной в условиях повышения нестабильности условий работы предприятий. Недостаточная проработка процесса стратегического управления, неподготовленность руководителей разного уровня к принятию обоснованных, взвешенных и обдуманных решений ведет к таким явлениям, как разрыв хозяйственных связей, невыполнение договорных обязательств, взаимные неплатежи, снижение инвестиционной активности, замедление темпов НТП. На большинстве предприятий часть проблем, требующих стратегического реагирования, ускользает от внимания руководителей. В первую очередь вопросы маркетинга, взаимосвязи предприятия с потребителями и поставщиками. Система принятия решений нуждается в повышении роли стратегического управления. Качество стратегических решений служит серьезным препятствием в реализации потенциала предприятия и эффективного использования ресурсов. В связи с этим необходимо определить основные направления стратегического менеджмента при этом оценив ситуацию на рынке.
Нельзя не отметить, что как в теории, так и в практической деятельности по стратегическому менеджменту организационные стратегии еще не заняли подобающего места. Стратегический портфель предприятия образуют три вида стратегий: общие, конкурентные или деловые и функциональные, каждый из которых включает в себя элементы организационных решений. Возникающая при этом функциональная раздробленность в выборе организационных стратегий приводит к их недостаточной согласованности или даже принятию разнонаправленных решений.
Таким образом, стратегическое управление исходит из того, что человек составляет основу организации, её сущность и её основное богатство. И от того, в какой мере она сможет задействовать его потенциал, существенно зависит её успех в конкурентной борьбе. Люди ведут себя по-разному, у них различные способности, различное отношение к своему делу, к организации, к своим обязанностям, люди имеют различные потребности, их мотивы к деятельности могут существенно отличаться. Наконец люди по-разному воспринимают окружающих их людей и самих себя в этом окружении. Всё это говорит о том, что управление человеком в организации исключительно сложное, но в то же время исключительно ответственное дело.
Целью данной курсовой работы является изучение особенности применения стратегического управления на российских предприятиях. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить предпосылки стратегического менеджмента на предприятии;
2) проанализировать основные направления и факторы стратегического управления на российских предприятиях;
3) рассмотреть
проблемы при реализации
1. Предпосылки стратегического менеджмента на предприятии
Главной характерной чертой новых систем внутрифирменного управления должна стать ориентация на долгосрочную перспективу, проведение фундаментальных исследований, диверсификацию операций, инновационную деятельность, максимальное использование творческой активности персонала. Децентрализация, сокращение уровней в аппарате управления, продвижение работников и их оплата в зависимости от реальных результатов станут основными направлениями изменений в аппарате управления.
Важнейшим фактором достижения высокого уровня конкурентоспособности, как отмечается во многих исследованиях, остается стратегическое управление фирмой.
Определение
стратегии для фирмы
Стратегический менеджмент основан на представлении о предприятии как об относительно стабильной и обособленной системе, интегрирующей во времени и в экономическом пространстве различные формы ресурсов и усилий. В основе стратегического управления лежат попытки менеджера проникнуть за пределы управляемого процесса или подсистемы, предвидеть результаты и факторы функционирования, предотвратить неблагоприятные события и попадание в рискованные ситуации. С позиций экономической безопасности стратегическое управление делает ставку на культивирование «здоровых» сторон данного предприятия, его внутреннюю устойчивость, способность к самовосстановлению в случае нежелательного воздействия внешней среды.
В самом общем виде стратегия - это генеральное направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к цели. Такое понимание стратегии справедливо только при рассмотрении верхнего уровня организации. Для более низкого уровня в иерархии стратегия верхнего уровня превращается в цель, хотя для более высокого уровня она является средством.
Существуют три основные области выработки стратегии фирмы на рынке.
Первая область связана с лидерством в минимизации издержек производства. Маркетинг же при данной стратегии не должен быть высоко развит.
Вторая область выработки стратегии связана со специализацией в производстве продукции. В этом случае фирма должна осуществлять высокоспециализированное производство и маркетинг для того, чтобы становиться лидером в производстве своей продукции.
Третья
область определения стратегии
относится к фиксации определенного
сегмента рынка и концентрации усилий
фирмы на выбранном рыночном сегменте.
В этом случае фирма не стремиться
работать на всем рынке, а работает
на его четко определенном сегменте,
досконально выясняя
Разработка
стратегии фирмы осуществляется
в условиях неопределенности. Причем
неопределенность порождают как
процессы вне организации, так и
внутри. Внешняя среда характеризуется
неустойчивостью действия факторов,
вынуждающих организацию
Стратегия конкуренции фирм, знающих свое место на рынке, сконцентрирована на захвате тех мест на рынке, которые не вызывают интереса, либо же слабо интересуют большинство фирм. Для того чтобы успешно вести бизнес в этих незанятых нишах рынка, фирма должна иметь очень четкую специализацию, очень внимательно изучать свой участок на рынке, развиваться только в пределах четко выверенных допустимых темпах роста и иметь сильного и влиятельного руководителя. Все это позволяет вести успешную коммерческую деятельность в сложных условиях нестабильного российского рынка.
Стратегическое управление - это комплексная система постановки и реализации стратегических целей предприятия, основанная на прогнозировании среды и выработке способов адаптации к ее изменениям, а также воздействия на нее. В задачи стратегического управления входят обеспечение целевой направленности всей деятельности предприятия; учет влияния внешней среды; выявление новых возможностей развития и факторов угрожающего характера; оценка альтернативных вариантов решений, связанных с распределением имеющихся ресурсов в стратегически обоснованные и высокоэффективные проекты; формирование внутренней среды, благоприятствующей инициативному реагированию руководства на изменение ситуации.
Глубокая
проработка и детализация базовых
элементов стратегии позволяет
провести диагностику системы управления
фирмой и выработать рекомендации по
совершенствованию отдельных
Общая стратегическая цель бизнес-системы, или видение - это желаемый (идеальный) образ будущего фирмы в представлении собственников. Оно отражает наиболее благоприятную для фирмы ситуацию в наиболее благоприятных условиях внешней среды. Таким образом, видение не зависит от текущей обстановки, существующих в данный момент тенденций развития рынков и фирмы. Утвердившись в своем видении, фирма должна не подстраиваться под внешнюю обстановку, а стремиться формировать внешнюю и внутреннюю среды под созданный образ предприятия, выстраивая их в соответствии с выработанным взглядом на окружающий мир. Видение отличается от долгосрочного планирования. Отличие заключается в целях, которых нельзя добиться исходя из достигнутого уровня, т.е. при применении подхода, присущего разработке долгосрочных планов.
Важно отметить, что стратегическое управление – область деятельности высшего руководства организации, главная обязанность которого состоит в определении и траектории развития организации, постановке целей, распределении ресурсов и всего того, что дает организации конкурентные преимущества.
В теории стратегического управления можно выделить несколько подходов к процессу разработки стратегии развития предприятия:
1) корпоративное планирование, суть которого представляется как линейно-последовательная процедура принятия решений;
2) итеративное планирование. Роль высшего руководства определяется как «организатора» процесса, объединяющего в единое целое частные стратегии, которые генерируются в различных структурных подразделениях;
3) интуитивное планирование. Высшее руководство устанавливает простые и глобальные цели, которые обеспечивают небольшое, но достаточно устойчивое продвижение.
4) хаотическое планирование – планированием как таковым не является. Данная позиция противопоставляется реальному корпоративному планированию и не учитывает преимуществ организации процесса. Люди сначала действуют, а затем думают.
Так, крупные российские фирмы, которые, накопив достаточно большие материальные и финансовые ресурсы, подошли к необходимости планировать свою деятельность на относительно долгосрочную перспективу.
Исходя
из сказанного, следует, что наиболее
эффективным является следующая
последовательность использования
на предприятиях существующих подходов
к стратегическому
Хаотическое планирование
Интуитивное планирование
Итеративное планирование
Корпоративное планирование
Таким образом, стратегическое управление - это комплексная система постановки и реализации стратегических целей предприятия, основанная на прогнозировании среды и выработке способов адаптации к ее изменениям, а также воздействия на нее. Существуют три основные области выработки стратегии фирмы на рынке:
1) первая
область связана с
2) вторая
со специализацией в
3) третья - это фиксации определенного сегмента рынка
2. Основные направления
и факторы стратегического
Изменения,
происходящие во внешней среде, требуют
от организаций оперативного и стратегического
реагирования на них. С целью достижения
высоких результатов
Достижению эффективных целей способствует стратегическое управление предприятием. Оптимальной стратегией считается та, которая преследует цель выполнения программ управления маркетингом, качеством, производительностью, технологиями, персоналом, инновациями и другими сферами в системе управления.
Так сложилась общая схема развития предприятия. Действующее предприятие должно развиваться по следующей схеме:
• на первом
этапе предприятие вертикально
интегрируется для
• на втором этапе расширяет свою долю на этих рынках с целью увеличения рентабельности своей деятельности;
• на третьем этапе эффективнее использует свои рыночные возможности через расширение ассортимента товаров и услуг, а также разнообразия своих предложений;
• на четвертом этапе (при сокращении роста выпуска продукции) предприятие производит диверсификацию деятельности и дифференциацию продукции.
На стратегическое управление могут влиять как факторы внешней среды, так и внутренней. Первичными внутренними факторами, воздействующими на стратегию компании, являются: сильные и слабые стороны ее деятельности, компетентность менеджмента, его персональные амбиции, философия и этика компании, культура фирмы и курсовая стоимость акций.
Информация о работе Особенности применения стратегического управления на предприятиях РФ