Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 13:04, реферат
Целью данной работы является раскрытие особенностей развития социальной политики Франции на современном этапе с учетом новейших фактов и принципа объективности.
Задачи поставлены следующие:
- раскрыть основы социальной политики Франции на современном этапе;
- изучить кризисные явления в социальном развитии;
- рассмотреть социальные законы Франции.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Особенности социального развития Франции на современном этапе…………………………………………………………………………….…4
1.1 История социальной политики…………………………………………….4
1.2 Уровень жизни во Франции………………………………………………..6
1.3 Кризис социальной политики. Рост безработицы………………………8
Глава 2. Практические аспекты социальной политики во Франции…...10
2.1 Система пенсионного страхования………………………………………10
2.2 Медицинское страхование……………………………………….………..12
2.3 Страхование по безработице.……………………………….……………15
2.4 Новая социальная политика Саркози………………………………..…17
Заключение……………………………………………………………….……..18
Список используемой литературы………………………………….……….19
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Особенности
социального развития Франции на
современном этапе…………………………………
1.1 История социальной политики…………………………………………….4
1.2 Уровень жизни
во Франции………………………………………………..
1.3 Кризис социальной политики. Рост безработицы………………………8
Глава 2. Практические аспекты социальной политики во Франции…...10
2.1 Система пенсионного страхования………………………………………10
2.2 Медицинское
страхование……………………………………….………
2.3 Страхование по
безработице.……………………………….……………
2.4 Новая социальная
политика Саркози………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………….……….19
Введение
Данная тема является очень
актуальной на данный момент,
Франция занимает не последнее
место на мировом рынке, и
многие страны равняются на
нее, так как и социальное
положение там очень
Особенная значимость выбранной мной темы состоит в том, что экономические и социальные процессы, происходящие во Франции, оказывают воздействие на общеевропейский и мировой экономический и культурный климат. Европу и остальной мир невозможно представить без Франции, но и Франция не существует внеевропейского и глобального контекста.
Целью данной работы является раскрытие особенностей развития социальной политики Франции на современном этапе с учетом новейших фактов и принципа объективности.
Задачи поставлены следующие:
- раскрыть основы социальной политики Франции на современном этапе;
- изучить кризисные явления в социальном развитии;
- рассмотреть социальные законы Франции.
Объект исследования: социальная политика Франции.
Предмет исследования: Результаты функционирования социальной структуры Франции на современном этапе и их анализ.
Глава 1. Особенности социального развития Франции на современном этапе
1.2 История социальной политики
Французская система социальной защиты населения представляет собой один из вариантов модели социального страхования Бисмарка, доминирующей на европейском континенте, которая предусматривает перераспределение текущих доходов бюджета социальной защиты, формируемого за счет взносов работников и предпринимателей, в пользу пенсионеров и нуждающихся. В начале 90-х годов ХХ века в большинстве стран эта система была подвергнута серьезной корректировке с целью, исправить, возникшие дисбалансы бюджета социального обеспечения и решить проблемы, связанные с радикально изменившейся демографической обстановкой. Наиболее удачный опыт, особенно в решении финансовых проблем, тщательно анализируется во всех странах. Происходит известное сближение моделей социальной защиты, введение единых принципов ее организации. Однако в настоящее время речь идет не о создании европейской модели социального обеспечения, а лишь об унификации основных базовых показателей, которые в первую очередь были бы адекватны определенному историческому и институциональному процессу, происходящему в данной стране, а также находились бы в русле политики, которую проводят страны Европейского Союза, подписавшие Социальную хартию [1].
Во Франции система социальной
защиты ее граждан сформировалась в
первые три послевоенных десятилетия
при непосредственном участии государства.
Управление этой системой и ее финансирование
должны были осуществляться на паритетных
началах представителями
1.2 Уровень жизни во Франции
В современном мире Франция принадлежит к числу стран, обладающих наиболее высоким уровнем жизни. Это является результатом, прежде всего длительного исторического развития, в ходе которого сформировались такие ставшие традиционными черты, присущие французской нации, как трудолюбие, любознательность, стремление к новизне. Показательны результаты многочисленных социальных исследований: 60-70% опрошенных полагают, что работа – это важнейшее условие самореализации, приобретения новых друзей и знакомых. Половина видит в работе лучшее средство занять свое время [2].
Но дело не только в прошлом. Высокий уровень жизни во Франции является результатом тех усилий, которые были осуществлены в стране в годы после Второй мировой войны. Они и привели к улучшению доходов, росту объемов потребления благ и услуг, расширению свободного времени.
Многие специалисты в стране и за ее пределами отмечают, что в течение последнего десятилетия происходит как бы «реабилитация» денег в общественном сознании. Тема богатства (а, к примеру, разговоры о деньгах и личных доходах всегда считались во Франции в какой-то степени неприличными), экономического успеха личности как естественного вознаграждения за ее активность, знания и умения становится очень популярной в выступлениях французских средств массовой информации. Показательно усиление внимания к проблемам предприятий, менеджмента, маркетинга, что проявляется и в учебных программах университетов, которые в содержании издающейся массовыми тиражами литературы [5].
Система социального обеспечения, созданная во Франции, считается одной из лучших в мире. Даже при неполном учете различные социальные выплаты, составляющие так называемую «социальную заработную плату», достигают приблизительно 1/3 части номинальной заработной платы наемных работников, например, в пенсионном деле она – 2 страна, уступая 1 место Италии. Среди стран ЕЭС – показатели выше средних, но ниже, чем у ФРГ, Нидерландов и Люксембурга [2].
1.3 Кризис социальной политики. Рост безработицы.
Проявления кризиса весьма разнообразны. В это время наметилась тенденция замедления роста социальных выплат, и даже их определенное сокращение. В результате возникла устойчивая дефицитность бюджета системы социального обеспечения, что заставляет прибегать к увеличению взносов работников и предприятий и сокращению государственных расходов.
Важное значение имеет учет политической борьбы внутри французского общества. Кризис социальной политики – составная часть неконсервативного курса той части французской элиты, которая пытается использовать ослабление профсоюзов и левых политических партий в своих интересах. Замедление и сокращение социальных расходов совпадает с процессом приватизации и других неолиберальных реформ.
Но, несмотря на некоторое сокращение социальных расходов в отдельные года их уровень в середине и концу 90-х годов остается относительно высоким. Подобное положение – следствие огромных размеров, которые приобрела во Франции государственная система сохранения устойчивости французской общественной жизни.
Попытки правящих кругов страны сократить социальные расходы наталкиваются на сопротивление значительной части общества.
Другими проявлениями обострения социально-экономических
положения во Франции в последние
годы служат противоречия в эволюции
доходов, связанных с собственностью
и предпринимательской
Но особенно острой проблемой, свидетельствующей о растущих противоречиях в эволюции современного уровня жизни во Франции, является безработица [6].
«Невыносимым бедствием», настоящей язвой, разъедающей тело французского общества, называют безработицу сегодня во Франции. Это не удивительно, учитывая, во-первых, размеры, которые она приобрела в последний период. В первые годы после Второй мировой войны безработица в стране практически отсутствовала. Ее объемы в 60-е и в начале 70-х годов были незначительны. Но темпы роста увеличивались. Первого миллиона количество безработных достигло в 1976 г. Рубеж второго миллиона был пройден в 1984 году, третьего – в 1993г. В 1995 г., по данным Национального агентства по проблемам занятости Франции, оно составило более 3 млн. 264 тыс. человек.
Во-вторых, количественные показатели надо дополнить международными сопоставлениями. О тяжести безработицы во Франции говорят подсчеты экспертов ОЭСР, составляемые на основе единой методики и регулярно публикуемые в изданиях этой организации.
По данным ОЭСР Франция лидирует в этой области. В течение последних 15 лет объемы безработицы во Франции устойчиво превышают показатели других крупных капиталистических стран, а также средний уровень безработицы ЕС и ОЭСР. В 1994 г. полностью безработные во Франции составляли 12,6 % самодеятельного населения, в США – 6,1 %, Японии – 2,9 %, Германии – 9,6 %, Великобритании – 9,4 %. В- третьих, речь идет о качественных характеристиках французской безработицы. Безработица имеет место в большинстве отраслей и экономических районов Франции. Конечно, в наибольшей степени она затрагивает традиционные отрасли и районы их преимущественной концентрации [3].
Глава 2 Практические аспекты социальной политики во Франции
2.1 Система пенсионного страхования
Во Франции государственная пенсионная система по старости, охватывающая основную массу пенсионеров, представляет собой сложное, многоярусное образование. В 90-х годах в стране действовало более 100 базовых и свыше 300 дополнительных режимов пенсионного обеспечения. А в целом пенсионная система состоит из пяти подсистем:
1. базовые режимы для наемных работников;
2. дополнительные режимы;
3.
специальные режимы для
4. базовые режимы для ненаемных работников;
5. дополнительные (факультативные) режимы.
Каждая из них имеет свою специфику, что проявляется в финансировании, возрасте выхода на пенсию, продолжительности страхового стажа для получения полной пенсии, а также методике исчисления размера пенсии.
Базовые режимы
Являются основными в национальной системе социального страхования. Они действуют по единой методике пенсионного обеспечения лиц, занятых в промышленности и торговле. По одной схеме функционируют как Национальная касса страхования по старости, так и Центральная касса взаимного страхования в сельском хозяйстве - для сельских наемных работников.
Именно пенсионная система по старости оказалась к началу 90-х гг. в наиболее трудном положении. Ее финансовое оздоровление правительство попыталось осуществить (в соответствии с программой реформ 1993 г.) за счет целого комплекса мер, в том числе:
· повышения возраста выхода на пенсию - с 1995 г. 65 лет и для мужчин и для женщин;
·
увеличения размеров страхового стажа
для выплаты минимальной
Страховой стаж стал постепенно увеличиваться и должен достигнуть в 2003 г. 40 лет. При отсутствии необходимого стажа размер пенсии снижается на 1,25% за каждый недостающий квартал. Причем при подсчете стажа теперь учитываются только периоды, в течение которых страховые взносы выплачивались с зарплаты, соответствующей определенной статье закона о пенсиях.
Прежде пенсии полного размера рассчитывались по заработной плате за 10 лет с наиболее высокой зарплатой. С 1 января 1994 г. этот период начал ежегодно увеличиваться на 1 год, и в 2008 г. он будет равен 25 годам. При этом учитывается не вся сумма заработка, а его величина в пределах установленного "потолка зарплаты", который постоянно пересматривается.
По специальным режимам пенсия подсчитывается от уровня зарплаты в конце трудовой деятельности, чаще всего она равняется 80% средней заработной платы за 10 последних лет, но при этом не существует никаких дополнительных режимов. Большинство специальных режимов пенсионного обеспечения, особенно в государственном секторе, предоставляют большую по размерам пенсию. Отчасти это объясняется более высокими отчислениями работодателей. В последние годы многие специальные режимы начинают испытывать серьезные финансовые трудности. В результате государству приходится дотировать часть выплат [7].
2.2 Медицинское страхование
С 1996 года реформы системы социальной защиты во Франции охватили и сферу медицинского обеспечения, дефицит бюджета которого в 90-х годах стал быстро увеличиваться. Подобная тенденция проявилась практически во всех развитых странах. В ее основе лежит ряд объективных причин: во-первых, демографический фактор (возрастание доли пожилого населения, в большей степени нуждающегося в медицинских услугах); во-вторых, расширение ассортимента и удорожание медикаментов, а также повышение технической оснащенности медицинских учреждений; в-третьих, развитие системы профилактического обслуживания населения (например, вакцинация).
Информация о работе Особенности развития социальной политики во Франции