Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 00:19, реферат
Соcтояние и проблемы менеджмента в современной России. Прежде чем говорить о российском менеджменте, следует отметить объективные особенности современного этапа российской экономики. Как известно, рынок есть результат естественного отбора наиболее эффективных и действенных инструментов ведения хозяйства. История человечества не знает другой экономической системы, кроме рыночной экономики, которая являлась бы высокоэффективной, восприимчивой к научно-техническим достижениям и постоянно ориентированной на изменения в структуре общественных потребностей.
Рыночная экономика в силу действия факторов нестабильности и повышенного риска объективно предполагает постоянное совершенствование процесса производства. Именно этой цели отвечает менеджмент — наука о рациональной организации и управлении производством.
Менеджер должен обладать необходимыми качествами для успешного руководства коллективом. В числе таких качеств: высокий профессионализм, предприимчивость, целеустремленность.
Развитие научной
Наиболее известными и
существенно отличающимися друг
от друга являются модели менеджмента
в Японии и США. Однако использование
различных подходов к управлению
производством не препятствовало созданию
в этих странах эффективной экономики.
Не менее впечатляющие результаты демонстрирует
и система организации и
Богатый зарубежный опыт менеджмента
необходимо использовать в России при
соответствующем учете
На этом моменте хотелось бы поговорить о методах использования этого же опыта.
1.1 Японская модель управления
зарубежный управление менеджмент контроллинг
Вступив в послевоенный период
с разрушенной и
Самой важной чертой японской системы управления является так называемая система пожизненного найма: пожизненный найм является той особенностью, которая определяет многие аспекты жизни и деятельности японцев. Несмотря на то, что в пожизненном найме заинтересованы и рабочие и работодатели, эта система применяется в Японии далеко не везде. Системой пожизненного найма охвачено примерно 25-50 % рабочей силы Японии, занятой в крупных компаниях и государственных учреждениях. На примере этих крупных организаций можно рассмотреть сущность системы пожизненного найма. Она заключается в том, что крупная фирма или государственное учреждение нанимает работников один раз в год, весной, когда молодежь оканчивает средние или высшие учебные заведения. Крупная фирма, принимающая на работу только новичков, набирает сразу большую партию работников, хотя фактически она не может тут же предоставить им всем работу. Продвижение по службе производится из числа работников всей фирмы, а лицо, проработавшее в одной компании в течение пяти или двадцати лет, как правило, не принимается на работу другой компанией; более того, другая компания зачастую даже не будет рассматривать его кандидатуру. Будучи однажды принятым на работу, новый работник остается здесь до официального выхода на пенсию в возрасте 55 лет. Работник не может быть уволен ни при каких обстоятельствах, если он не совершил тяжкого уголовного преступления. Увольнение является суровым наказанием, поскольку уволенный теряет возможность получить работу на фирме такого же разряда и должен идти либо на вторазрядную фирму, где сравнительно низкая зарплата и слабая гарантия занятости. Выходящему на пенсию работнику компания выплачивает большое единовременное пособие, которое обычно составляет сумму его заработка за пять-шесть лет. Пенсии или социального обеспечения не предусмотрено. Как правило, работники пенсионного возраста остаются работать в основной фирме на правах временных работников либо переходят в фирмы - сателлиты на нижеоплачиваемые должности.
Для того чтобы до конца
понять, как функционирует эта
система, надо иметь некоторое представление
о структуре промышленности в
Японии. Каждая группа состояла из двадцати-тридцати
крупных фирм, которые группировались
вокруг влиятельного банка. Каждая из
этих крупных фирм представляла крупный
промышленный сектор, в него входили
различные компании. Банки следят
за тем, чтобы никакая фирма не
могла занять преимущественного
положения по отношению к торговому
партнеру. Сам факт поступления в
престижный университет, как правило,
гарантирует молодому человеку путь
на работу в одну из крупных фирм
или правительственных
1. Во-первых, каждая крупная
фирма в Японии два раза
в год выплачивает своим
2. Во-вторых, каждая крупная
фирма в Японии имеет большой
штат временных работников, главным
образом женщин. Даже в настоящее
время редко можно встретить,
чтобы японская фирма брала
на работу женщин в качестве
технических специалистов или
управляющих. Женщины, как
Таким образом, механизм использования
аспектов долговременного найма, таких,
как доверие, преданность фирме
и стремление трудиться
Оценка деятельности и продвижение по службе.
Составной частью комплекса специфических черт, характеризующей японскую систему управления, является подход к оценке деятельности и продвижению по службе. Отличительной его чертой является то, что деятельность молодых людей, впервые поступивших в компанию, будет оцениваться только после десяти лет работы, до этого ни один человек не будет повышен в должности. Именно длительность процесса оценки отбивает желание у таких служащих участвовать в определенных видах краткосрочных проектов фирмы. У молодых вновь прибывших людей нет побудительного мотива выдвигать проекты или настаивать на принятии каких-то решений, которые заслуживают внимания на данном этапе и могут потерять значение в дальнейшем. Им также бесполезно стремиться улучшить свое служебное положение за счет кого-то другого: они знают, что их деятельность не будет оцениваться раньше положенного срока, они также знают, что те, с кем поступят несправедливо, будут оставаться на работе в компании в силу политики пожизненного найма.
Крупные японские компании
или государственные учреждения
принимают на работу только молодых
людей, которые находятся в стадии
жизненного становления, они направляют
на них влияние множества групп,
членами которых они
Основные механизмы
Механизм контроля в японской компании включается в основные принципы управления. Эти принципы управления реализуются в своеобразной теории управления фирмой, они определяют механизм формирования целей и способы их достижения. Эти цели являются как бы отражением набора определенных ценностей руководства фирм, персонала и клиентов, а также представителей государственного аппарата, регулирующих деловую жизнь. Способы достижения целей определяются установленными убеждениями относительно того, какие решения в промышленности или на фирме обычно дают положительные результаты, например, кто должен принимать решения, связанные с внедрением нового продукта.
Те, кто понимают суть этой
теории ценностей и убеждений (или
ценностей и средств), могут вывести
из общих положений почти
Культура или стиль
управления организацией в широком
смысле слова представляет собой
совокупность символов, церемоний и
формирует своеобразный психологический
климат данной фирмы. Эти «ритуалы»
овеществляют то, что без них представляло
бы собой неупорядоченные и
Вывод: управленческая культура
организации развивается в том
случае, когда у сотрудников есть
широкая возможность для
1.2 Французская и германская модел
Основные функции управления по Анри Файолю. В кабинетах многих менеджеров висят плакаты со словами Анри Файоля: «Управлять - значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать». В этих словах одного из основоположников научного менеджмента сформулированы основные функции управления, так как менеджмент это наука управления. Француз Анри Файоль (1841-1925) более 30 лет управлял горнометаллургическим синдикатом. В 1916 г. в Бюллетене общества горной промышленности был опубликован его основной труд «Основные черты промышленной администрации - предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль», который затем неоднократно переиздавался на различных языках. Вместе с Фредериком Тейлором, Генри Фордом и рядом других специалистов Анри Файоль работал над созданием научной теории управления. Таким образом, научный менеджмент появился сравнительно недавно - в начале ХХ века. Бурное развитие этой научной дисциплины продолжается. Так, лишь в последние годы выявилась важная роль контроллинга - современной концепции системного управления организацией, в основе которой лежит стремление обеспечить ее эффективное долгосрочное существование. Выделенные А.Файолем пять функций менеджмента дают основу для анализа работы современного управляющего.
Прогнозирование - это взгляд в будущее, оценка возможных путей развития.
Планирование - это разработка последовательности действий, позволяющей достигнуть желаемого. В работе менеджера они тесно связаны.
Контроллинг (от англ. control - руководство, регулирование, управление, контроль) - новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента.
«Одной из основных причин
возникновения и внедрения
Таким образом, развитие менеджмента в ХХ в. можно описать формулой: от Файоля к контроллингу. Хотя истоки контроллинга прослеживаются с XV-XVIII вв., он стал популярен за рубежом (в США, во Франции и др. странах) в последние десятилетия. В России интерес к контроллингу стал проявляться в начале 1990-х годов.
Представление об особенностях менеджмента обусловлено, в конечном счете, культурой страны. Итак, сравним особенности менеджмента во Франции с особенностями управления в Германии. Немецкие предприятия менее дифференцированы по горизонтали и вертикали, чем французские.
Информация о работе Особенности российского менеджмента и проблема перенятия зарубежного опыта