Особенности российского менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 10:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что с ноября 1991 г. начался процесс формирования рыночных отношений в России. Соответственно это повлияло и на развитие различных наук, в том числе и менеджмент. Появляются новые идеи, новые подходы, новые методы управления.
Целью нашей работы является изучение истории и особенности российского менеджмента.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………2
Глава 1 Современный этап развития российского менеджмента……………………………………………………………..…...5
1.1.Типологический признаки российского менеджмента ………………..5
1.2. Инфраструктура и особенности развития российского менеджмента…………………………………………………………………7
1.3. Приоритеты как типологический признак менеджмента……………………………………………..…………………..11
Глава 2 Российский менеджмент …………………………………………..13
2.1.Факторы определяющие особенности российского менеджмента…………………………………………………………………..13
2.2. Менеджмент и менеджеры………………………………………………16
2.3. Российский менеджмент и национальная культура……………………19
2.4. Профессионализация менеджмента……………………………………..23
Заключение…………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………………………29

Файлы: 1 файл

курсовая менеджмент.doc2.doc

— 379.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………2

Глава 1 Современный этап развития российского менеджмента……………………………………………………………..…...5

1.1.Типологический признаки российского менеджмента ………………..5

1.2. Инфраструктура и особенности развития российского менеджмента…………………………………………………………………7

1.3. Приоритеты как типологический признак менеджмента……………………………………………..…………………..11

Глава 2 Российский менеджмент …………………………………………..13

2.1.Факторы определяющие особенности российского менеджмента…………………………………………………………………..13

2.2. Менеджмент и менеджеры………………………………………………16

2.3. Российский менеджмент и национальная культура……………………19

2.4. Профессионализация менеджмента……………………………………..23

 

Заключение…………………………………………………………………….28

Список использованной литературы…………………………………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

  В этой работе я хотела подробно раскрыть для себя значение менеджмента, а так же узнать об особенностях его развития в нашей стране.

С легкой руки американцев  английское слово «менеджмент» известно сегодня каждому образованному человеку. Однако что же это слово означает, могут ответить лишь учебники и преподаватели соответствующих вузов.

Менеджмент – слово  английского происхождения. В переводе на русский язык «management» означает управление, т.е. вид деятельности по руководству людьми в самых разных организациях.

 

 Создание принципиально новой системы управления в России, адекватной рыночным отношениям, - неотъемлемая составляющая построения нового общества. 

Управление в условиях рынка получило название менеджмента. Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка. 

В отечественной литературе и практике понятие менеджмента  вместо управления стало широко использоваться в 1990-е гг. в связи с переходом от административно-командной системы управления к формированию системы управления, основанной на рыночных отношениях. С помощью термина «менеджмент» подчеркивалась ориентация коммерческих организаций и фирм на рынок, потребителя и достижение наивысшей эффективности их деятельности (рост прибыли, увеличение доли рынка и др.). На это направлены современные принципы, методы, средства и формы управления. 

Любая наука базируется на использовании исторического  метода, позволяющего хорошо изучить  историю развития управленческой мысли во всем ее многообразии. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки. 
Знание и осмысление прошлого способствуют лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Развитие науки управления свидетельствует, что нежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем. 

История менеджмента  имеет свой предмет исследования – теорию и практику управления. Как учебная дисциплина, история менеджмента оперирует теми же категориями и понятиями, что и наука менеджмент. 

Между историей развития менеджмента и процессом развития системы управления нельзя ставить  знак равенства. Как правило, история развития управленческой мысли опережает процесс совершенствования систем управления на практике. Вместе с тем между ними существует как прямая, так и обратная связь. С одной стороны, развитие управленческой мысли способствует совершенствованию системы управления, с другой – практика управления, ее недостатки и погрешности дают дополнительный импульс для появления новых идей и концепций. 

Изучение истории менеджмента  является необходимым условием формирования современного менеджера-профессионала. Для этого необходимо пересмотреть отношение к истории развития менеджмента за рубежом. В условиях административно-командной системы управления в СССР превалировал взгляд на менеджмент как на буржуазную науку.

 

Проблемы управления в нашей стране рассматривались  изолированно, без какой-либо увязки с зарубежной теорией и практикой управления; в литературе, в основном, давался их критический анализ и показывались преимущества социалистической системы управления по сравнению с капиталистической. 
Всё чаще использование менеджмента приносит компаниям большой хозяйственный эффект при относительно минимальных затратах.  
Задача менеджмента, мне так кажется, состоит именно в том, чтобы вначале сделать желаемое возможным, а потом реальным.  
 
Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей на рельсы рыночных отношений, - одно из важнейших направлений программы реформ, проводимых в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятий, положение которых в рыночной экономике коренным образом меняется. Именно поэтому данная исследовательская работа представляет собой анализ менеджмента как особого вида профессиональной деятельности, направленного на достижения предприятием, действующим в рыночных условиях хозяйственных оптимальных результатов на основе применения многообразных принципов, функций и методов социально-экономического механизма менеджмента. 

 

Актуальность выбранной  темы заключается в том, что с  ноября 1991 г. начался процесс формирования рыночных отношений в России. Соответственно это повлияло и на развитие различных наук, в том числе и менеджмент. Появляются новые идеи, новые подходы, новые методы управления. 
 
Целью нашей работы является изучение истории и особенности российского менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Современный этап развития российского менеджмента.

1.1.Типологические признаки российского менеджмента

 

Переход к рынку выдвинул задачу формирования эффективного российского  менеджмента. Сегодня можно с  уверенностью говорить о том, что  он не просто создается, но и имеет свои сугубо национальные черты.

Российский менеджмент выступает как динамичная развивающаяся  система, и понять ее движение, роль и место во всемирной системе  управления можно исходя из анализа  и развития существующего национального  менталитета. Российский менталитет всегда характеризовался наличием полярности, стремлением к гротеску, доведением любой ситуации до крайности.

Россия всегда стояла между Европой и Азией. Ее географическое и расово-этническое многообразие отразило эту геополитическую реальность. Население, проживающее на территории России, творило и создавало синтезированную культуру. От Азии Россия впитала форму группового мышления – группизм, а от Европы – индивидуализм с присущим ему мировоззрением. Группизм и индивидуализм – два фундаментальных качества, составляющие основу русского менталитета, причем они постоянно входят в противоречие между собой в силу полярности их основ.

В настоящее время  дуализм русского менталитета, его  противоречивость перешли на качественно  иной уровень. Наблюдается новая волна роста индивидуализма, с одной стороны, и стирания общинных традиций, с другой. Однако дуализм был и остается главной чертой отечественной ментальности. Это и дает возможность определить его место по отношению к японскому и американскому менталитету.

Если считать американский индивидуализм и основанный на нем  менеджмент одной крайней точкой, а японский, базирующийся на психологии группизма, другой, то Россия с ее двойственностью  должна занимать промежуточное между  этими двумя точками положение.

Причем следует учитывать, что русский менталитет выступает  как динамичный, имеющий тенденцию  к индивидуализации, пробивающей  себе дорогу в условиях формирующегося рынка. Исходя из этого, основная тенденция  становления русского менталитета, вероятно, заключается в постепенном движении к индивидуализму, т. е. в сторону американизированной ментальности.

Формирование современного российского менеджмента должно учитывать основную тенденцию развития ментальности в сторону развивающегося индивидуализма, все больше ориентируясь на личность, осуществление индивидуального контроля, учет индивидуального вклада и оплаты. Это означает, что на предприятиях все большее значение должно приобретать повышение по службе, основанное не на знакомстве и семейных связях, а исключительно на личных способностях каждого индивида. При формировании системы управления необходимо больше учитывать деловые качества индивида, способность его к восприятию нового, настойчивость.

Работников с коллективистской психологией целесообразно использовать на участках, где применяются специфические, адекватные им методы управления, с акцентом на коллективный труд, коллективную ответственность и контроль, использование бригадной формы организации труда и его оплаты. При таком подходе можно осуществлять и целенаправленный отбор управляющих. Современный российский менеджер должен отличаться гибкостью в определении целей и задач управления и твердостью, когда цель выбрана, в неуклонном стремлении к ее достижению. Подобный тип руководителя, сочетающий в себе гибкость, приспособляемость и огромные волевые качества придется формировать длительные годы.

Осторожный, длительный подход к формированию российского  менеджмента, учитывающего особенности  русского менталитета, разнообразие и  широту российских условий, – важнейшая стратегическая задача общества. От нее во многом зависит не только переход к рыночной экономике, но и место России в мировом сообществе. Это движение к современным формам и методам управления, которые будут формироваться не слепо, а на базе научно обоснованных мер. Последнее приобретает чрезвычайное значение в условиях стихийного формирования рынка и внесет в этот процесс элемент сознательности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Инфраструктура  и особенности развития российского  менеджмента.

 

Российский менеджмент, в зависимости от того, где он развивается и формируется, имеет ряд специфических и общих особенностей.

К специфическим чертам относятся:

• национальные особенности общества;

• исторические особенности развития;

• географические условия;

• культура и другие подобные факторы.

Кроме того, состояние  развития российского общества, сложившиеся  производственные отношения, менталитет и другие факторы позволяют выделить четыре основных особенности российского  менеджмента:

1. Приоритеты в проблематике, акценты внимания и усилий.

Наиболее актуальными  проблемами управления в России становятся антикризисное управление, управление занятостью людей, информационные технологии, поддержка предпринимательства  и малого бизнеса, мотивирование  экономической активности в сфере производства, банковский менеджмент. Однако главная проблема состоит не в том, чтобы выявить их, а в том, чтобы выстроить ранжированные приоритеты. Именно здесь зародились наибольшие трудности в понимании менеджмента и его роли в России.

2. Инфраструктура менеджмента, социально-экономические и политические условия его существования.

Здесь важно понять и  сформулировать понятие собственно инфраструктуры. Она представляет собой  совокупность множества факторов, составляющих ту общественно-экономическую среду, в которой формируется российский менеджмент, а именно:

• факторы менталитета (ценности, национальные традиции и культура);

• факторы общественного сознания, т. е. осознание практики зарубежного и отечественного направления (система подготовки менеджеров);

• факторы уровня научного мышления, методологической культуры, развитие социально-экономических знаний.

3. Комплекс факторов, затрудняющих или благоприятствующих укреплению менеджмента в России.

Это факторы уровня научного мышления, методологической структуры, развития социально-экономических знаний.

4. Культурная среда, особенности общественного сознания.

Это факторы, которые  невозможно изменить в одночасье  и которые, как показывает исторический опыт развития, и не нужно изменять.

Кроме того, к особенностям российского стиля управления относятся:

• в большинстве фирм процесс принятия решений носит индивидуальный характер;

• решения принимаются менеджерами на каждом уровне управления, причем вышестоящие руководители, как правило, не дублируют решения своих подчиненных, хотя и это имеет место, но создает много проблем;

• стратегическое планирование осуществляется исключительно высшим руководством;

• российский топ-менеджер сочетает в своем стиле управления качеством как японского менеджмента, так и американского, т. е. приветствуется профессионализм, инициатива, умение осуществлять координацию действий и контроль;

• структура управления на российских предприятиях, а также процедура контроля строго формализованы. Проверки плановые, о них персонал предупреждается заранее, следовательно, такой метод контроля косвенно стимулирует работу сотрудников и способствует их карьерному росту;

Информация о работе Особенности российского менеджмента