Особенности Российского менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 12:15, курсовая работа

Описание работы

Предмет курсовой работы – особенности российского менеджмента.
Объект курсовой работы – ЗАО «ЮУАБ».
Цель проводимой работы – раскрыть теоретические основы данного вопроса, провести анализ определенного предприятия, выбранного в качестве исследуемого объекта, дать рекомендации представителям малого и среднего бизнеса по рассмотренному вопросу.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 41.13 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ГАОУ ВПО АГИМС «Альметьевский государственный институт муниципальной службы»

Факультет СПО

Специальность 080501

«менеджмент

(по отраслям)»

 

Курсовая работа

по дисциплине «менеджмент»

Тема: «Особенности Российского менеджмента»

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель

Курсовой работы: Нестерова А.М.

Студент: Ахметшина Л.Р.

 

 

 

 

 

 

Альметьевск 2012

Введение

В литературе менеджмент определяется как управление производством, система методов, принципов, средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства или иной общественной деятельности.

Как известно, рыночные отношения в нашей стране на протяжении всей ее истории вплоть до сегодняшнего дня были развиты очень слабо, а в период 1930—1990-х гг. полностью отсутствовали. Это же можно сказать и о самостоятельных хозяйствующих субъектах. Таким образом, необходимых предпосылок для развития теории и практики менеджмента в России не было.

Однако необходимость координировать производственные процессы и деятельность людей существует в любых условиях — будь то рынок, или командно-административная система, а, следовательно, имеют место и определенные общие моменты, без которых не может обойтись никакое управление. Именно на этих моментах сосредоточивали свое внимание отечественные специалисты, игнорировать их вклад в копилку достижений мировой управленческой мысли было бы недопустимо.

В настоящее время в России наблюдается разбалансированность всего механизма управления страной. Отечественный менеджер в своей практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному менеджеру. Поэтому в создавшихся условиях особое значение приобретает получение нового знания по искусству управления.

Для реализации поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:

  1. выявить задачи и проблемы российского менеджмента;
  2. рассмотреть особенности менеджмента российской организации;
  3. изучить специфику российского менеджмента на примере ЗАО «ЮУАБ».

Предмет курсовой работы – особенности российского менеджмента.

Объект курсовой работы – ЗАО «ЮУАБ».

Цель проводимой работы – раскрыть теоретические основы данного вопроса, провести анализ определенного предприятия, выбранного в качестве исследуемого объекта, дать рекомендации представителям малого и среднего бизнеса по рассмотренному вопросу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть.

Практика явления, которое мы сегодня называем «менеджмент», возникла очень давно, и считалась божественным даром. Так Апостол Павел в «Первом послании к коринфянам» писал о том, что Господь дал иным дары исцелений, управления, знание разных языков. Таким образом, управление ставится в один ряд с даром исцеления и способностям к языкам. Практика управления возникла-то давно, но вот наука управления, именно то, что мы называем «менеджмент», возникла недавно.

«Менеджмент» - это эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал для достижения цели с максимальной эффективностью.

Как уже говорилось, практика управления организацией так же стара, как и сами организации. Исторически управление организациями из века в век становилось все более четким и сложным, а сами организации все более сильными и устойчивыми. Но, как говорится, даже в греческой грамматике есть исключения. Есть исключения и здесь. Наиболее ярким примером в этом отношении являются теологические организации.

Коснемся основных вех развития менеджмента от практики к науке.

Первый вклад в его развитие, вероятно сделали шумеры, которые около 7 тысяч лет назад начали письменно регистрировать факты. Второй шаг был совершен через тысячу лет, когда египтяне признали необходимость планирования, организации и контроля. Следующий шаг совершен еще через тысячу лет, когда, опять-таки египтяне, признали необходимость «честной игры» и доверительных бесед – «облегчи свою душу». Еще через тысячу лет египтяне признали необходимость письменных запросов и использование рекомендаций «штаба» (создание самого штаба в современном смысле принадлежит Александру Македонскому). Через 200 лет после этого вавилонский царь Хаммурапи признал необходимым использование свидетелей, письменных документов для контроля, установил минимальную заработную плату, а также признал недопустимым перекладывание ответственности.

В 600г. до н.э. царь Вавилонии в 587г. Разрушил восставший Иерусалим, ликвидировал Иудейское царство и увел в плен большое число жителей Иудеи. При ем сооружены так называемые Вавилонская башня и висячие сады.

В 500г. до н.э. Менциус провозгласил необходимость стандартов и систем; в это же время китайцы признали необходимой специализацию.

В 400г. до н.э. Сократ высказал мысль об универсальности менеджмента, а древнегреческий писатель и историк Ксенофонт определил менеджмент как особый вид искусства. В это же время по указанию персидского царя Кира проводилась исследования мотивации.

Изучением научных методов труда и рабочего ритма впервые занялись греки в 350г. до н.э.

Вкладом Иисуса Христа в менеджмент явилось признание единоначалия и анализ человеческих отношений.

Римскому императору Диоклетиану принадлежит идея делегирования полномочий. Делегирование – передача задач и полномочий получателю, который принимает на себя ответственность за них.

В 900г. Альфараби, которого уважительно называли Вторым (Первый – Аристотель) сформулировал требования к руководителю, а персидский философ Газали в 1100г. сформулировал требования к менеджеру.

В 1340г. генуэзец, математик Пачоли предложил двойную бухгалтерию. В 1395г. ди Марко предложил учитывать издержки производства. В 1410г. братья Сорансо предложили использовать журналы доходов и гроссбухи.

Следующий шаг в развитии менеджмента сделали венецианцы в 1436г. С этого времени для контроля стали использоваться чеки, присваиваться инвентаризационные номера, контролироваться товарные запасы и себестоимость; тогда же начал использоваться метод конвейера.

В 1525г. Н. Макиавелли определил качества руководителя. В это же время признана необходимость целеустремленности в организации.

В 1800г. англичане Джеймс Уатт и Маттеус Бултон применили стимулирование заработной платой, ввели рождественские праздники для служащих, рождественские премии.

Появление научного менеджмента относится к 1900г. и связано с именами американцев Дж.Вартона и Ф. Тейлора.

 Один из последних  шагов в теории менеджмента  сделал в 1985г. Т. Петерс. Его заслугой  является то, что он предложил  относиться к персоналу организации как к важному ресурсу бизнеса.

Научный менеджмент появился в конце ХIХ начале ХХ века, когда американец Джозеф Вартон разработал его первый систематический курс для преподавания в колледже. Но широкое признание менеджмент получил лишь в 1911г. в связи с публикацией Ф. Тейлором книги «Принципы научного управления» и организацией Х. Персоном первой научной конференции по менеджменту. Системой Тейлора так называемой «научной системой выжимания пота» восторгался Ленин.

Хотя именно благодаря усилиям Ф. Тейлора менеджмент получил всеобщее признание, отцом менеджмента считается все же не Ф. Тейлор, а Генри (Анри) Файоль, создавший первую целостную теорию управления и сформулировавший его основополагающие принципы и функции. Именно он поставил в 1916г. вопрос о преподавании курса менеджмента в учебных заведениях.

К чести российских ученых первые шаги в области научного менеджмента в России были сделаны еще до Ф. Тейлора. Так, в 1860 – 1870-х гг. сотрудники Московского технического училища разработали собственную методику рационализации трудовых движений, которая получила «медаль преуспевания» на Всемирной торговой выставке в Вене в 1873г. В 1911 – 1912гг. в Петербургском политехническом институте И. Семеновым был прочитан курс «Организация заводского хозяйства».

Инженер К. Адамецкий (1866 – 1933), окончивший в 1893 г. Петербургский технологический институт, проводил на металлургических заводах Екатеринослава эксперименты по рационализации трудовых и производственных процессов. Информация об их результатах появилась раньше, чем о достижениях Тейлора. Адамецкий одним из первых обратил внимание на важность контроля с целью выявления и определения причин отклонений в достижении намеченных результатов. Подобный контроль, по его мнению, необходим независимо от степени совершенства анализа, плана и исполнителя.

Прерванные Первой мировой и Гражданской войнами отечественные исследования в области управления производством и научной организации труда возобновились в начале 1920-х гг. Наиболее плодотворными в развитии отечественной управленческой мысли были 1920-е гг., когда в период нэпа допускалась определенная свобода не только предпринимательства, но и научной мысли в ряде областей. В этот период были сформулированы основные принципы управления социалистической экономикой:

  1. Демократический централизм, суть которого состояла в сочетании централизованного руководства и хозяйственной самостоятельности коллективов предприятия;
  2. Единоначалие и коллегиальность, предполагавшие железную дисциплину во время труда, беспрекословное подчинение воле руководителя и одновременно широкое участие масс в управлении;
  3. Единство политического и хозяйственного руководства, означавшее, что политические задачи определяются с учетом состояния экономики, уровня ее развития, действия экономических законов;
  4. Сочетание отраслевого и территориального подходов;
  5. Планирование на всех уровнях экономики темпов, пропорций, показателей и направление усилий каждого члена коллектива на выполнение этих планов;
  6. Распределение вознаграждения в соответствии с количеством и качеством затрат труда, его материальное и моральное стимулирование;
  7. Построение системы управления производством на основе научных достижений;
  8. Ответственность каждого работника предприятия за порученное дело на основе четкого распределения прав и обязанностей;
  9. Подбор и расстановка кадров таким образом, чтобы каждый сотрудник соответствовал своей должности и наиболее эффективно справлялся с работой;
  10. Рациональное сочетание и использование ресурсов, наибольшая экономия сил;
  11. Преемственность хозяйственных решений, отражающая единство и последовательность экономических явлений и процессов.

Значительный интерес представляют исследования А.А. Богданова (1873 – 1928), выдающегося экономиста, философа, естествоиспытателя. Его взгляды содержали ценные идеи развития современной кибернетики и сетевых методов планирования, в частности, положения о структурной устойчивости систем, их уровнях и организационных механизмах формирования.

О.А. Ерманский (1866 – 1941) в своих работах сформулировал предпосылки науки об организации труда и управления, связав ее необходимость с появлением прежде всего крупного машинного производства, все факторы которого нужно было использовать рационально. Одним из основных законов организации Ерманский считал «закон организационной суммы», которая превышает «арифметическую составляющую ее сил», когда все вещественные и личные элементы производства гармонично сочетаются и усиливают друг друга.

Видный представитель отечественной науки А.К. Гастев(1882-1941), трагически погибший в годы сталинских репрессий, считал, что всю работу в области НОТ и управления нужно начинать с отдельного человека, кем бы он ни был – руководителем или исполнителем. Методологической основой такого подхода стала разработанная им и его коллегами (сотрудниками Центрального института труда, директором которого он был многие годы) концепция трудовых установок, содержавшая зачатки кибернетики, инженерной психологии, эргономики. Составными элементами этой концепции были теория трудовых движений в производственном процессе, организация рабочего места, методика рационального производственного обучения и т.д. Практические положения и выводы концепции позволяли задавать определенные стандарты для производственных операций, облегчать адаптацию работников к их непрерывному изменению, стимулировать личную инициативу. Гастев не только искал пути рационализации трудовых достижений и оптимальной организации рабочего места, но пытался активизировать работника, развить в нем потребность к самосовершенствованию. Он выдвинул концепцию «узкой базы», «узкого места», с «расшивки» которого менеджер должен начинать любое совершенствование производства. Этим «узким местом» является организация труда работника – от директора до рядового рабочего. «Рабочий, который управляет станком, есть директор предприятия, которое известно под именем станка» - утверждал А.К. Гастев. И с ним трудно не согласиться, прежде чем изменить способ работы, их нужно тщательно изучить. Не стараться сразу сделать «иначе и лучше», а начать с мелочей. Не надоедать всем своим изобретением, а во что бы то ни стало претворить его в жизнь. Не говорить о безвыходности, не склоняться перед неблагоприятной действительностью – настойчивая и упорная воля смогут их победить. Мало просто знать, писал Гастев, - знающий, но не умеющий, - это механизм без двигателя.

Информация о работе Особенности Российского менеджмента