Особенности Российского менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 12:15, курсовая работа

Описание работы

Предмет курсовой работы – особенности российского менеджмента.
Объект курсовой работы – ЗАО «ЮУАБ».
Цель проводимой работы – раскрыть теоретические основы данного вопроса, провести анализ определенного предприятия, выбранного в качестве исследуемого объекта, дать рекомендации представителям малого и среднего бизнеса по рассмотренному вопросу.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 41.13 Кб (Скачать файл)

Гастев предложил свою систему правил повышения производительности труда:

1.Сначала продумай свою работу досконально;

2.Убери с рабочего места все лишнее, удали грязь;

3.Приготовь весь нужный инструмент и приспособление; инструмент располагает в строгом порядке;

4.Не берись за работу круто, входи в работу исподволь;

5.Если надо приналечь, то сначала приладься, испробуй на полсилы, а потом уж берись на всю;

6.Не работай до полной усталости; делай равномерные перерывы;

7.Во время работы не кушай, не пей, не кури; делай это в рабочий перерыв;

8.Не отвлекайся от работы для другого дела, а работай ровно;

9.Работа приступами, сгоряча портит и работу и характер;

10.Если работа не идет – не волнуйся; сделай перерыв, успокойся и снова за работу; полезно в случае неудачи работу прервать, навести порядок, прибрать рабочее место, облюбовать его и снова за работу;

11.В случае полной неудачи легче смотри на дело; попробуй сдержать себя и снова начать работу;

12.При удачном выполнении работы не старайся ее показать, хвалиться, лучше потерпи.

Представителем социального направления был П.М. Керженцев (1881–1940), сформулировавший теорию организационной деятельности. Выделив в научной организации труда три объекта – труд, производство и управление, он сконцентрировался на последнем, считая его наиболее важным. Под научной организацией управления Керженцев понимал определение наиболее рациональных приемов и методов выполнения управленческих действий, таких, как формирование организационных структур, распределение обязанностей, планирование, учет, подбор кадров, поддержание дисциплины.

Он считал, что в руководстве организациями разных сфер деятельности есть общие черты, поэтому возможна формулировка определенных общих принципов управления. К ним он отнес постановку целей и задачи, разработку планов, учет, контроль, координацию использования людских и материальных ресурсов. Керженцев был убежден, что инициатива подчиненных исполнителей придает организации дополнительные жизненные силы. Он также подчеркивал важную роль профессиональных руководителей, считая ее определяющей, так как в их руках сосредоточены рычаги воздействия на трудовой коллектив.

Другой сторонник социального подхода к управлению, Н.А. Витке, в своей социально – трудовой концепции управления производством четко разграничил управление вещами и людьми и сконцентрировался на последнем. главную задачу управления он видел в целесообразной организации людей как участников единой трудовой кооперации, сформулировав требования к руководителям: умение правильно подбирать персонал управленцев, четко распределить обязанности, намечать цели, координировать работу, осуществлять контроль.

Важной вехой в развитии социального подхода к управлению можно считать теорию административной емкости, выдвинутую Ф.Р. Дунаевским (1887 – 1960). Под административной емкостью он понимал способность управляющих руководить определенным числом подчиненных, что в настоящее время называют диапазоном контроля (нормой управляемости).

Несомненно, русские внесли определенный вклад в копилку мировых управленческих идей. Но, проблемы, стоящие перед Российским менеджментом остаются актуальными и в наше время. Россия находится на первом, переходном, этапе развития рыночных отношений. Задачи этого этапа:

  1. Достижение материально – финансовой сбалансированности народного хозяйства;
  2. Изменение стереотипов сознания и поведения;
  3. Подготовка кадров новой формации.

В менеджменте главной проблемой является работа с персоналом. Люди – это субъекты рыночных отношений. От квалификации, исполнительности зависит успех деятельности любого предприятия.

С начала радикальных рыночных преобразований в России прошло около 13-15 лет. За столь короткий срок объективно не могла появиться новая массовая генерация трудоспособного населения, разделяющая философию рыночной экономики, поэтому большинство работников в стране все еще имеет «советское» трудовое сознание. Суть трудовой мотивации у большинства работников в СССР сводилась к желанию иметь относительно гарантированную заработную плату при невысокой интенсивности и низком качестве труда. У советского работника преобладала привычка все блага получать от начальника, а не зарабатывать. Работник был консервативен, не желал, как

 правило, воспринимать  любые инновации, требующие переучивания, овладения новыми знаниями, навыками.

Другой субъект рыночных отношений – руководитель. Типичный представитель руководства – это администрация государственных предприятий, сохраняющаяся, как правило, при акционировании и приватизации этих предприятий. Лишь один из четырех руководителей читает литературу по социологии и психологии труда, экономике, финансам, менеджменту и маркетингу. На предприятиях, возглавляемых такими руководителями, продолжают процветать административно- командные методы управления, силовой нажим. Главная трудность в реформировании бывшей советской системы – это люди. России по прежнему не хватает современных эффективных менеджеров.

В настоящее время в России функционируют следующие предприятия:

  1. Государственные, не подлежащие приватизации. Специфика менеджмента на этих предприятиях, заключается в схожести с системой организации и управления на бывших советских предприятиях. Это, в первую очередь, полная ответственность перед владельцем собственности – государства, а также это ограниченность прав руководящего персонала, поскольку стратегию и тактику развития предприятия определяет вышестоящая организация.
  2. Приватизированные с участием либо без участия государства. Эта группа вызывает повышенный интерес к особенностям менеджмента. Менеджеры предприятий несут здесь всю полноту ответственности за управление предприятием. Сюда входит право: определять организационную структуру производства, устанавливать цены, определять количество и номенклатуру выпускаемой продукции, нанимать, выплачивать вознаграждение и увольнять работников, распоряжаться финансами предприятия.
  3. Частные (вновь созданные). Именно здесь открывается благоприятная возможность сочетать передачу менеджером максимума полномочий по управлению с одновременным повышением степени свободы действий исполнителей. В небольшом коллективе функции работающих строго определены, а контроль облегчен. Взаимозаменяемость и взаимозависимость работников внутри небольшого коллектива, доверительность между ними создают условия для эффективной организации труда. По существу, только такой коллектив способен гибко и эффективно реагировать на изменяющиеся экономические условия, идти на риск, осваивая новые производства и рынок инноваций. Таким образом, гибкость, высокая эффективность деятельности представляет собой основной капитал фирмы.

В числе особенностей менеджмента в России одно из ведущих мест занимает проблема регионов. Менеджер может столкнуться в своей деятельности с давлением со стороны местных органов власти. В действиях руководителей ряда отдельных регионов России прослеживается стремление: к автономности, самостоятельности в хозяйственном отношении; формированию замкнутого цикла производства и потребления, ввоза и вывоза товаров; самостоятельной внешнеэкономической деятельности; финансовому самообеспечению, точному самоизмерению собственных доходов и расходов.

Для того чтобы начать решать проблемы менеджмента в России, необходимо их четко выявить и определить. Проблемы, без решения которых говорить о дальнейшей интеграции в мировое сообщество нашего бизнеса было бы бессмысленно:

    1. Подготовка менеджеров в соответствии с мировыми стандартами;
    2. Понимание сущности менеджмента российскими руководителями;
    3. Неспособность принимать решения;
    4. Неумение менеджеров делегировать полномочия;
    5. Низкий профессионализм;
    6. Неумение прибегать к услугам независимых консультантов и консультационных фирм;
    7. Отсутствие достаточного внимания корпоративной культуре;
    8. Нехватка специалистов по антикризисному управлению и проведению банкротства;
    9. Неумение пользоваться приемами риск – менеджмента, боязнь инноваций;
    10. Недостаточное внедрение в управленческий процесс элементов информационного менеджмента;
    11. Непонимание возрастания роли quality – менеджмента или управления качеством;
    12. Неумение применять на практике современные методы и приемы менеджмента;
    13. Отсутствие навыков реализации продукции;
    14. Неумение эффективно управлять финансовыми ресурсами компании, использовать на практике современные методы мотивации;
    15. Отсутствие систематизированной теории российского менеджмента;
    16. Экологические проблемы (устаревшие оборудование и технологии);
    17. Осознание социальной ответственности менеджмента;
    18. Проблема налогового пресса и неопределенность механизмов ценообразования;
    19. Слабость законодательной базы;
    20. Отсутствие умения формировать команду, подбирать кадры.

К настоящему времени выработаны определенные направления для решения перечисленных выше проблем. Таких направлений – четыре.

  1. Воссоздание системы повышения квалификации на базе соответствующих отраслевых институтов и бизнес – школ.
  2. Подготовка российских менеджеров непосредственно за рубежом в ведущих школах менеджмента и центрах подготовки кадров.
  3. Перенятие опыта предприятий – мировых лидеров, самостоятельно формирующих кадры менеджеров.
  4. Создание Президентской программы подготовки управленческих кадров для предприятий РФ.

Основные задачи, стоящие перед менеджментом в России. Российские менеджеры должны:

  1. Обеспечить жизнеспособность своего предприятия в условиях возрастающей конкуренции, несмотря на любые изменения рынка;
  2. Добиваться максимизации прибыли в конкретных условиях рынка;
  3. Разработать и последовательно реализовывать программу развития коллектива предприятия, включая социальные проблемы, организовывать работу на базе современных эффективных методов;
  4. Совершенствовать работу предприятия на основе применения современных методов управления, улучшать организационную структуру предприятия, добиваясь эффективной работы каждого сотрудника в отдельности и всего коллектива как единой взаимодействующей системы;
  5. Разрабатывать и внедрять в практику более совершенные формы бизнеса, осваивая новые отрасли и сферы;
  6. Определять цели, соответствующие интересам фирмы, исходя из запасов рынка и потребителя;
  7. Уметь в разумных пределах идти на риск и быть способным нейтрализовать его воздействие;
  8. Внедрять теоретические разработки отечественной и зарубежной науки после адаптации к конкретным условиям;
  9. Подходить к управлению с учетом особенностей истории страны, российских условий бизнеса и российского менталитета;
  10. Уметь предотвращать и успешно преодолевать кризисные явления в процессе деятельности организации.

 


Информация о работе Особенности Российского менеджмента